«Что сильнейшее оружие человечества? Божественные машины Адептус Механикус? Нет! Легионы Астартес? Нет! Танк? Лазган? Кулак? Нет, нет и нет! Мужество, и мужество выстоять в одиночку против всех!»
Лорд-Командующий Солар Махариус

Молитесь Богу-Императору или поклоняетесь Хаосу? Сейчас мы разберемся не только с этим. Сколько вы знаете о вселенной Warhammer 40000, и зачем вообще ей интересуетесь? В курсе ли вы, что прошло ровно 30 лет с тех самых пор, как появился первый Spacemarine? Первый космический десантник сошел с конвейера известной компании Games Workshop и стал достойным началом богатейших коллекций любителей настольных игр и миниатюр. В связи с этим я расскажу, что вообще происходило с сеттингом Warhammer 40000 и как он развился за 30 лет.

Все началось в мохнатом 1987 году. Несмотря на то, что формально 30 лет исполняется в 2017, юбилейное переиздание самого первого космического десантника решили сделать уже сегодня.

Warhammer 40000 — удивительная вселенная. В ней есть сотни историй, тысячи персонажей и все для любителя почти любого сеттинга. Если вы любите огромные космические корабли и бластеры в Звездных Войнах — здесь этого в достатке, чего стоят только местные флагманы.

Колоссы боевых судов проплывают на фоне циклопических пустотных доков и планетарных фортов, а залпы макропушек звучат в унисон с лэнс-излучателями, пестря светом покуда хватает глаз. Защита многоуровневых систем корабля круглосуточно на стороже: торпеды готовы вылетать в любой миг и вступить в беззвучный ужас пустотной войны, орудия планетарной обороны — вгрызться в титановые сплавы вражеских машин, чтобы вырвать победу финальным грохотом  разрывающегося на куски судна противника.

Император Человечества

Романтика… Warhammer 40000 с конца 80х воплощает в себе все, что должно быть определением термина варгейм. А с чего все начиналось?

Истоки Молота Войны

Два британца Рик Пристли и Энди Чамберс в 1987 году решили переработать вселенной Warhammer Fantasy в более суровом научно-фантастическом настроении. Результатом стал одиозный сеттинг, тревожно трогающий наши умы и в повседневной жизни. Фразу «Кровь богу крови» мы слышим даже в некоторых пабликах, жестоко перефразированную извращенными умами современности.

Изображение 3

Настоящим праотцом Warhammer 40000 смело можно считать дизайнера Рика Пристли. Именно он корпел днями и ночами над историей вселенной и размышлял о великих делах космических десантников. На тот момент Warhammer Fantasy Battles уже имели вторую редакцию правил, и на их основе Рик создал основной свод правил, продолжающий обновляться и пополняться. Позже в журнале White Dwarf  были опубликованы дополнительные выдержки правил и листы армий, которые серьезно увеличили размер вселенной, однако и добавили путаницы.

White Dwarf — журнал, издаваемый британской компанией-производителем настольных игр Games Workshop. Выпускается, начиная с 1977 года. Вначале был посвящён разнообразным ролевым играм, позднее сосредоточил внимание на варгеймах, издаваемых Games Workshop — Warhammer 40,000, Warhammer Fantasy Battles и настольному Властелину Колец (по информации Википедии).

Warhammer 40000 — торжество эклектизма. Это означает, что каждая из противоборствующих сторон права по своему и то, что игрок/читатель становится свидетелем не методичного скрещения противоположных положений. Как говорил Лейбниц: «Все системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают».

И ведь верно! Куда не глянь, то огромные космические десантники с двумя сердцами и набором улучшенных органов, закованные в керамитовую и пласталевую силовую броню, сражаются мечами, копьями, молотами, топорами (силовыми или цепными) и рассказывают серьезные философские вещи о добре, зле, ангелах, демонах, предательстве, воинской чести, настоящей мужской дружбе и проблеме отцов и детей.

Изображение 4

А уж ворох источников вдохновения авторов, повлиявших на развитие вселенной, просто неисчислим. Среди них замечены мифы древней Греции, Рима, Персии, Скандинавии, Египта, различные оккультные учения. Хватает и отсылок к книгам Джона Р. Р. Толкина, Фрэнка Герберта, Майкла Муркока, Роберта Хайнлайна, Гарри Гаррисона, Стивена Кинга, Дж. Мартина. Исторических источников и того больше. Warhammer 40000 — грандиозный памятник истории Человечества. Но сразу ли он им стал? Как в компании Games Workshop появилось столько умных людей, готовых создавать памятники и прочие золотые статуи Императору?

Начало положило Warhammer 40,000: Rogue Trader, первое издание игры, вышедшее в 1987 году. Тогда большая часть состава армии игрока, определялась случайным образом, путём бросания игральной кости. Это налагало, мягко говоря, некоторые сложности. Тебе повезло — лазганы и болтеры твои. Тебе не повезло? Изволь, умыться кровью.

Изображение 33

Второе издание правил грянуло в 1993 году, и его уже выпускали под руководством Энди Чамберса. Пристли «надизайнил» крутейшую вселенную с точки зрения сюжета, а вот в настольную игру внес ряд сложностей, с которыми пришлось разбираться.

Второе издание включало в себя миниатюрные фигурки космодесантников и орков, декорации, игральные кости и сами правила.

Позже пришел урожайный 1998, и третье издание порадовало сразу кучей новых рас. Темные Эльдары, Некроны, Сестры Битвы и Тау вступили в настольное противостояние, силясь преодолеть финансовые трудности, которые возникали у Games Workshop временно за 11 лет существования сеттинга.

Изображение 33

Последующие издания дорабатывали вселенную, и последнее из них было выпущено в 2014 году и стало седьмым по счету. Помимо регулярных изданий сеттинг получил развитие со всех сторон (и с сюжетной, и со стороны армейских листов) при помощи кодексов каждой из фракций, введенных в 1998 г. Новые кодексы выходят и по сей день чаще крупных изданий правил, затыкая пробелы там, где они есть.

Позже в продажу поступили настольные ролевые игры серии «Warhammer 40000 Roleplay», для которых фигурки уже не требуются.

Это интересно: В одной из встреч с инвесторами осенью 2015 GW, как говорит Википедия, рассказали, что только 20 % их клиентов — игроки. 80% — хоббисты.

Черная библиотека

Безусловно, Games Workshop не стали первыми, кто задумался создать целую книжную вселенную вокруг своих творений. Со всех сторон это было выигрышно — твой фантастический мир полюбят, почитают драматичные истории с персонажами из сеттинга, а после только нужно выпустить уникальные миниатюры героев, которые раскупят, как горячие пирожки. Успешная формула, но для того, чтобы она работала, нужно сделать книжную серию действительно популярной, а лучше — всемирно известной.

GW учредили издательское объединение BL Publishing, одно из подразделений которого — Black Library, издает не только художественную литературу, но и кодексы с книгами правил.

Изображение 51

Изначально писали истории для компании менеджеры и талантливые игроки. Но после денег хватило на привлечение профессионалов своего дела. Black Library прославила на весь мир молодых фантастов Грэма Макнилла, Бена Каунтера, и Аарона Дембски-Боудена. Писавший сценарии для Star Trek и Doctor Who Джеймс Сваллоу также решил попробовать себя в новеллах о космодесанте, а из литературного пула Marvell удачно перешел молодой Дэн Абнетт.

Изображение 1

GW не прогадали. Именно два романа Абнетта: «Возвышение Хоруса» (2006) и «Легион» (2008), стали мировыми бестселлерами, что редко случается с мерчандайзинговой фантастикой, издание которой, в основном, рассчитано на фанатов.

К сегодняшнему дню выпущено более сотни произведений по Warhammer 40000, из которых самой крупной серией является драматичная Horus Heresy, вмещающая более 40 книг и 50 рассказов. Трагедия, разворачивающаяся в произведениях о примархах в тридцатом тысячелетии, продалась колоссальным тиражом, установив новые рекорды для такой нишевой вселенной. С тех самых пор Warhammer 40000 окончательно перестал быть нишевым, и решено было популяризировать бренд путем создания серии видеоигр в самых разных жанрах. Не обошли стороной и экранизации, но обо всем по порядку.

Бог-Император одобряет игры

GW обязаны были догадаться, что видеоигры — это новая реальность для их вселенной и новый способ извлечения прибыли. Да, безусловно, они пришли к этому, но далеко не всегда правильно использовали это секретное оружие. Практически все игры создавались на аутсорсе под контролем правообладателей, но 70% из них, если не больше, оказались шлаком.

Первой увидела свет в 1992 году игра Space Crusade (разработчик: Gremlin Interactive), выпущенная на платформы PC и ZX Spectrum. Это была пошаговая тактическая стратегия, где нужно было брать на абордаж корабли космических орков, уничтожая зеленокожих, играя за космодесант. После вышел первый Space Hulk (1993 год, Electronic Arts), который имел такие же цели. Разработчики пытались «креативить», включив в тактическую стратегию элементы FPS (пытались спародировать выходивший в 1992 Wolfenstein 3D).

Изображение 31

Final Liberation, грянувшая в 1997 от компании Holistic Design разбавила атмосферу застоя идей. В игре использовались ролики с живыми актерами, которые и по сей день служат вдохновением создателям видео по вселенной. Общей продолжительности отснятого контента хватало на целый фильм.

Но потом пришел все тот же урожайный 1998 год, и вышла Chaos Gate от Random Games. Она была признана прессой того времени лучшем представителем жанра после XCOM, на движке которого и была разработана. Не геймплеем единым она была увековечена в памяти миллионов игроков. Саундтрек за авторством американского джазового пианиста и композитора Джима Крю стал легендой сеттинга. Литании на латыни, кантаты и суровые мужские хоры создавали вокруг игрока ту нерушимую атмосферу Warhammer 40000.

Изображение 2

А вот дальше и рассказывать как-то стыдно за редким исключением. В 1999 году вышла Rites of War, созданная на движке Panzer General 2. Сотни пользователей, судя по отзывам, удаляли игру после прохождения 2-3 миссий, настолько она была отвратительно сделана. На ней просто решили сэкономить, привыкнув, что продукты Warhammer хорошо покупались. Это стало роковой ошибкой и в этот раз, и в следующий, когда в 2003 году была издана Fire Warrior, оказавшаяся посредственно экшеном, призванным собрать свою прибыль, не привнеся ничего интересного и важного как в жанр, так и во вселенную. Проект провалился, но именно с него началось длительное сотрудничество Games Workshop и THQ, которые дали Warhammer 40000 новое дыхание, а после ввергли игровую вселенную в безвременный стазис для PC и консолей.

Изображение 11

Dawn of War поменяла настоящее и будущее. Стратегическая серия, ставшая иконой для фанатов серии, привлекла в мир Warhammer 40000 целый легион новых неофитов. Это был грандиозный успех, и к оригинальной стратегии вышел ряд аддонов, раскупленных с прежним успехом. И хотя Blizzard на тот момент уже отметила все постулаты стратегий с сюжетом в Warcraft III, оказывается, Warhammer нуждался в том же самом. Впоследствии появились сиквелы, вторая часть с громадным количеством дополнений, которые превратили стратегию в тактическую RPG в реальном времени с видом в изометрии с возможностью приближения камеры. Это были верные идеи, позволившие сделать стратегию еще популярнее, однако, скоро компанию THQ ждало банкротство из-за повально пиратства их продуктов и низких продаж других серий, как Darksiders.

Именно по этой причине заглохла разработка Dark Millenium. Игра должна была стать первой MMORPG по Warhammer 40000, и на нее возлагались большие надежды — Vigil Games умели делать тщательно и вкусно.

А потом грянул Space Marine. Шикарное воплощение вселенной, уникальный сюжет, который, к сожалению, не был воспринят аудиторией. Игра включала и мультиплеер, который лег в основу проекта Eternal Crusade — еще одной современной попытки перенести Warhammer 40000 в русло MMO.

Eternal Crusade не выглядит провальной игрой, но сейчас у нее лицо проекта, готового привлечь тратить деньги вновь только фанатов серии. Изначально была идея сделать расу орков бесплатной, а доступ ко всем остальным можно было получить после разовой оплаты игры. На момент написания этого материала Eternal Crusade находится в раннем доступе, и 14 апреля получила патч, повысивший оптимизацию игры и поправивший часть физики. К тому же, Eternal Crusade станет первой игрой, где позволят сыграть за орков и эльдар от третьего лица.

Изображение 53 

Главной игрой этого года по вселенной стала Battlefleet: Gothic Armada. Читайте наше подробное превью про Церкви в небесах, а рецензию в самое ближайшее время.

Где-то в параллельной вселенной мобильного геймдева выросло и возмужало более 10 игр в сеттинге Warhammer 40000. Я могу выделить лишь четыре из них, которые могут достойно носить название адекватных: Talisman: Horus Heresy, Drop Assault, Freeblade и Space Wolf (эту игру для iOS и Android разработала студия HeroCraft из Калининграда). И если в Warhammer есть о чем смотреть фильмы, так это об эпохе легенд и становления  Империума — Великом Крестовом Походе и Ереси Хоруса.

ФИЛЬМ! ФИЛЬМ! ФИЛЬМ!

Пытались ли экранизировать драматичные истории о межзвездных отцах и детях? Об Императоре Человечества и его планах? О примархах и их грехах? Не пытались.

А вот истории о космодесантниках и истреблении их врагов — да. Неудивительно, что получилось кроваво и скучно. Я веду речь в первую очередь о анимационном 3D-фильме Ultramarines. Сюжет к нему написал уже известный Дэн Абнетт, поэтому на фильм возлагали большие надежды. Хорошим его можно назвать лишь с двух сторон: он тщательно прописал быт космодесантников и является единственным анимационным памятником Warhammer 40000 на сегодняшний день.

Конечно, в планах существуют мифические Exterminatus и Lord Inquisitor. Но если первый уже 4 года как мертв, то Lord Inquisitor готовится показать пролог в мае 2016, а полный фильм, продолжительностью, к сожалению, не более 20 минут, в апреле 2017. Этот фильм делает команда энтузиастов, образовавшаяся вокруг человека, работавшего в компании Crytek. Команда распространяет его абсолютно бесплатно, а требуемые затраты на разработку возмещает через рекламные кампании на Kickstarter. Кстати, сценарий фильма пишет Аарон Дембски-Боуден из Black Library.

Но почему известны только единичные случаи экранизации вселенной? Корни этой проблемы лежат в далеких 90-х, когда GW заявили, что не собираются кому-либо отдавать права на экранизацию, поскольку «не уверены в возможности адекватного воплощения» своей вселенной Голливудом и кем-либо еще. Особенно грустно, что пока действуют множественные рейтинговые комиссии и цензура, GW правы. И хотя фильм Судья Дрэдд пошатнул некоторые столпы цензуры и приблизил возможную экранизацию Warhammer, пока достойных сценариев, удовлетворяющих GW не задокументировано. Сюжетов — пруд пруди, если бы не пресловутое деление на Добро и Зло. В мировой прокат сложно выпустить фильм, где каждый герой, даже убивающий во имя гордыни, прав по-своему. Назвать добрых персонажей не представляется возможным без сарказма. Показать это грамотно, чтобы не склонить детей в ненужное русло — трудно. Дать фильму рейтинг 18+ возможно, но и это не всегда спасает от волны критики.

Что в итоге?

Сказать, что Warhammer 40000 переживает не лучшие времена после 30 лет развития, значит не быть компетентным. Сейчас вселенная чувствует себя прекрасно после запуска настольного сеттинга Horus Heresy, в рамках которого издаются миниатюры примархов и легионов, которые были славно воспеты в книгах-бестселлерах. «Сороковник» пытаются сделать близким детям и тем самым завлечь новую аудиторию в продукт (чего стоят только недавно вышедшие полумультяшные миниатюры механикумов), а вот весь визуальный трэш и пафос остался жить в старой доброй Ереси Хоруса, которую дальше пытаются продвигать GW. Было бы грандиозной новостью услышать что-то о фильме или игре о том времени с достойным сюжетом и графикой.

Изображение 42

Одной из последних ожидаемых новостей, муссируемой на тематических форумах, может стать анонс Dawn of War 3 или Space Marine 2 за издательством SEGA в 2016 году. На эти проекты стоит надеяться, и если вы хотите, чтобы игры по вселенной Warhammer 40000 вообще выпускались, покупайте их, а не пиратьте.