Грязные консольные удовольствия

Тимур Сейфельмлюков (@timque) специально для iguides.ru написал статью о проблеме восприятия игр в современном обществе.

Знаете, когда заходишь на страницы в социальных сетях или в профиль на сайте знакомств, люди пишут про свои хобби? Путешествия, кино, готовить, велосипед, сериалы, фотография и так далее. Но есть вещи, о которых люди пишут туда редко. Например, никто ведь не укажет, что любит коллекционировать порнофильмы или, например, играть в видеоигры. Казалось бы, многие люди делают что-то такое, но предпочитают об этом не говорить. Во всяком случае публично.

Недавно прислал девушке картинку с немного ошарашенным котиком, который держит лапу на геймпаде PS4 и подписью: «Это я в дождливый выходной день». На что получил от нее ответ: «Мальчики такие мальчики, никогда не понимала эти игрища». Довольно ожидаемо, согласитесь? Я бы, наверное, тоже так думал году в 2000 или 2005. Но в 2015 уже вынужден не согласиться.

Грязные консольные удовольствия

Когда я открыто сообщаю друзьям, знакомым, коллегам, что мне нравятся видеоигры, большинство из них меня не понимает. В такие моменты в их глазах я вижу, как они поставили галочку напротив параметра «он какой-то странный». И это немного грустно, учитывая, каким огромным стал рынок видеоигр ($81.4 млрд в 2014 году по данным Newzoo Global Games Market Report) и сколько в них играет теперь людей. Вдвойне необычно, что количество играющих людей даже в нашей стране гигантское (58%, по данным Insight ONE), но видеоигры все равно остаются в головах людей где-то в зоне «об этом не очень прилично говорить».

Среди всех своих неиграющих знакомых я заметил такую тенденцию: поиграть на мобильном телефоне или планшете во что-то казуальное — это нормально и вполне допустимо, а вот играть на консолях или ПК — это уже какое-то «задротство». Это восприятие кажется все более комичным на фоне неплохо развивающегося консольного рынка в России, а также растущего взрывными темпами рынка онлайн-игр. Полстраны играет в World of Tanks и остальные MMO, простите. Но при этом мало кто готов сказать об этом открыто в графе «хобби» резюме или же на сайте знакомств. Кстати, это касается не только мужчин. Ведь почти 48% геймеров в России — женщины. Да, они больше играют на мобильных устройствах, а не на консолях или ПК, но тем не менее они тоже неохотно в этом признаются на публике.

Грязные консольные удовольствия

Но давайте вернемся к восприятию этих самых «больших игр» обществом. Что такое видеоигра для обычного вашего знакомого, который только изредка играет в Angry Birds на своем смартфоне? Некая стрелялка, где надо убивать всех, или гонка, или «фифа». О том, что сценарии многих игр могут быть интереснее большинства выходящих на экраны фильмов, ваш знакомый, скорее всего, даже не подозревает.

Когда я в первый раз играл в Assassin’s Creed, Mass Effect или Bioshock, для меня это был настоящий культурный шок. Да, раньше были игры с интересными сюжетами (та же Final Fantasy VII), но чтобы они еще и выглядели так красиво, да к тому же механика была столь динамичной и увлекательной — такого я не видел никогда. И с каждым годом таких игр становится все больше. Неудивительно, что в обойме на ближайшие года три фильмов по играм в Голливуде заряжено больше, чем за последние двадцать лет. И это не жалкие поделки Уве Болла, а высокобюджетные картины от крупных студий с актерами A-класса. Вот только некоторые из франшиз, киновоплощения которых находятся в разной степени производства:

— Warcraft;
— Assassin’s Creed;
— The Last of Us;
— Uncharted;
— Ratchet & Clank;
— Sly Copper;
— Tomb Raider;
— Mortal Kombat;
— Minecraft.

В мире игры уже давно встали примерно на одну ступень с кино. И их восприятие за последние лет десять тоже окончательно поменялось с «хобби для задротов» на вполне обычное — в качестве массового продукта. В России, наверное, должно пройти какое-то время, чтоб у нас проведенное в игре время не считали бесполезным и даже достойным порицания.

Грязные консольные удовольствия

Представьте себе ситуацию, когда ваш знакомый сказал: «Мне так понравился сериал, что я разом посмотрел подряд все четыре сезона». То есть он потратил около 40 часов на просмотр сериала. Вы же не скажете ему, что он мог бы потратить свое время на что-то более полезное? А теперь давайте представим ситуацию, что такой же знакомый заявил вам: «Мне так понравилась игра, что я разом прошел все миссии и все квесты». Потратив при этом те же 40 часов. Будет ли ваше мнение о знакомом в таком случае лучше, хуже или останется без изменений? Логично допустить, что в этих двух ситуациях могут фигурировать хорошие и плохие примеры. Например, какой-нибудь глупый и скучный сериал против довольно интересной игры, вроде Mass Effect, или же наоборот — Mr Robot против Dota. Выбор стал настолько обширным, что теперь каждый может найти игру по вкусу, как когда-то это случилось с сериалами и фильмами.

Будем надеяться, что через несколько лет, указание видеоигр в графе «хобби» в резюме будет расцениваться примерно так же, как «люблю фильмы, сериалы, театр, ходить в музеи». А девушки на сайтах знакомств и в Инстаграме будут открыто говорить, что гоняют в GTA6 или «рубают в дотан».