Федеральная антимонопольная служба направила российским агрегаторам такси письмо с требованием объяснить, почему стоимость поездок отличается, если вызывать автомобиль с разных моделей смартфонов. Документ направлен в «Яндекс.Такси», «Ситимобил», Didi и Gett, им предложено предоставить объяснение в течение десяти дней с момента его получения
ФАС также собирается проверить повышение расценок на проезд в такси в ноябре–январе и запросила у агрегаторов сводную информацию о стоимости оказанных услуг в сравнении с аналогичным периодом годом ранее. Шатунов, основываясь на аналитических данных Tinkoff Data, выяснил, что за год средняя стоимость поездок на такси увеличилась на 24%. Теперь агрегаторам предстоит либо доказать, что цены не менялись, либо привести экономические обоснования роста цен.
Комментарий пресс-службы «Ситимобил»:
«Ситимобил» не менял тарифы в Москве и других городах присутствия. Стоимость всех поездок на такси в Москве и в Казани через сервис «Ситимобил», как и в 2021-м году, формируется с помощью алгоритмов динамического ценообразования, на которые влияют объёмы спроса и предложения в данный конкретный момент на конкретной территории, а также вероятность совершения заказа при базовом тарифе. При увеличении спроса, цена поездки может вырасти из-за появления повышающих коэффициентов, поскольку задача алгоритмов — удовлетворить спрос, эффективно распределить заказы и загрузить автомобили на линии.Комментарий пресс-службы «Яндекс Go»:
Стоимость поездок не зависит от модели смартфона. В ценообразовании эти параметры не заложены, они никак не могут повлиять на стоимость поездок.
Повышающие коэффициенты — ключевой механизм баланса спроса и предложения в такси. Если бы они не работали, в часы пик большое количество людей просто не смогло бы в принципе воспользоваться услугами, так как не нашелся бы водитель, готовый выполнить их заказ. Наличие повышающих коэффициентов позволяет привлечь водителей именно в те районы и в те часы, где их больше всего не хватает. Мы всегда смотрим на изменения цены поездок и выясняем причины резких колебаний. Учитывая свою социальную ответственность как важной составляющей транспортной инфраструктуры города, в экстренных случаях мы стараемся ограничивать действия алгоритмов так, чтобы колебания цены не были слишком значительными и при этом мы все же сумели убедить водителей партнёров подать машину тем, кто её заказал. То есть, коэффициенты не могут увеличить стоимость поездки условно в десять раз, у нас существуют ограничения на этот счёт.
Каждый год в осенне-зимний период мы фиксируем повышенный спрос на услуги такси, который усиливается в предновогоднюю пору и праздничные дни. Все это происходит в том числе из-за погодных условий, так как пользователи стремятся добираться до места назначения в тепле и комфорте, а также успеть закончить всю предпраздничную подготовку. В моменты многократного роста спроса, невозможно за один день соответствующим образом увеличить количество водителей, потому что во всем городе в принципе нет столько водителей, чтобы развести всех желающих уехать. Поэтому повышающий коэффициент — самый эффективный механизм для регулировки спроса и предложения, позволяющий обеспечить наличие автомобилей такси на линии и как следствие приемлемое время подачи такси для пассажиров.
В «Яндекс Go» применяется модель динамического ценообразования, на это раньше также указывала ФАС. Это значит, что стоимость поездки всегда формируется автоматически с учетом ряда факторов: например, на стоимость влияет количество свободных машин рядом, погода, загруженность дорог, продолжительность и протяженность поездки, и так далее. При этом пользователь всегда видит цену до того, как садится в такси.
Другие факторы — модель смартфона, уровень заряда, количество антител у пользователя, его настроение и чувство юмора — никакого отношения к ценообразованию не имеет.