Жанр survival horror рассчитан далеко не на широкую аудиторию, но с каждым годом он набирает всё большую популярность, что не может не радовать всех любителей пощекотать себе нервы. Не разделяют эту радость лишь издатели компьютерных игр, которые неохотно вкладывают деньги в разработку «страшилок», поскольку велика вероятность не оправдать свои финансовые вложения. Но пока одни боятся, другие делают. Независимые шведские разработчики из Frictional Games, которых вы можете знать по играм серий Penumbra и Amnesia, остались верными себе и выпустили научно-фантастический survival horror SOMA, отличительной особенностью которого являются подводный сеттинг и сюжет, что не совсем свойственно для этого жанра.
Это был бы совсем не хоррор, если бы кроме безобидных роботов в домашних тапочках на станции не было бы ни души. Где-то в мрачных коридорах обитают твари, которые издают весьма неприятные звуки и странным образом воздействуют на сознание Саймона при приближении к нему. Контакт с ними фатален, поэтому лучше держаться от них подальше. Здесь стоит отметить интересную реализацию стэлс-составляющей проекта, которая несколько отличается от привычной игры в прятки с отсиживанием в тёмных закоулках и выглядыванием из-за угла. Каждая разновидность обезумевших тварей при небольших внешних различиях отличается манерой поведения и имеет свою характерную особенность. При встрече с ними лучше проявить сообразительность, так как это позволит значительно упростить прохождение и немного поберечь нервные клетки. Хотя очень страшной игру назвать нельзя, но в определённые моменты SOMA бывает на редкость мерзкой.
Если попытаться охарактеризовать игру буквально в двух словах, то это своего рода симбиоз таких игр, как Bioshock, Dead Space и, конечно же, Amnesia. Подводный мир, тёмные коридорные уровни заброшенной научно-исследовательской станции, а также уже привычная игровая механика, основанная на исследовании игрового мира, решении различных головоломок и полной неспособности постоять за себя. Такой расклад мог бы расстроить не только тех, кто знаком с проектами Frictional Games, но и тех, кто предпочитает действовать, нежели отсиживаться в кустах и постоянно прятаться. Но не стоит делать выводы раньше времени, поскольку в этот раз акцент сделан на глубокий сюжет с философским подтекстом и потрясающую атмосферу безысходности.
К балансу уровней в игре нет никаких претензий. Мрачные коридоры аля Dead Space то и дело сменяются на просторные подводные локации. В такие моменты можно отдохнуть от блуждания в закрытом пространстве и побродить по дну океана. Игру лучше проходить неторопливо, внимательно изучая окрестности, читая все найденные записки и слушая аудиозаписи. К сожалению, SOMA не локализована, но присутствуют субтитры на русском языке. Именно тогда начинаешь проникаться лором игры, а шикарное звуковое сопровождение, потрясающая атмосфера и непосредственно сам сюжет вызывают просто непередаваемые ощущения. Начинаешь буквально верить в происходящее на экране.
И чем дальше продвигаешься по сюжету, тем интереснее становится узнать, чем всё закончится, если закончится вообще. Сюжет игры несвойственен для жанра хоррор, поскольку затрагивает такие человеческие вопросы, на которые весьма непросто получить однозначные ответы. Тонкая философская нить, поставленная во главу угла, проходит сквозь всё повествование, да и по ощущениям SOMA больше напоминает научно-фантастическую адвенчуру, нежели survival horror в привычном его понимании. Для кого-то это может и минус, но мы точно так не считаем.
Исследование локаций и решение головоломок занимают большую часть игрового времени, если не считать то время, которое тратится на игру в «кошки-мышки» с монстрами. Если бы не головоломки, то время прохождения игры сократилось бы в разы, а так при внимательном прохождении и периодических «тупиковых ситуациях», когда иной раз не знаешь, что делать дальше, SOMA играется гораздо дольше, чем среднестатистический инди-проект такого уровня. Словом, с продолжительностью у игры всё в полном порядке.
Полное отсутствие внутриигрового интерфейса и карты местности, а также простая невнимательность могут значительно усложнить задачу, да и головоломки в игре далеко не все очевидны. Но достаточно просто почаще смотреть по сторонам и решение обязательно найдётся. Большинство загадок из разряда «найти место, где лежит предмет, потом найти устройство, где его можно отремонтировать, а потом найти дверь или терминал, куда его можно вставить». Но есть и более изощрённые головоломки, которые наверняка понравятся тем, кто не ищет лёгких путей. Если с атмосферой и сюжетом в SOMA всё в полном порядке, то техническая реализация несколько подкачала. По крайней мере, это относится к версии игры для PlayStation 4. Графически проект выглядит весьма посредственно, хоть это и не так сильно бросается в глаза, учитывая мрачную цветовую гамму, в которой выполнены практически все локации. В большей же степени впечатление от игры портят долгий загрузочный экран, очень частая подгрузка уровней, когда игра буквально «замирает» на какие-то доли секунды, а также местами катастрофически падающий фреймрейт, что наблюдается даже в самых, казалось бы, безобидных ситуациях. Впрочем, всегда можно сделать скидку на бюджет. Но все эти недостатки с лихвой компенсируются плюсами игры. SOMA ставит на повестку дня весьма необычные вопросы, ведь каждый человек уверен, что именно он контролирует своё сознание. А что, если это не совсем так?
Игра доступна для PlayStation 4, Windows, Mac и Linux с субтитрами на русском языке.
Итоговая оценка iGuides: 4.4
Разработчики из Frictional Games вновь активировали свой конвейер страха, только на этот раз поставив его в режим «Еasy». SOMA – это чертовски атмосферная научно-фантастическая адвенчура с элементами хоррора и глубоким философским сюжетом, затрагивающим извечные вопросы экзистенции. Несмотря на не самую лучшую техническую реализацию, SOMA оставляет после себя приятное послевкусие. Если вы ищете потрясающую и одновременно пугающую атмосферу, захватывающий подводный сеттинг, необычный стэлс и интересные головоломки, то вам определённо сюда. Только не забудьте захватить с собой акваланг.Все скриншоты, представленные в рецензии, сделаны на системе PlayStation 4.