Алексей НикишинАлексей Никишин — российский фотохудожник, член Международного союза художников, Творческого союза художников России и Союза фотохудожников России, один из ярких, запоминающихся и узнаваемых мастеров современной фотографии. Можно долго рассказывать про заслуги Алексея. Его работы появлялись на страницах популярных глянцевых изданий, например, Maxim, FHM, GQ, Billboard и Fashion Collection, в российских и зарубежных изданиях опубликованы десятки статей о фотографии, а по всему миру прошло огромное количество персональных и коллективных фотовыставок. Один из самых запоминающихся проектов Алексея Никишина — цикл «В роли себя», состоящий из нескольких выставок психологических портретов известных российских музыкантов, актеров театра и кино, телевидения и шоу-бизнеса. Перед его объективом побывали Андрей Макаревич, Вячеслав Бутусов, Чулпан Хаматова, Антон Макарский, Артур Смольянинов, Игорь Кваша, Анастасия Волочкова, Роман Виктюк и многие другие.  Но сегодня речь пойдет не об этом. Алексей Никишин также занимается мобильной фотографией, участвует в развитии айфонографии в России — именно это стало темой для интервью.

alexey-nikishin-aifonografia-001.jpg alexey-nikishin-aifonografia-003.jpg
© Алексей Никишин // Айфонография

Алексей, вы много снимаете на мобильные устройства. С чего началось ваше увлечение?

Началось все просто — я купил телефон с камерой и начал снимать. Как, наверное, у всех это бывает. Конечно, я и до этого много снимал — 10 лет на разные камеры. Жанр на Leica, портреты на Rolleiflex, коммерцию на Canon. Все это наложило отпечаток на то, как и что я снимаю сейчас на Айфон. Без того прежнего опыта не было бы и моей теперешней айфонографии. 

Какими проектами, связанными с мобильной фотографией, вы сейчас занимаетесь?

Сейчас мы вместе c Марией Рыбаковой делаем большую Бьеннале новейших фотографических течений, которая посвящена мобильной и компактной фотографии — фотографии, снятой на портативные и компактные камеры или мобильные устройства. Это открытый всероссийский проект, в котором может принять участие любой желающий из России: как профессионал, так и любитель. 
Параллельно читаю лекции по айфонографии в разных институциях и даже коммерческих компаниях. Видимо, сейчас какой-то бум, все хотят снимать на Айфон также круто, как другие снимают на профессиональные камеры.

alexey-nikishin-aifonografia-004.jpg alexey-nikishin-aifonografia-005.jpg
© Алексей Никишин // Айфонография

Можно сказать, что камера смартфона стала частью вашей работы или это все-таки хобби?

Мне интересно только то, что мне интересно. Всем остальным я просто не занимаюсь. Поэтому мне сложно разделять работу и хобби, у меня все вместе. Бывает, хочется снимать — я снимаю. А бывает совсем наоборот. Хотя, конечно, все, чем я занимаюсь, так или иначе связано сейчас с фотографией. 

Есть мобильные фотографы, которые вдохновляют вас? На чьи аккаунты в Инстаграм стоит обратить внимание?

Так я давно фотографирую, и видел уже очень много, я не смотрю аккаунты других фотографов — вдохновляюсь где-то в других местах. Я с удовольствием смотрю авторов, работающих в  смежных творческих дисциплинах: художников, дизайнеров, кураторов, просто каких-то творческих людей и моих хороших знакомых. Вот, например, три совершенно разных автора из моего списка: Ай Вейвей, известный современный китайский художник, Михаил Лоськов, известный российский книжный дизайнер, Theron Humphey, человек снимает свою собаку в разных ракурсах — прекрасен! А еще посмотрите Георгия Пинхасова — нашего замечательного жанрового фотографа. 

Вообще, я бы рекомендовал не сильно обращать внимание на фотографов с огромным количеством лайков и фолловеров — это не показатель. То, что они снимают, понятно и доступно для массового зрителя, а фотография — это искусство. Настоящее искусство — всегда только для посвященных, поэтому надо быть осторожнее в интерпретации чужих оценок.

alexey-nikishin-aifonografia-007.jpg alexey-nikishin-aifonografia-008.jpg
© Алексей Никишин // Айфонография

Как вы считаете, что движет айфонографией кроме прогресса в мобильных камерах?

Думаю, в большей мере, дело в психологических аспектах, чем в творческих. Ей движет все то, что движет социальными сетями. Это все желание быть показанным, увиденным и оцененным. Не думаю, что здесь есть что-то новое или особенное — просто новая возможность или путь реализовать какие-то потребности. И еще простота технических аспектов фотографии, возможность сделать фотографию «красивой» при помощи фильтров. Все это работает на айфонографию. В этом примерно 80% айфонографии. Остальные 20% и есть фотография! Там нужно искать и шедевры, и ориентиры. Ведь, так здорово, когда камера всегда с тобой, когда никто не замечает, что ты фотографируешь и вообще...

Если не брать в расчет мобильность и незаметность смартфона, какие преимущества у айфонографии перед традиционной уличной фотографией?

Главное это то, что вас не считают фотографом. Потом вы можете сразу выложить фотографию, и все жмут «лайк» – это здорово! Не нужно тратить время на обработку, проявку, скачивание, не нужно ждать — раз, и все видят! Это такой фотодневник, как твиттер: я встал, почистил зубы, завтракаю, отличное утро, море сегодня холодное, автобус пришел по расписанию, кеды можно было не надевать, еду, приехал, встретил Машку, да.

alexey-nikishin-aifonografia-010.jpg alexey-nikishin-aifonografia-013.jpg
© Алексей Никишин // Айфонография

Часто можно услышать, что айфонография — шаг назад для фотографа. И критики не обращают внимания выставки по всему миру и профессионалов, охотно пользующихся камерой смартфона. Что должно измениться, чтобы снимки на мобильный начали воспринимать наравне с традиционной фотографией?

Все очень просто! Фотография как раздел современного Искусства сильно меняется вместе с развитием техники и технологий. Вернее, это несвязанные процессы, идущие параллельно. Массовому фотографу почему-то кажется, что так просто стало снимать: я снимаю, он снимает, она снимает, они снимают — и все мы вместе делаем искусство. А вот и нет! Как только вы все смогли это делать, значит, это стало массовым продуктом, супермаркетом и перестало быть ценным, перестало быть открытием, перестало быть искусством. Теперь оно, искусство, уже где-то в другом месте… Точно не в красивых закатах, hdr-фотографиях, соревнованиях в обработке или просто красивых снимках.

Современная фотография — это точно уже не «красивая фотография», это скорее «умная» фотография. Но надо понимать, что если вы — культурный человек, знаете, как развивалось искусство и современная фотография последние 10 лет, то с легкостью сможете сказать что и как надо снимать, чтобы ваши фотографии заинтересовали критиков и кураторов. Потому что последним на самом деле не важно, на что снята фотография – на Лейку, Кэнон или Айфон. 

То есть Инстаграм обречен существовать с ярлыком фотосообщества, где только и делают, что публикуют снимки ног, еды и автопортреты?

Как направление это тоже хорошо. Но надо отдавать себе отчет, что веб-технологии и фото-технологии меняются очень стремительно и через год-два будет новый «инстаграм», с новыми «кумирами», получающими миллионы лайков в день от «любителей фотографии». Это такая виртуальная игра. Но какие отношение она и миллионные лайки любителей имеет к Фотографии? Вот в чем главный вопрос. Фотографам не нужно обращать внимание на суету.

alexey-nikishin-aifonografia-016.jpg alexey-nikishin-aifonografia-017.jpg
© Алексей Никишин // Айфонография

Бывало, фотографы пытались залезть с мобильными устройствами на территорию, где безраздельно правят полноформатные камеры. Например, устраивали студийную фэшн-съемку на Айфон. В этом если что-то большее, чем эпатаж или творческие эксперименты?

Скорее всего, это просто развлечение. Вообще, все здорово, что тебе приносит удовольствие! Поэтому если тебе от этого хорошо, то снимать можно все подряд и на что угодно!
Появляется все больше приложений для обработки снимков, наложения эффектов, фильтров. Как вы считаете, все это — неотъемлемая часть айфонографии или способ сделать скучный кадр интересней?

Наверное, это и то, и другое. Но опять же, это совсем не поле для рефлексии.

alexey-nikishin-aifonografia-019.jpg alexey-nikishin-aifonografia-020.jpg
© Алексей Никишин // Айфонография

А вы сами пользуетесь приложениями для съемки и обработки фотографий? Расскажите о своих любимых?

Я уже дано не трачу время на обработку и кадрирование. Я же снимал до этого на пленочную Лейку, и она научила меня сразу кадрировать и видеть так, как будет выглядеть моя фотография. Все делаю сразу — как снял, так и публикую. Редко использую фильтры, которые есть в Инстаграм, дополнительными не пользуюсь. 

В фотосообществах принято критиковать чуть покосившийся горизонт на снимках или неправильную композицию. Насколько правила классической фотографии важны в мобильной?

Нет никаких правил, никакой композиции! Ни в классической, ни в мобильной фотографии. Это придумали в фотошколах, чтоб хоть как-то что-то объяснить тем, кто вообще ничего не понимает, и у кого нет внутреннего чувства гармонии. Это великое заблуждение, что, разделив кадр на две трети, вдруг пойдут хорошие фотографии. Это абсурд! В каждой хорошей фотографии свое правило гармонии, чаще всего не подчиняющееся рациональному определению. Искусство — это же отношение нюансов, а линейкой нюансы не измерить. 

alexey-nikishin-aifonografia-021.jpg alexey-nikishin-aifonografia-023.jpg
© Алексей Никишин // Айфонография

В таком случае, по каким критериям стоит оценивать удачный кадр на камеру смартфона?

Так же, как и любой другой — по гармонии и смыслу. Если это случилось в вашей фотографии, значит фотография хорошая. Вообще, здесь, как и в любом другом виде искусства, все зависит от вашей личной насмотренности, вашего культурного багажа и от того, что для вас главное, а что второстепенное.  

Можете дать несколько советов начинающим айфонографам? На что стоит обращать внимание при съемке камерой смартфона?

Мне кажется, надо просто снимать и ни на что не обращать… Сосредоточьтесь на самом важном, на самом важном именно для вас — это и снимайте. Только тогда у вас получатся интересные и настоящие фотографии. 

alexey-nikishin-aifonografia-025.jpg alexey-nikishin-aifonografia-029.jpg
© Алексей Никишин // Айфонография

В последнее время Android добрался до фотоаппаратов. Например, Samsung Galaxy Camera и Samsung Galaxy NX за нескромные для корейской беззеркалки 65 000 рублей. Как вы относитесь к таким устройствам? Верите, что за ними будущее?

Было бы странно верить в Самсунг Эн-Икс. Это как-то очень ограниченно. Я верю в совершенно иное, и это точно не фотоаппарат и не телефон. Но в любом случае здорово, что такие компании как Самсунг, производят продукты, помогающие нам творить! 

А вообще, Android может попасть в профессиональные камеры? Как бы вы отнеслись к такому устройству?

Я ничего не понимаю в технологиях, но точно знаю, что многие якобы жизненно важные вопросы, как когда-то «цифра или пленка», со временем отпадут сами собой в связи со своей совершенной не важностью. 

Читать далее