Деньги

Цель оператора связи — получение прибыли любыми способами, как полностью честными и законными, так и теми, что немного переступают за грань дозволенного законом. При этом операторам важно соблюдать баланс, чтобы не распугать абонентов, поэтому им приходится искать компромиссы при возникновении спорных ситуаций. С какими подводными камнями могут сталкиваться абоненты, которые обнаруживают, что с их счёта пропадают деньги?

Договор

Самое худшее, что вы можете сделать — ориентироваться по тарифу с помощью рекламной брошюры, которую вам дали при оформлении SIM-карты. Обычно в ней перечислены только преимущества тарифа, которые при внимательном изучении могут оказаться не столь привлекательными, как показалось изначально.

Договор с оператором заключается в письменном виде, однако в большинстве случаев в нём прописываются далеко не все условия. Узнать подробности тарификации и все нюансы можно на сайте оператора, причём он имеет право вносить туда изменения, заранее предупреждая абонентов. Как правило, предупреждения остаются незамеченными, поскольку информация публикуется в разделе новостей на сайте оператора, а туда мало кто заглядывает.

Расторжение договора возможно по инициативе любой из сторон — оператора или абонента. Оператор обычно снимает с себя обязательства по исполнению договора по истечению определённого периода неактивности — когда абонент несколько месяцев подряд не пользуется платными услугами, и с его счёта не производится списание. Перед блокировкой SIM-карты и расторжением договора оператор обычно «опустошает» счёт, то есть берёт плату просто за содержание номера в базе. После этого номер переходит в его собственность, и он продаёт или отдаёт его бесплатно новому абоненту. Известны случаи, когда вместе с номером новый абонент получал доступ к различным аккаунтам его прежнего обладателя: соцсетям, почте, банковским кабинетам и различным сервисам, вход в которые привязывался к телефону. Вернуть номер, который был передан другому человеку, не получится, поэтому нужно очень внимательно следить за тем, чтобы у вас его не отняли. Если вы совсем не пользуетесь номером, но он использовался при регистрации на сайтах, хотя бы раз в пару месяцев отправляйте платное SMS-сообщение или совершайте платный звонок.

На заблокированном номере могут копиться долги, которые оператор перенесёт на другой номер, принадлежащий вам. Именно поэтому, если вы не пользуетесь каким-либо номером и не боитесь того, что он перейдёт к другому человеку, нужно обязательно расторгать договор в письменном виде. Зайдите в операторский салон с паспортом и заявлением о расторжении договора (или заполните бланк, который вам даст консультант) и оставьте себе копию (желательно, с подписью сотрудника и печатью оператора).

Платные и псевдобесплатные опции

Первое, что вы должны сделать после приобретения SIM-карты или смены тарифа — зайти в личный кабинет и отключить все ненужные опции. Даже бесплатные — они имеют обыкновение становиться платными спустя какое-то время. Некоторые опции можно считать условно бесплатными — сами по себе они требуют расходов, но деньги взимаются за те услуги, которые предоставляются с их помощью. Самые наглядные примеры — удержание вызовов или информирование о появлении в сети тех, кому вы звонили.

Уведомления оператора

Контент-услуги — бездонный источник заработка для оператора. Расходы на их предоставление близки к нулю, а плата за них может быть любой (хотя операторы стараются не наглеть и не опустошать счёта абонентов слишком быстро и заметно). Подписаться на бесполезный контент от операторов и их партнёров вроде анекдотов и гороскопов проще простого — достаточно просто нажать не на ту кнопку, пытаясь избавиться от назойливого уведомления, которое можно принять за системное. Некоторые мошеннические сайты намеренно вводят пользователей в заблуждение — на какую бы кнопку вы ни нажали, они оформляют wap-подписку (которая, к тому же, не требует подтверждения с помощью SMS или USSD-команды).

Вирусы

Вирус

Вирусы можно подхватить в приложениях, на сайтах или по ссылкам, которые приходят в SMS-сообщениях от незнакомых номеров. Вредоносный код распространяется под видом контента, который якобы имеет отношение лично к вам, или важного обновления браузера или операционной системы. После попадания на устройство вирус внедряется в память, прячется и управляет SMS-сообщениями и звонками: переводит деньги хакерам-мошенникам, оформляет платные подписки на контент и т. п.

Роуминг

Роуминг в России странная вещь. Его вроде бы нет, но на сам деле он всё ещё есть. Полная отмена роуминга случится летом 2019 года, а до этого времени операторы по-прежнему могут оказывать одни и те же услуги в разных регионах по разным ценам. Особняком стоят Крым и Севастополь — там у операторов на большинстве тарифов особые условия. Не хотите много платить в роуминге — заранее уточните возможности снижения затрат на своём тарифе.

Зарубежный роуминг дорогой, а смартфоны устроены таким образом, что они могут потреблять мобильный трафик даже при отключенной опции мобильного интернета.

Автопродление услуг

Иногда без подключения дополнительных услуг не обойтись, но у некоторых операторов они активируются не разово, а подпиской. К примеру, у вас закончился трафик и вы решили «улучшить» тариф новым пакетом на несколько гигабайт. Есть вероятность того, что если вы не отключите этот пакет в личном кабинете на сайте, в приложении или USSD-командой, то он будет автоматически выдаваться вам каждый месяц.

Подписки в приложениях

Подписка

Многие сервисы позволяют оформить бесплатный пробный период, который длится несколько месяцев. За это время вы можете вообще забыть о том, что подписались на что-то, и упустите момент, когда подписку можно отменить. И хорошо, если она была оформлена на карту с пустым балансом (тогда списывать будет нечего), но некоторые люди в качестве платёжного средства выбирают счёт телефона. От таких платежей тоже можно отказаться — в магазине приложений или непосредственно в приложении, в котором оформлена подписка.

Ошибки

Операторы иногда допускают ошибки в начислениях (случайно или нет — на их совести). Например, вы можете воспользоваться услугой добавления трафика, а оператор спишет деньги дважды — за первичную и повторную активацию. И решит, что раз вы готовы так сильно выйти за рамки абонентской платы, то можете не заметить подключение гудков, гороскопов и анекдотов.

Случайности

Вы можете не помнить, как полчаса разговаривали с незнакомцем, отправили полсотни SMS на свой домашний телефон, 10 часов смотрели, как кто-то режет на YouTube воду, но это не значит, что ваш смартфон не способен на такое без вашего участия. Достаточно не заблокировать экран, положить смартфон в карман и сунуть туда же руку — там может происходить всё, что угодно. Всегда убеждайтесь, что вы нажали отбой после завершения разговора или дождались, пока это сделает собеседник, и блокируйте экран прежде, чем положить смартфон в куртку или сумку.

Чужой умысел

Оставлять смартфон незаблокированным может быть опасно ещё и потому, что им может воспользоваться посторонний человек. Хорошо, если он просто позвонит куда-нибудь или отправит обычное SMS, хуже — когда начнёт отправлять SMS на платные номера, переводить деньги с вашего счёта на свой номер или звонить родственникам в зарубежье. Когда даёте свой смартфон детям, чтобы они поиграли в игры, предусмотрите надёжную защиту от платежей в магазине приложений, иначе они могут напокупать ненужного вам контента, оплатив его со счёта телефона.

Что делать?

Почти всегда проблему лишних списаний можно решить с оператором, обратившись к нему по каналам поддержки. Если он поймёт, что ошибся, то вернёт вам деньги, а если увидит, что виноваты вы — тут всё зависит от того, насколько вы для него ценны, какой ущерб причинили, и не было ли ранее злоупотреблений с вашей стороны.


iGuides в Telegram — t.me/iguides_ru
iGuides в Яндекс.Дзен — zen.yandex.ru/iguides.ru