Ты слишком жесток, вот что я тебе должен сказать. Таких, как ты, опасно пускать в космос – там все чересчур хрупко, да-да, вот именно, хрупко! Земля уж кое-как… приспособилась к таким, как ты, хотя это ей и стоило черти каких жертв.

фильм Солярис, 1972 г.

Два студента Кэмбриджа изменили мир к лучшему. Такое начало впору пришлось бы урбанистическому роману, а принадлежит материалу, в котором я призываю вас вспомнить все космические симуляторы, в которые вы успели поиграть за последние десять лет. Можете припомнить хотя бы пять, которые вам понравились? Хорошо. А откуда растут корни этих симуляторов. От двух студентов Кэмбриджа.

Дэвид Брэйбен и Иэн Белл родили новый эталон жанра в далёком 1984 году. Был ещё невообразимо красочный для того времени Wing Commander, однако в отличие от него, Elite акцентировала внимание игрока на свободе действия, отсутствию обучения и надоедливых напоминаний о заданиях. Elite мотивировала к исследованию космоса не потому что так задумали разработчики и снабдили игрока заданиями, чтобы тот не потерялся. Исследовать космос нужно было ради собственного интереса и выживания в его трудных условиях. Сюжетом давней игры был поиск потерянной планеты Раксла (мне интересно, её вообще хотя бы кто-то из читателей нашёл?). Эта условная задача из разряда «чтобы была» забывалась уже на второй-третий час игры и отпускала вас навстречу большим приключениям. Wing Commander пытался задержать у экрана своим сценарием, красиво поданными сражениями, режиссурой, но не всегда реалистично пояснял, почему в космосе сложно.

Ангары некоторых станций поражают своим гигантизмом

Позже вышли Elite 2: Frontier (март 1993) и Elite 3: First Encounters (апрель 1995), но дать серии новое дыхание полноценно не смогли. Перенос игры в псевдо-3D не сделал революции, как ожидалось, в то время как сам жанр стал загибаться, ориентируясь на столпы, заданные Elite.

Двадцать лет тишины. Двадцать долгих лет развития жанра без изначального титана, давшего людям пламя надежды. Многие думали, что «Прометей» в лице Elite погиб. Но он спал.

Создание сервиса Kickstarter позволило сделать игру под рабочим названием Elite 4. Она, как говорил Брэйбен, выдумывалась ими годами, но не могла быть воплощена в жизнь из-за несовременной политики издателей компьютерных игр. В результате, сиквел родоначальника жанра, каким мы знаем его сегодня, собрал около полутора миллионов фунтов стерлингов и стартовали два долгих года разработки. После мучительного бета-тестирования, произошли сложные роды космического шедевра под брендом Elite: Dangerous.

Elite: Dangerous учит, как выживать в космосе. Она не стремиться рассказать вам сюжет за 20 часов. Она не даёт поблажек в сражениях, она не заставляет постоянно выбирать каждую секунду. На мой взгляд, это лучшее, что может предоставить сегодня жанр, если не учитывать космические MMO, типа EVE Online. У Elite отсутствуют серьезные конкуренты, потому что управление кораблём от первого лица мы увидим только в грядущих No Man’s Sky или Star Citizen. В Elite вас ожидает огромный процедурно генерируемый мир, размером с нашу Галактику. Большинство скоплений воссоздано по реальным прототипам. Карта космоса постоянно расширяется разработчиками, при создании новых локаций, они опираются на данные астрономов.

Планетарный вид умиротворяет

Жизненных путей в игре хватает. Пират, охотник за головами, капер на службе Его Императорского Величества или политик, рассекающий космические течения — выбор за вами.

Специализация определяет, на судне какого типа,  в каком сегменте галактики вы появитесь и сколько окажется в ваших карманах валюты. Охотник за головами «родится» в звёздной системе мегаполисов, где жизнь кишит самым бешеным образом, а ученый-исследователь появится на пограничье с самыми неизведанными и холодными участками космоса. Мой выбор пал на наёмника — у них самая интересная жизнь.

Это интересно: Ничего не мешает мирному торговцу взять заказ на голову какого-нибудь отъявленного головореза и выполнить миссию, если это позволяет ему корабль.

Достичь богатства и власти в Elite: Dangerous  можно по-разному. Зарабатывать на смертях других игроков/ботов под управлением компьютера, разуплотнять астероиды на минералы, бороздить выгодные торговые пути и наносить на карты новые.

Прошло какое-то время и я осознал, что так больше продолжаться не может. Кредитов уже хватало на новое судно и я выбрал корабль, достойный моего потенциала. Новый челнок был больше и вмещал пушки внушительных размеров. Теперь игра выходила на новый уровень.

В Elite: Dangerous действует гибкая система репутации. Всё, что вы делаете, отразится на вашей узнаваемости в галактике. К примеру, если вы подбираете какой-то дрейфующий посреди космоса груз, на вас вполне могут обратить внимания органы правопорядка — обвинят в воровстве. На мой взгляд, это абсолютно нелогично де факто, а вот де юре крупный негоциант будет весьма признателен, если вы вернёте ему ценную деталь от корабля, найденную в космосе. Через суд.

Elite никогда не была дружелюбна к новичкам. Ни в коем случае бы не советовал ее начинающим фанатам космосимуляторов. Стимулятор фрустрации в Dangerous работает постоянно и на полную катушку. Что тут нажимать, чтобы взлететь, а как убрать закрылки, а как прочистить сопла, а как… ЧЁРТ, ТОПЛИВО НА НУЛЕ!

Когда корабль трещит по швам, времени на решение совсем мало

Бесконечное множество датчиков, нескончаемые входящие контакты — если вы фанат сеттинга Warhammer 40000 и хотели бы пройти карьеру от рядового пилота до капитана флагмана — добро пожаловать в игру! (Да, к тому же до релиза Battlefleet Gothic: Armada ещё прилично времени).

Стоит упомянуть, что оффлайн-режим игры — лишь верхушка айсберга. Когда я запустил онлайн-составляющую, с радостью слетал в несколько рейдов, объединившись с товарищами через игровую сеть Steam. Играть с живыми игроками интереснее, к тому же одновременно на сервере играет до нескольких тысяч пилотов. Игра капризна к интернет-соединению и в полном оффлайне работать ее заставить нельзя.

Когда вы будете запускать Elite: Dangerous, помните, что вы делаете это для удовольствия. Рано или поздно вы столкнётесь с непониманием: «А ради чего это всё?», «Где главная цель?». Да, в первой части хотя бы просили найти мифическую планету Раксла, а здесь цель  — выживать в космосе, поднимаясь на новые уровни социальной цепочки. Если вы хотите поиграть для удовольствия, а не для Великой Цели, рекомендую Elite для вас! Каждая история, связанная с космическими симуляторами — уникальна. Поэтому пишите свои в комментариях!