Безымянный.png

В предыдущей статье мы рассмотрели старые, уже неподдерживаемые официально версии Android — вплоть до 2.3. Теперь мы поговорим уже о более современных версиях, и начнем с 3.0 — чисто планшетного Android.

Android 3.0-3.2 Honeycomb (2011)

Как мы помним, в 2010 году Стив Джобс заново «изобрел» планшет — представил iPad, который сразу полюбился многим за удобство, хорошую автономность и относительно невысокую цену. Разумеется, ни Google, ни особенно Microsoft (которая еще в 2002 году представила планшеты на Windows XP, но их никто не оценил), это не понравилось, причем настолько не понравилось, что обе компании сделали свои новые ОС, Android 3.0 и Windows 8, по сути только под планшеты.

Интерфейс Android 3.0 сильно отличался от 2.3 — во-первых, на планшетах статус-бар теперь был внизу, и в него переехали уведомления и часы. Во-вторых, произошел отказ от физических кнопок — их заменили наэкранные, располагающиеся слева внизу на статус-баре. В-третьих, доработали многозадачность — появилась удобная шторка со всеми запущенными приложениями. В-четвертых, переработали лаунчер — теперь рабочий стол стал трехмерным.

tasks_full.png

Но, разумеется, изменений под капотом тоже хватало: добавили поддержку многоядерных процессоров (почему не сделали ее раньше — большой вопрос, ибо ядро Linux тогда многоядерность уже давно поддерживало). 

В Android 3.1 Google сделала то, что Apple или не сделала, или сделала гораздо позже: начиная с этой версии, к устройствам на Android можно подключать клавиатуры, мыши и джойстики, то есть можно было превратить планшет в достаточно мощный и удобный трансформер. А для аудиофилов была добавлена нативная поддержка FLAC.

В 3.2 в Google наконец-то поняли, что планшеты — это, конечно, хорошо, но нормальный софт для них — еще лучше. Проблема была та же, что и с iPad — далеко не все приложения поддерживали планшеты, и поэтому часть приложений или растягивалась и мылилась, или вообще выводилась только в вертикальном режиме. И в 3.2 Google добавила специальный режим вывода таких изображений пиксель-в-пиксель, то есть в максимальном поддерживаемом разрешении для приложения по центру экрана, а также был доработан API для разработки планшетных приложений.

Android 4.0 Ice Cream Sandwich (2011-2012)

Android 4.0 чем-то напоминает Windows 8.1 — тогда Microsoft и Google уже поняли, что с iPad толком конкурировать не получается (особенно с учетом того, что «графика консольного уровня» на Nvidia Tegra была в лучшем случае на уровне PlayStation 2), и стали оптимизировать свои ОС под все типы девайсов: в частности, Android 4.0 теперь имел один GUI, который работал и на смартфонах, и на планшетах. 

С одной стороны, это здорово — толком не менявшийся интерфейс Android 2 уже многим приелся, и свежий интерфейс Android 4, слизанный с 3, на смартфонах смотрелся неплохо. С другой стороны, владельцы планшетов были недовольны — если раньше был аккуратный статус-бар внизу, который пусть и занимал 10% экрана, но был достаточно информативным, то теперь на нем были лишь три разнесенные сенсорные кнопки, которые смотрелись достаточно странно, а вся информация переехала в верхний док, как и на смартфонах. 

android-4-0-06.jpg

Переработали также и экран разблокировки — с него теперь можно было быстро открыть приложения для звонков и написания сообщений. Переработали камеру, добавив возможность снимать панорамные фото, использовать эффекты в реальном времени при съемке, а также пользоваться программной стабилизацией изображений. Кроме того, наконец-то добавилась возможность создания скриншотов дисплея возможностями системы, а не стороннего софта.


Android 4.1-4.3 Jelly Bean (2012-2013)

С приходом нового графического интерфейса в 4.0 возникла проблема — если достаточно мощные планшеты на Tegra, обновившиеся с Android 3, работали нормально, то всякие одноядерные смартфоны, обновившиеся с 2.3 до 4.0, работали не очень плавно. Плюс впервые на рынке появились популярные дешевые процессоры от Mediatek, тогда еще двухядерные c достаточно слабой графикой PowerVR 531, которые также работали на 4.0 медленно.

Поэтому в 4.1 основной упор был сделан на плавность интерфейса. Для этого Google реализовала Project Butter, который представлял собой банальную тройную буферизацию кадров, которая должна была убрать все подлагивания интерфейса. В принципе, это сработало — интерфейс действительно стал гораздо плавнее. 

Второе важное изменение — появился сервис Google Now, который можно считать отцом Google Assistant: он мог снабжать пользователя полезной информацией, опираясь на его действия (историю браузера, календарь и т.д.)

В 4.2 появилась возможность использовать несколько профилей — каждый со своими настройками и личными данными. Также добавили поддержку Swype в клавиатуру, камера научилась снимать панорамы 360 градусов, а из изменений UI — возможность располагать виджеты на экране блокировки.

В этой версии системы был забавный баг — в календаре отсутствовал... декабрь. С учетом того, что система вышла в ноябре — проблема была достаточно актуальной. Пофиксили ее быстро, в версии 4.2.1, тогда же добавив поддержу Bluetooth-джойстиков.

Основным изменением в 4.3 стала поддержка OpenGL ES 3.0 (на два месяца раньше, чем в iOS). Новая версия OpenGL принесла улучшенную графику, однако была одна проблема — поддержку нового API имели лишь несколько процессоров Snapdragon, так что игры с новой графикой появились далеко не сразу:

Kishonti-GFXBench-3_0-PowerVR-OpenGL-ES-3_0-features-1.jpg

Android 4.4 KitKat (2013-2014)

Очередная версия системы, в которой Google занялась оптимизацией — посмотрев на то, как печально и медленно работает iOS 7 на iPhone 4, в Android 4.4 был сделан упор на оптимизацию работы девайсов с 512 МБ ОЗУ. И, к слову, Google это удалось — да, система на таких девайсах была скорее однозадачной, но работала вполне себе сносно.

Второе важное изменение — появилась новая среда для выполнения приложений вместо Dalvik, Android Runtime (ART). Если раньше, при Dalvik, использовалась JIT-компиляция, то есть на лету байт-код переделывался в машинный код, то теперь ART компилирует приложение один раз, при установке. Плюсов от этого много — более быстрый запуск и работа приложения (меньше нагружается процессор), ну и соответственно более долгое время автономной работы. Из минусов — чуть больший вес приложений и более долгая установка, но в сравнении с плюсами это не проблема.

Также доработали Google Now — теперь он стал полноценным голосовым помощником, в чем-то то даже лучше «основоположника» — Siri. Из менее важных изменений — в Android 4.4 наконец-то старый встроенный браузер сменился на Google Chrome, появилась возможность на лету переключать лаунчеры через настройки и запуск приложений в песочнице.

kitkat_homescreen-100067526-orig.jpg

На этом мы заканчиваем историю старых версий Android — на них уже почти не продаются устройства, хотя большинство разработчиков приложений их еще поддерживают. В следующей и заключительной части мы поговорим о современных версиях — с пятой по седьмую.