ios-history-2.jpg
9 июня 2007 года, на выставке Macworld, Стив Джобс вышел на сцену и объявил, что компания Apple представляет миру три новых продукта — iPod с сенсорным экраном, телефон и устройство для комфортного серфинга в интернете. Так Джобс представил iPhone — три революционных продукта в одном девайсе.

Разумеется, для работы такого устройства была разработана новая операционная система, заточенная под работу с сенсорным экраном. И о том, как она развивалась, мы и поговорим в этой статье.

iPhone OS 1 — каменный век

Разумеется, сенсорные телефоны были и до iPhone, но у них было одно важное отличие: их экраны были резистивными, и для комфортного управления и печатания на клавиатуре приходилось использовать стилус (вспомним КПК на Windows Mobile). Джобс же считал, что стилусы не нужны — у нас их и так по 5 на каждой руке, и поэтому экран iPhone стал емкостным, и для точного управления не нужен был стилус. К тому же он поддерживал мультитач, и в системе это было хорошо реализовано: можно было двумя пальцами увеличивать и уменьшать масштабы фото и страниц в интернете.

Набор программ в системе был небольшим, более того — программы нельзя было менять местами, не говоря уже о установке стороннего ПО — его банально не было. К слову — все предустановленные программы в iPhone OS 1 в том или ином виде дожили до нашего времени: это Сообщения, Календарь, Фото, Камера, Калькулятор, Акции, Карты, Погода, Заметки, Часы, и в нижнем доке Телефон, Почта, Safari и iPod (в дальнейшем — Музыка и Видео). Разумеется, все названия программ были на английском — iPhone 2g изначально продавался только в США, и необходимости перевода системы на другие языки не было. 

cc67apple-ios-one-54197f4552c50.jpg

В дальнейших обновлениях iPhone OS 1 (к слову, никаких обновлений «по воздуху» — только через iTunes) стали исправлять очевидные недостатки — к примеру, стало возможно менять расположение программ на рабочем столе и само количество рабочих столов (до девяти), появились веб-приложения, клавиатура научилась использовать мультитач, ну и для тех, кому не хотелось каждый раз для переноса музыки на iPhone подключать его к компьютеру, появилась программа iTunes Store, в которой можно было купить и сразу загрузить музыку по сети. Также появилась поддержка и других мировых языков (увы — русского языка не было) и Bluetooth-гарнитуры.

iPhone OS 2 — да здравствуют приложения

Уже к 2008 году стало понятно, что веб-приложения, которые по сути являлись обычными html-страницами, никому не нужны — у них был крайне урезанный функционал, да и написаны они были как попало. Поэтому решено было создать App Store — магазин приложений. Тогда же было выпущено SDK для создания приложений и стало понятно, что у iPhone OS и Mac OS общее только ядро, и то не полностью — более высокие слои системы различаются кардинально, и о простом создании мультиплатформенных приложений можно забыть. 

Другие изменения были менее значимы — добавили поддержку еще нескольких языков (в том числе и русского, но ошибок в переводе хватало), а также серьезно доработали встроенные программы: к примеру, почта научилась работать с вложениями, камера теперь поддерживать геопозиционирование. Также появилась поддержка VPN, возможность сохранять фотографии из Safari и Почты в Фото, и возможность прокрутки на начало списка или страницы при нажатии на статус-бар.

iPhoneOS2_iPhone3G-580-90.jpg

В обновлениях 2.1 и 2.2 почти не было новых функций — Apple сосредоточилась на исправление ошибок и оптимизации. Однако все же несколько улучшений было — это Google Street View, возможность скачивать подкасты, ну и добавлена поддержка еще нескольких языков.

iPhone OS 3 — догоняем Android

К 2009 году стало понятно, что основным конкурентом iPhone будут не умирающие устройства на Windows Mobile и Symbian, а девайсы на Android. И поэтому Apple в спешном порядке стали добавлять в систему те функции, которые уже изначально присутствовали в Android: копирование, вырезание и вставку (работает во всей системе: можно скопировать текст в Safari и вставить в Заметки), Spotlight — быстрый поиск по системе, поддержка MMS (что в 2009 году с развитием интернета было мягко говоря не актуально). Также добавили приложение Компас (с уровнем) и сервис MobileMe. Последний являлся достаточно серьезным провалом — по сути это был «папа» iCloud: можно было синхронизировать почту, контакты и календари между Mac и iPhone, хранить данные на серверах Apple, а также удаленно искать потерянное устройство (Find My iPhone), но вот итоговая реализация хромала: были перебои в работе сервиса, временами невозможно было получить доступ к своим данным, были проблемы с авторизацией. С учетом того, что все это «удовольствие» стоило от $99 в год — разумеется многие пользователи были недовольны, и в 2012 году сервис был окончательно закрыт. 

Кроме добавления новых программ, Apple сосредоточилась и на улучшении старых: так, появилась возможность использовать клавиатуру в ландшафтном режиме, появились покупки внутри приложений, родительский контроль, и наконец-то появилась возможность работы с HTML5 в Safari: Apple позиционировала свой браузер как полноценный, но при этом в нем не было поддержки Flash, то есть пользователи были лишены возможности просмотра потокового видео. Поддержка HTML5 эту проблему, конечно, решила, но не совсем: даже сейчас встречаются ресурсы, работающие на Flash, а в далеком 2009 такими были почти все, поэтому от поддержки HTML5 большинству пользователей лучше не стало. Кроме этого, в iPhone OS 3 появилась достаточно важная функция — режим модема, который работал или по USB, или по Bluetooth. 

iOS3copypastehero.jpg

Версия iPhone OS 3.1.3 стала последней для оригинального iPhone и iPod Touch. И это было правильное решение — iPhone OS 3.2 уже затачивалась под iPad и имела уже много «плюшек», которые девайсы 2007 года никак бы не потянули. Ну и разумеется с выходом iPad обновилось и SDK для создания программ под него. И так как iPad позиционировался как рабочий девайс — появилась поддержка Bluetooth-клавиатур. 


iOS 4 — наконец-то многозадачная

Разумеется, Apple могла сделать многозадачной и iPhone OS 1, однако не стала, и это логично: на девайсе со 128 МБ ОЗУ запуск нескольких программ одновременно приведет к ощутимым тормозам, да и процессор с такой нагрузкой не справился бы. Поэтому многозадачность на iOS 4 получили лишь девайсы с 256 МБ ОЗУ — то есть iPhone 3GS, 4 и iPad. iPhone 3G также был обновлен до iOS 4, и это было серьезной ошибкой — его отличие по железу от iPhone 2G заключалось лишь в поддержке нового на тот момент стандарта связи — 3G. Процессор, видеочип и объем ОЗУ остался прежними, и из-за этого система с кучей графических эффектов, анимаций и обоев ощутимо тормозила. Разумеется, Apple пыталась это исправить, но все же большинство пользователей предпочли откатиться до iPhone OS 3.1.3 — она работала ощутимо быстрее, а основную «фишку» iOS 4 — многозадачность — iPhone 3G все равно не поддерживал.

Из других важных нововведений — теперь наконец-то можно было создавать папки на рабочем столе, а на iPhone 4 появилось приложение FaceTime, позволяющее бесплатно звонить другим пользователям техники Apple по интернету. Из неоднозначных изменений — Apple запустила свою собственную рекламную площадку, iAd — теперь разработчики программ могли встраивать в них баннеры с рекламой. С одной стороны, это дало толчок развитию бесплатных программ: разработчики могли получать деньги за рекламу и поэтому стали выкладывать свои программы бесплатно. С другой стороны — зачастую стоимость полного отключения рекламы была неадекватно высокой, или же ее не было вовсе.

Многие пользователи iPhone 4, купившие его на старте продаж, помнят, что телефон в руке терял связь. Apple быстро извинилась и выпустила обновление, которое якобы решает проблему. Однако увы — на деле при потере сети iPhone теперь просто сигнализировал о том, что сеть есть. Звонить при этом, понятное дело, было нельзя, и пользователи быстро это заметили. Поэтому Apple пришлось бесплатно раздавать резиновые бамперы пользователям iPhone 4, хотя до этого планировалось их продавать.

http-%2F%2Fmashable.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2010%2F06%2Fios-4-iphone-4.jpg

Но, разумеется, были и нормальные нововведения — так, появился Game Center, где хранится информация обо всех играх и достижениях каждого игрока, через который можно играть по сети, находить друзей и соревноваться с ними. Появился AirPlay и AirPrint — возможность смотреть видео по сети с другого устройства, а также печатать документы на сетевом принтере.

iOS 5 — привет, Siri

Как и iPhone 4S был по сути техническим апдейтом iPhone 4, так и iOS 5 была по сути доработкой iOS 4. Из важных нововведений — появился голосовой ассистент Siri: он мог позвонить, написать сообщение, открыть приложение, но, увы, только на английском — ждать русского языка пришлось 5 лет, и даже сейчас функционал русской Siri гораздо беднее английской. Был окончательно похоронен сервис MobileMe, на место которого пришел iCloud: он был бесплатен, имел тот же набор функций, и работал гораздо стабильнее. Наконец-то был добавлен центр уведомлений (который был еще на Android первых версий), в который были внесены и виджеты — только вот сторонние разработчики писали их неохотно, и большинство пользователей использовали виджет Погоды и только. 

Упростили процесс начала работы с новым устройством, а также обновления прошивки — теперь для них не нужно было подключать девайс ПК. Также можно было настроить синхронизацию с iTunes по Wi-Fi — уже в 2011 году Apple активно старалась избавиться от проводов. К тому же было сделано еще одно «послабление» — по 3G теперь можно было скачать программу из App Store весом до 50 МБ: понятное дело, что для игр этого мало, но вот быстро скачать какой-нибудь мессенджер можно было без проблем.

Добавили две новых программы — Киоск и Напоминания. И если вторая была, в общем-то, нужна, то вот Киоск не прижился — это приложение позволяло покупать и скачивать электронные версии газет и журналов. С учетом того, что у многих в Европе и США была годовая подписка на нужные им журналы, а новости уже давно узнавались из интернета, а не газет — приложение оказалось не нужным. 

apple-ios-5-1-walkthrough.jpg

Разумеется, у этой версии iOS были и проблемы, и основная — это время автономной работы. И если iPad с его гигантским аккумулятором жил по 8-10 часов, то вот iPhone и iPod пришлось не сладко — при активном использовании их можно было разрядить до обеда. Впрочем, проблема эта была повальной — девайсы на Android жили несильно дольше. 

Версия iOS 5.1.1 стала последней для оригинального iPad. По непонятным причинам Apple поставила в него всего 256 МБ ОЗУ — в iPhone 4 того же года было 512. Поэтому при работе с многозадачностью уже возникали проблемы, и Apple решила не мучить устройство дальше. При этом iPhone 3GS с теми же 256 МБ ОЗУ все же был обновлен до iOS 6, однако гораздо меньшее разрешении экрана, да и меньшая нужда в многозадачности, сгладили проблемы с низкой производительностью, и на iOS 6 она работал терпимо.

iOS 6 — доработанная iOS 5

Особых изменений в iOS 6 не было — судя по всему, Apple сосредоточилась на выпуске «сногсшибательного» нового iPhone (что им, в принципе, удалось), и ПО было задвинуто на второй план. Из существенных изменений — карты Google сменились собственными картами от Apple. Причем они были крайне сырыми и не информативными, так что пользовались ими немногие. Также появилась синхронизация вкладок между устройствами через iCloud, звонки FaceTime по сотовой сети, функция «Не беспокоить», полноэкранный режим Safari на iPhone в горизонтальной ориентации, а в приложение камера добавили панорамную съемку. К тому же было удалено приложение YouTube (хотя в дальнейшем оно появилось в App Store). В общем и целом, изменения тянули скорее на iOS 5.2, чем на iOS 6, но Apple твердо решила выпускать новую версию ОС каждый год, и даже умудрилась где-то насчитать аж 200 нововведений в iOS 6.

screen-shot-2013-05-23-at-12-40-42-pm.png

Версия 6.1.6 стала последней для iPhone 3GS, что в общем-то логично с учетом того, что в новых iPad 3 и iPhone 5 было уже по 1 ГБ ОЗУ, и 256 МБ было откровенно мало. К слову — Apple стоило остановить поддержку и iPhone 4 на этой версии ОС, но все же было принято решение обновить его до iOS 7, что вылилось в серьезные проблемы с производительностью. Но об этом и новых версиях iOS поговорим уже во второй части статьи.