Сооснователь и генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож дал большое интервью «Ведомостям» и рассказал об отношениях с главным конкурентом, текущем состоянии дел, перспективах компании и как работается в условиях жёсткого государственного регулирования интернета.

Недавно «Яндекс» одержал победу над Google в России: ФАС запретила американской компании ограничивать производителей устройств в выборе предустановленных приложений. Волож сравнил эту ситуацию с тем, как когда-то Евросоюз запретил Microsoft навязывать собственный поиск в Internet Explorer, причём одним из инициаторов разбирательства была компания Google.

«Когда-то Google был в той же ситуации, что и мы. Вспомните, как 10 лет назад Microsoft объявил, что запускает свою собственную поисковую систему и будет распространять ее в собственном браузере Internet Explorer, который привязан к его же операционной системе Windows. Тогда Google всем популярно объяснял, что злоупотреблять доминированием в одной области для того, чтобы вытеснять конкурентов из другой, не только незаконно, но и нехорошо. И когда Google выиграл антимонопольное дело в Европе в 2009 г., то в своем браузере Chrome начал предлагать пользователям окно выбора поисковых систем, при этом они не были обязаны это делать — ведь это Microsoft, а не Google проиграл в тот раз дело».

Волож считает, что основателям Google Сергей Брин и Ларри Пейдж очень сложно управлять огромной компанией, поэтому они выделили слишком много полномочий локальным подразделениям.

«Google построил успешную структуру, которая рассылала легионы для покорения непослушных провинций. Легионам дали цели, но не ограничили в методах их достижения. И случайно оказалось, что у них в руках атомное оружие для борьбы с партизанами».

По мнению Воложа, сервисы «Яндекса» лучше, чем у Google. Кроме того, российская компания предлагает несколько специализированных продуктов, которые заточены именно под Россию и аналогов которым нет и не может быть у зарубежных компаний.

«База документов в поиске на наших рынках у нас больше и свежее. Фактов мы находим больше, и они точнее. Запросы мы подсказываем лучше, а потом лучше угадываем ответы. Голос на наших языках мы распознаем лучше. Карты наши свежее, прогноз погоды точнее».


Волож считает, что «Яндекс» не смог бы создать собственную операционную систему для мобильных устройств. Даже если бы компания разработала её, она оказалась бы никому не нужна. Разработчики выделяют ресурсы только на поддержку популярных платформ, а без стороннего софта операционная система бесполезна.

Волож уверен, что «Яндекс» должен конкурировать с Google на рыночных условиях без каких-либо привилегий для одной из сторон. Оптимально — при первом включении смартфона должен открываться экран с выбором сервисов, чтобы любой мог указать, чем ему хочется пользоваться. При этом Волож считает не зазорным обращаться за помощью к государственным регуляторам и, по собственному признанию, в один момент начал думать, что «Яндекс» не сможет нормально конкурировать с Google. Эта мысль пропала после того, как он осознал, что его компания может предоставлять более качественные сервисы для локальных рынков. В качестве примера Волож привёл Турцию: когда «Яндекс» зашёл в эту страну с картографическим сервисом, у конкурентов на картах не везде были нанесены номера домов, а теперь многие компании стремятся работать в этой стране.

До сих пор приложения «Яндекса» предустанавливали на свои смартфоны лишь мелкие вендоры вроде Fly и Prestigio, однако скоро ситуация может измениться. Кроме того, теперь «Яндекс» может задуматься о выпуске собственных смартфонов.

«Надеюсь, что всё будет лучше. Конечно, важно, как поведут себя крупные вендоры. Нас действительно довольно сильно зажимали, так что сейчас любое изменение ситуации в лучшую сторону сравнимо с поступлением порции кислорода».

Одним из наиболее перспективных сервисов Волож считает «Яндекс.Такси». 30 мая компания продемонстрировала прототип беспилотного автомобиля, который в перспективе будет осуществлять пассажироперевозки. «Яндекс» — уже давно не поисковик, а компания, вышедшая на многие другие рынки, в том числе автомобильный.

«Количество денег, которое через этот сервис проходит, уже вышло за миллиард долларов в год. И бизнес растет на полпорядка в год. При этом „Яндекс.Такси“ начинался в 2010 г. как маленький эксперимент одного молодого менеджера. На Западе нас любят называть Google of Russia, но мы давно уже гораздо больше: мы и Uber of Russia, и Spotify of Russia, и „много чего еще of Russia“».

Волож прокомментировал запущенную несколько дней назад блогерскую платформу на основе рекомендательного сервиса «Дзен». Он считает, что в будущем подобным образом на основе рекомендаций, собранных на основе интересов пользователя, будут распространяться все виды контента, в том числе музыка. При этом Волож не исключает, что в какой-то момент российская власть заинтересуется регулированием «Дзена», но до этого ещё долго, тем более, что «Яндекс» обходит политику стороной.

«Это будет точно не раньше регулирования социальных сетей. Перед нами большая очередь. Важно, что у „Дзена“ совсем другая направленность, там мало политических новостей. В нем в основном материалы по нишевым интересам. В обществе есть какой-то консенсус между свободой и страхами. Я, например, люблю свободу, некоторым в этом неуютно и хочется защиты».