1-KRSsSYkr-NkrLAIfuvNnHA.png

Android — самая популярная мобильная операционная система, под ее управлением работают по разным данным от 80 до 85% всех смартфонов. Но путь на вершину был долог и тернист — о нем и поговорим в этой статье.

История Android до официального релиза

В 2003 году Энди Рубин и его три друга (Ник Сир, Крис Уайт и Рич Майнер) решили создать операционную систему, для, как мы сейчас бы сказали, фитнес-трекеров: устройств, которые постоянно были бы у пользователей и подстраивались бы под их нужды. Назвали они ее Android, а компанию — Android Inc. Разумеется, инвесторы тогда такой стартап не оценили, и к 2005 году Android Inc. была на грани банкротства. Но тут Энди посчастливилось убедить Google, который тогда уже был на пике и скупал инновационные стартапы, что у Android есть будущее, и Google купили их (хотя никаких планов у Google по созданию каких-либо смартфонов тогда не было).

Так продолжалось до 2007 года: Энди с командой занимались оптимизацией Google Карт под телефоны (смартфоны? О чем вы...), Google же думала, какой телефон выпустить, присматриваясь к BlackBerry. Но тут Стив Джобс представляет самый первый iPhone, и в Google понимают: рынок смартфонов почти пуст, один iPhone его не покроет. И у них есть как минимум пара лет на то, чтобы выйти на этот рынок — и тут они вспоминают про то, как пару лет назад купили стартап, создатель которого что-то там говорил про операционную систему для носимых устройств. Энди, разумеется, был рад доделать ОС для смартфонов, однако не хватало еще одного звена — собственно, производителя этих смартфонов. Nokia звать не имело смысла — у них был Symbian, который они постоянно допиливали. Motorola витала в облаках после успеха Razr и уж точно не обратила бы внимание на какой-то там Android. Оставалось два игрока — LG и HTC. Но первые решили связаться с Microsoft и развивать Windows Mobile, так что выбор остановили на HTC, которые рады были сотрудничать с крупной компанией, а также могли быстро производить прототипы смартфонов.

Android 1.0 «Apple Pie» (2008)

Весь 2007 год и половину 2008 в Google и HTC кипела работа — были выпущены несколько образцов, и в интернет утекли снимки как минимум двух рабочих версий — M3 и M5. В августе 2008 была выпущена «Golden Master» — 0.9, а уже 22 октября оператор T-Mobile начал в США продажи первого устройства на Android 1.0 — HTC Dream (T-Mobile G1). 
android-1.0.jpg
Устройство мало походило на современные смартфоны, в основном потому, что Google не успели полностью «заточить» систему под сенсор: да, экран конечно же был сенсорным, и все элементы меню тоже, но ввод осуществлялся с физической QWERTY-клавиатуры, а под экраном были дополнительные «телефонные» кнопки ответа и отбоя звонка. Уже тогда в системе было много «современных» компонентов — верхняя шторка с уведомлениями, виджеты рабочего стола, интеграция с Gmail и магазин приложений Android Market.

Изначально кодовое имя системы было Astroboy, однако, побоявшись судебных тяжб, Google переименовала ее в Apple Pie (яблочный пирог) — и с тех пор все системы от Google имеют кодовое название, относящееся к какой-либо сладости.

Как и следовало ожидать, HTC Dream ждал просто оглушительный успех — меньше чем за 2 года был продан 1 миллион устройств. Ставка Google на пустой рынок смартфонов сработала, и люди, устав от «скатившихся» Symbian и Windows Mobile, с радостью брали новые для них устройства.

Android 1.1 «Banana Bread», 1.5 «Cupcake» и 1.6 «Donut» (2009)

Теперь, после выпуска удачного устройства, у Google была главная цель — сделать систему для него максимально «юзабельной». В 1.1 добавился голосовой поиск Google, в Play Market появились платные приложения, а устройства теперь могли обновляться OTA (On The Air, «по воздуху») — напомню, что эта функция пришла в iOS только спустя 2 года, в iOS 5. 

В 1.5 Google поняли, что физическая клавиатура нужна немногим — большинство было в восторге от классной сенсорной клавиатуры от Apple. И в этой версии Google тоже добавила экранную клавиатуру. Также появился нормальный буфер обмена, а камера научилась записывать видео.

В 1.6 Google твердо решили взять курс на разнообразие смартфонов: если раньше девайсы могли иметь четко заданное разрешение 480х320, то теперь оно могло быть любым. Также была добавлена поддержка актуальных для США сетей CDMA, а бизнес-пользователи были рады появившейся поддержке VPN.


Android 2.0 и 2.1 «Eclair» (2009-2010)

В конце 2009 года на рынке мобильных ОС была неразбериха — уже во всю ходили слухи о новой 7ой версии Windows Mobile (в итоге вышла «мобильная Vista» — Windows Phone 7), а Nokia недвусмысленно доделывала MeeGo, то есть разработка Symbian была замедлена. В итоге девайсы на WM 6 и Symbian многие брали не очень охотно, и на рынке оставались только две действительно развивающихся ОС — Android и iOS. Но Apple не разрешала использовать iOS сторонним компаниям, и тогда все обратили взгляды на Android.
Android-2.0-home.jpg
Именно на «эклере» вышли такие известные устройства, как Samsung Galaxy S, Nexus One, Motorola Droid и HTC Desire. Однако в самой системе изменений до глобального релиза явно не хватало: браузер обзавелся поддержкой HTML5, появилось аппаратное ускорение видео, перерисовали рабочий стол, добавили сенсорные кнопки управления вызовами и сделали возможность работы с несколькими учетными записями от Google: все это, конечно, здорово, но тянуло скорее на 1.7, чем на 2.0.

Android 2.2 «Froyo» (2010)

Это, пожалуй, первая ОС, которую до сих пор можно относительно полноценно использовать. И в ней было столько важных изменений, что именно ее имело смысл сделать крупным релизом, а не минорным обновлением.

Во-первых, наконец-то была доработана JIT-компиляция. Суть работы Android такова, что при запуске Java-приложений (то есть почти всех приложений под Android) запускается виртуальная машина Dalvik, на которой, собственно, и крутится байт-код программы. Разумеется, ее запуск производительности не добавляет, и для увеличения производительности используется JIT-компиляция, которая компилирует байт-код в машинный код «на лету». И вот как раз в 2.2 JIT был серьезно ускорен, что позволило запускать и работать с программами ощутимо быстрее, а батарейку они теперь использовали меньше.

Во-вторых, появилась поддержка актуального тогда Adobe Flash 10 (и в дальнейшем 11). Да, мододелы запускали Flash и на 2.1, но это была 9ая версия, и она почти нигде не работала. Начиная с 2.2 можно было полноценно смотреть почти любое видео в интернете и играть в флэш-игры (пользователям техники Apple приходилось довольствоваться YouTube, ибо поддержки Flash не было в принципе, а HTML5-видео было крайне мало).

В-третьих, появилась поддержка OpenGL ES 2.0. Это был огромный прорыв в графике: была добавлена поддержка множества эффектов, текстур повышенного разрешения и проведена оптимизация. Итоговую разницу можно увидеть ниже на скриншотах:

maxresdefault.jpg

Также появилась поддержка тетеринга, то есть раздачи интернета по Wi-Fi и USB, возможность блокировки приложениям выхода в интернет, поддержка сверхвысоких DPI (свыше 300), возможность загрузки файлов на ресурсы в интернете, а также установки приложений на SD-карту — в общем, это действительно был глобальный релиз.

Android 2.3 «Gingerbread» (2010)

К концу 2010 года Microsoft наконец-то выпустили Windows Phone 7. Эта была провальная система: ни приложения, ни устройства на WM 6 не поддерживались, то есть разработчикам приложений и производителям девайсов приходилось все начинать практически с нуля. С учетом того, что Android к тому времени был уже крайне популярным — очень многие отвернулись от Microsoft, и по сути только Nokia стала делать девайсы на WP 7. Как и было ожидаемо, успехов особых не было, и это была одна из причин «гибели» Nokia. Android же процветал — он занимал 30% рынка, а его доля постоянно росла засчет Symbian и Blackberry.
Android-2.3-Gingerbread.png
В актуальном в то время Android 2.3 изменений было немного: изменили пользовательский интерфейс, добавили поддержу NFC (на 5 лет раньше Apple), добавили поддержку видео WebM и аудио AAC, клавиатура научилась работать с несколькими нажатиями одновременно. Из «глубоких» изменений — система перешла на «стандартную» для Linux файловую систему ext4.

В дальнейшем, из-за бума планшетов, Google специально для них выпустила Android 3, но об этом и более новых версиях поговорим уже в следующей части статьи.