Я люблю, когда разработчики игр и софта не забывают великий и могучий русский язык. Да и трудно его забыть — на территории нашей страны проживает целая армия людей, сердечно любящих игры и полезные программы. Среди фанатов игр найдется немалое количество старых ролевиков, для которых аббревиатура RPG значит особенный, сакральный смысл. Когда они (и, может быть, вы тоже) уже успеваете соскучиться по какому-нибудь виду ролевых игр, разработчики магическим образом слышат вас и создают некую «поделку» в том самом «ракурсе», о котором вы мечтали. После приходят критики и начинают эти «поделки» оценивать. В этот раз произойдет так же и я заведу разговор о проекте Lords of Xulima.
В конце марта проект получил русскую локализацию, тем самым открыв себя для всех жителей нашей страны, которые не любят разбираться в иностранных буквах. Я советую посмотреть игру всем любителям Baldur’s Gate, серии Might & Magic (не той, которая Герои), Final Fantasy и даже старушки Ultima. Почему это должно вас привлечь? Из-за чувства ностальгии, повышенной, но все же регулируемой сложности, плюс из-за системы боев, которую мы не видели с Might & Magic X и Legend of Grimrock.
Сразу скажу, что игру можно «запороть» еще до того, как она начнется. Неверно подобранные классы в группе усугубят будущий геймплей в разы и заставят рвать волосы на теле. Причем, если вы будете опрометчиво пользоваться опцией «подобрать группу случайно», ничего хорошего не ждите. Да, в случае рандомного подбора, существует шанс «доползти» до конца игры, но с какими нервами…
Оказавшись перед выбором класса и божества, смело берите в группу вора — он услужливо будет вскрывать замки и любыми способами пакостить врагу, обезвреживая ловушки и уворачиваясь от ударов. Враги будут бить ощутимо на первых двадцати уровнях развития, а после будут буквально размазывать персонажей по стенке, поэтому без целителя вы не сделаете и нескольких уверенных шагов по миру Шулимы (да, именно такое название в локализации дали разработчики).
Шулима — мир, переполненный опасностями. Мир, переполненный проблемами, которые ваш отряд призван решить. Печальным испытанием вашей нервной системы является класс вашего главного героя — Исследователь. Чего скрывать, это самый бесполезный класс на первых этапах игры. Он может разве что напугать ребенка, а все монстры, включая даже самых безобидных чертяк будут фаршировать вас металлом направо и налево. Поэтому мой совет — держите своего протагониста подальше от цепких лап тварей, а то ни один клерик с того света не вернет.
Обучение в Lords of Xulima рассчитано на ветеранов жанра, которые не любят церемониться с десятком подсказок. Ходить научат, бить научат, тыкать в героев — тоже. Остальное познаете методом проб и ошибок.
Испанская компания-разработчик Numantian Games воссоздала с одной стороны крутую ностальгическую сагу о Diablo II. Почему? А потому что лишь к середине своего жизненного пути в творении от Blizzard, а то и ко второй трети вы начинали понимать, что качаетесь «не в ту ветку талантов». Персонаж часто умирал, а сбросить навыки разрешили лишь в одном патче, который вышел спустя N лет после выхода самой игры. В Lords of Xulima примерно так же. В деревнях есть мастера, которые обучают талантам, по миру любезные разработчики расставили усиливающие параметры чаши, но за получение уровня, вы можете распределить лишь пару очков в характеристики и 1 очко в умения. Таким образом вы либо постепенно идете по ступеням к божественному успеху, либо медленно роете себе могилу неверной прокачкой.
Из минусов выделяются бедность диалогов: шутки не всегда смешные, раскрытие персонажей происходит не полностью, да и злодеи харизмой не выделяются.
Плюсов больше: разгадывание головоломок затягивает не хуже, чем в The Wintess, а если вы собираетесь зачищать локации целиком, то вас ждет существенный бонус в виде дополнительного лута и опыта. Чтобы все кусочки логических паззлов в Lords of Xulima собирались, придется пошевелить мозгом не меньше, чем в той же Legend of Grimrock. Пошаговые бои могут застопорить процесс, но в этом есть вызов вашей любознательности.
Игровой процесс занимает от двух до десяти дней реального времени (или более сотни часов). Если вы — фанат RPG, который видел еще Baldur’s Gate в оригинале и испытал эстетический экстаз от Pillars of Eternity и Divinity: Original Sin - Enhanced Edition, то стоит обязательно посмотреть Повелителей Шулимы. И хотя графика не вселяет уверенности, что мы живем в 2016 году, истинным ценителям RPG это неважно. Нас издавна удерживал игровой процесс и наличие возможностей, отсутствующих в других проектах.