Если вам нужно сохранить послание на века, как этого добиться? Высечь его в камне? Вырезать на золоте? Или составить послание столь мощное, что люди не смогут не передавать его грядущим поколениям? А может, построить на его основе религию, задействовать человеческие души? А может, к примеру, учредить тайное общество?

Робин Слоун. Круглосуточный книжный мистера Пенумбры

Самобытная. Таинственная. Мудрая. Заставляющая мыслить нестандартно. Развивающая кругозор.

Эти фразы в первую очередь приходят на ум, когда запустив The Witness, играешь в нее час-другой. А вот уже и день-другой… А вот пошла неделя. И всё помышляешь, когда же она уже отпустит? Но нет — держит до последнего, потому что человечество в своём стремлении познать непознанное стремилось раскрывать всегда раскрывать тайны.

Джонатан Блоу однажды подарил миру игру Braid. Произведение искусства, больше чем игра, Braid заполучил сердца тысяч игроков. Благодаря своему уникальному арт-дизайну, подаче сюжета и игре с отматыванием времени вспять. Казалось бы, ну что удивительного в забавах со временем. Мы встречали подобное ещё в стародавнем Prince of Persia. Но в Braid была заложена громадная идея, целый пласт идей и мыслей, которые обрели форму в красочной игре, в которой забавный герой с большой головой путешествует по запоминающемуся яркому миру и с виду всё напоминает Марио, если бы не логические задачи, порой заставляющие думать вас совершенно нелогично. А позже вообще выяснялась история про бомбу и… Сами пройдете, если захотите, обойдусь без спойлеров.

Логотип игры

После Braid наступил длительный перерыв. Молчание и уныние. Однако и оно не продлилось вечно. Но больше десяти лет фанаты невероятного продукта продолжали ждать новостей о тайном проекте, над которым корпели умы разработчиков под руководством Джонатана Блоу. И после того, как была анонсирована The Witness, сердца сообщества забились в разы чаще. И было почему.

The Witness — 3D-головоломка, созданная Thekla, Inc. за долгие годы небольшого финансирования и теперь изданная компанией Sony для PlayStation 4 и отдельно для Steam.

И хотя отдельные игроки уже успели оповестить о том, что их «тошнит от игры» (в том смысле, что The Witness вызывает головокружение и тошноту), создатели уже клепают патч по исправлению настроек, создающих подобные казусы.

Райские пейзажи разбавляют головоломки

Если Braid был поделён на уровни, то The Witness совершенно не копирует своего предшественника. В нашем распоряжении отдельный остров, переполненный яркими красками и зачастую кажется, что на нем только мы и живём. Но кто тогда понаставил все эти бесконечные загадки? Огромное, колоссальное, непередаваемое, ДА БОЖЕ СКОЛЬКО ИХ… количество загадок! Но всё же одна параллель с Braid существует — остров поделён на регионы, но они не подгружаются отдельно, а доступны сразу (если разгадаете загадки).

Тайны и секреты — фундамент реиграбельности проекта. В самом начале вы с легкостью разгадываете комбинации точек и лабиринтов. После они слегка отнимают у вас время. После сложность возрастает… лабиринты  на замках становятся запутаннее. И вот, вы приходите к последней загадке в большом регионе, решаете её и… понимаете, что ответ вас не устроил. Потом второй регион, третий. Выясняется, что каждая задачка в игре — это не просто хитрый тренажер для мозга. Это в первую очередь звенья одной большой цепи, которые только вы можете сложить в единое целое. Сложить, используя острый ум и почти эйдетическую память. Я на полном серьёзе сидел и зарисовывал решения на одной бумажке, а когда она кончалась, брал новую.

Скажи "друг" и входи

Пройдя игру почти до конца, я почти подобрался к решению всей сложной схемы и могу с уверенностью сказать, что можете не сомневаться в создателе сеттинга Braid — он заготовил огромную Истину под конец.

Творческая задумка некоторых головоломок потрясает воображение. Статуи, застывшие в смертельной схватке или банальный кубик-рубик, развёрнутый на двери — предстоит попотеть, чтобы добраться до конца хотя бы региона Храм.

Графически The Witness напоминает No Man’s Sky, которую мы с нетерпением ожидаем в 2016 году. Та же бросающаяся в глаза гамма текстур, схожая физика и спокойная музыка. Эта 3D-головоломка не станет игрой на пару вечеров, а благополучно скушает у вас чуть ли не неделю, и это в лучшем случае. Я рекомендую игру как подросткам, так и взрослым ценителям прекрасных задач на логику. Сегодня и ВОТ ТАК тоже учат мыслить логично.

Итоговая оценка iG: 4.2/5.0

Читать далее