SMS

Сложно найти человека, который не отправлял и не получал SMS-сообщения. Это один из старейших способов общения по мобильному телефону — ему уже больше двадцати лет. В сегодняшнем выпуске «Как это работает» — рассказ о технологиях SMS и MMS.

SMS — сервис коротких сообщений (Short Messaging Service), осуществляющий передачу небольшого объема данных в сети сотовой связи. Концепция SMS была разработана Фридхельмом Хиллербрандом и Бернаром Гиллебертом в 1984 году. Они предложили передавать данные между телефонами в тот момент, когда ресурсы сети GSM простаивают. Длина сообщения ограничивалась 128 байтами, это стандартный размер пакета сигнала.

Тестовое SMS-сообщение было передано в 1992 году в сети британского оператора Vodafone. В 1993 году абоненты сотовых операторов в Швеции, США, Норвегии, Великобритании и Финляндии начали отправлять первые сообщения. Первым телефоном с поддержкой SMS стал аппарат Nokia. Сейчас SMS поддерживают все типы сотовых сетей: GMS, 3G, NMT, CDMA, UMTS и другие.

Одним сообщением в SMS можно передать 160 символов в 7-битной кодировке (арабские цифры и латинский алфавит), 140 символов в 8-битной кодировке (алфавит французского и немецкого языков) и 70 символов в 16-битной кодировке (кириллица и иероглифы). Вместе с текстом в SMS передается другая информация: время отправки, номера получателя и отправителя, схема кодировки, идентификатор протокола, сообщение о доставке и прочее. Эти данные позволяют адресовать сообщение верному адресату и обеспечить читабельность сообщения.

При передаче большего объема данных текст разбивает на несколько сообщений. Каждое из них содержит дополнительную информацию о количестве сегментов текста и номер сегмента.

После отправки с телефона SMS-сообщение попадает на сервер, где хранится до тех пор, пока не будет доставлено получателю. Сервер выясняет, находится ли получатель в сети, и где именно. Когда местоположение определено, сообщение передается на базовую станцию, к которой в настоящий момент подключен абонент, а оттуда — на его телефон. SMS придет даже в том, случае, если абонент разговаривает по телефону или потребляет интернет-трафик. Схема кажется простой, но на деле в ней задействованы почти все элементы сотовой сети.

Отправить SMS можно даже в том случае, если телефон получателя выключен — сообщение придет, когда он появится в сети. Поскольку при отправке SMS используется полоса с более низким приоритетом, чем каналы для голосового канала и интернет-трафика, сообщение может быть доставлено получателю с большой задержкой либо не доставлено вовсе. Небольшой процент сообщений теряется даже при нормальном функционировании сети.

Многие мобильные приложения (например, мессенджеры и банковские) используют SMS для регистрации пользователей, социальные сети (Twitter, Facebook, ВКонтакте) и почтовые сервисы — для двухфакторной верификации и восстановления пароля.

С 1998 года существует SMS-биллинг — списание со счета абонента денег после отправки SMS на короткий номер. Этот вид оплаты используется при сборе пожертвований, голосовании, оплате виртуальных или реальных товаров или услуг. Он имеет ряд недостатков, которым пользуются мошенники: указывают заниженную цену на SMS-сообщение или пишут, что оно бесплатное, оформляют без согласия абонента долгосрочную подписку, отправляют SMS скрытыми способами и так далее. Операторам такой вид мошенничества даже выгоден — их комиссия составляет примерно половину стоимости SMS. Сейчас на смену SMS-биллингу приходит «операторский биллинг» — списание денег со счета абонента без использования SMS. Этот вид оплаты позволяет исключить сомнительных посредников, крупные торговые площадки сотрудничают напрямую с операторами.

Некоторые компании используют SMS в рекламных целях и осуществляют рассылку по базе своих клиентов или случайным абонентам. Российское законодательство запрещает такой вид рекламы, если организация не получила прямого согласия абонента. Для борьбы с SMS-спамом выпущено несколько мобильных приложений (РосСпамSMSCop), а в следующем году в России будет создана база номеров, владельцы которых запретят присылать им рекламу, даже если ранее давали согласие.

MMS — сервис мультимедийных сообщений (Multimedia Messaging Service). С его помощью можно отправлять на телефоны или электронную почту фотографии, видео или звуковые файлы. MMS-сообщение состоит из двух частей: SMS стандартной длины и мультимедийного файла, который сохраняется на WAP-сервере оператора. Если телефон получателя не поддерживает загрузку мультимедиа, будет показана ссылка на файл. Спецификации MMS ограничивают размер отправляемого вложения 999 килобайтами, российские операторы установили лимит в 300 килобайт. Как правило, отправка MMS стоит значительно дороже SMS, входящие сообщения обоих типов в России не тарифицируются.

SMS и MMS — сложный, дорогой и ненадежный способ доставки сообщений, но он работает на всех мобильных телефонах и не требует тарифицируемого покилобайтно интернета, поэтому еще долгое время сможет составлять конкуренцию бесплатным мессенджерам.

Читать далее