c1c54177ccb872d3fcc6d1cce0c6a221.jpg
В предыдущей части (12345678, 9) мы поговорили про переход на x86, теперь же поговорим про полную смену внешнего вида системы, который до этого не сильно менялся с момента релиза Mac OS X в 2001 году.

OS X 10.8 Mountain Lion

Система вышла спустя год после 10.7, 25 июля 2012 года, и с тех пор Apple окончательно перешла на ежегодное обновление своей десктопной системы. Также из названия исчезло слово Mac, что было достаточно странно — ведь на iPad или iPhone это система все равно работать не могла.

Цена на обновление приятно порадовала пользователей Mac — она составляла 20 долларов, поэтому всего за 4 дня было продано больше 3 миллионов копий. Этому способствовало и то, что системные требования никак не поменялись — все также требовался процессор от Intel не старее Core 2 Duo, а также не менее 2 ГБ ОЗУ и 8 ГБ дисковой памяти. Также компания учла проблему с обновлением, которая была на момент выхода 10.7 (пользователям приходилось покупать еще и 10.6, если они не сделали это раньше) — теперь для установки 10.8 не обязательно нужно было иметь 10.7, можно было сразу обновиться с 10.6.8 до 10.8.

notification-center.png

Что касается новых функций, то тут Apple в основном сделала упор на синхронизацию девайсов и упорядочивание рабочего пространства. Так, в системе появился Центр уведомлений — думаю, он не нуждается в представлении. Можно было выбирать, какие уведомления могли в нем отображаться, а сами уведомления могли быть в виде баннеров, оповещений или красных кружков с цифрами на иконке приложения — в общем, все как сейчас. 

Также появилось приложение Заметки, которое умело синхронизироваться с аналогичным приложением в iOS 6. Ну и продолжая тему синхронизации, в OS X появилось приложение Сообщения — увы, отправлять через него СМС еще было нельзя, но вот iMessage отлично работал, позволяя общаться с другими пользователями техники Apple через интернет.

Однако в систему добавили и спорные приложения — например, Game Center. На iOS он действительно был удобен, ибо единственным способом установки игр был App Store, поэтому платформа для получения достижений, поиска людей для совместной игры и т.д. была к месту. Но вот многие портированные под Mac игры имели собственный мультиплеер, да и были такие крупные игровые платформы, как Steam и Origin, поэтому на OS X Game Center встретили более чем прохладно.

Mac_OS_X_Mountain_Lion_screenshot.png

Разумеется, были и изменения «под капотом» — так, появилась функция Power Nap, которая позволяла Mac с SSD синхронизироваться с iCloud, загружать обновления и создавать резервные копии во время сна. В систему были интегрированы Twitter и Facebook, появился AirPlay Mirroring — возможность транслировать экран Mac на Apple TV.

В общем и целом систему восприняли тепло: отдельно отмечали появление действительно полезных функций (таких как, например, центр уведомлений) и возросшую стабильность работы. С учетом крайне низкой цены в 20 долларов очень многие пользователи Mac решили на нее обновиться.

OS X 10.9 Mavericks

Пожалуй, одна из самых любимых среди пользователей версия OS X вышла спустя год после Mountain Lion — 22 октября 2013. Примечательна она тем, что с этого момента системы от Apple стали полностью бесплатными для всех пользователей совместимых с ними Mac. Также следует отметить, что компания решила отказаться от использования в названии имен больших кошек — теперь вместо них используются названия мест, и Mavericks — это курорт для серфингистов в Северной Калифорнии.

Также не могло не радовать то, что никак не изменились системные требования — все также нужен был Intel Core 2 Duo и новее, 2 ГБ ОЗУ и 8 ГБ на диске. С учетом того, что поддерживались некоторые устройства даже 2007 года (то есть им было 6 лет) — компания серьезно пересмотрела свое отношение к поддержке старых устройств.

В этой версии системы Apple сконцентрировалась в основном на оптимизации, и это, надо сказать, ей удалось — система достаточно бодро работала даже на очень старых Mac, более того — было на час увеличено время автономной работы MacBook, что на практике действительно подтвердилось. В итоге система оказалась настолько хорошей, что достаточное количество пользователей работало на ней вплоть до выхода 10.11, когда Apple наконец-то исправила проблемы с производительностью и сетью в 10.10.

4e2918e5b40f11063521480ede28695f.png

Новых «подкапотных» функций было много: во-первых, это App Nap — технология, которая позволяла «замораживать» фоновые приложения, что неплохо экономило и ресурсы Mac, и увеличивало время автономной работы. Во-вторых, сжатие виртуальной памяти — OS X научилась более гибко «рулить» доступным объемом ОЗУ, при необходимости сжимая ОЗУ неактивных программ, чтобы дать текущей задаче больше ресурсов. В-третьих, объединение таймеров — технология, которая заставляла процессор менее охотно увеличивать частоту, основанная на том, что теперь некоторые задачи объединялись для общего выполнения: например, одна задача должна была выполниться на 100 мс раньше, а вторая — на 30 мс позже: на практике эти сроки незначительны, а вот процессор «просыпается» только один раз вместо двух. В итоге это чуть-чуть снижало производительность, но очень сильно увеличивало время автономной работы — по словам Apple, это сокращало использование ЦП аж на 72%.

Также в Apple «вспомнили», что Mac многие используют для обработки графики и расчетов — в итоге в систему добавили поддержку OpenGL 4.1 и OpenCL 1.2: с учетом того, что в этом же году компания представила мощный Mac Pro c двумя видеокартами, это серьезно увеличило его производительность.

Видимых изменений было немного: так, добавилась Связка ключей: программа, которая позволяла хранить пароли и синхронизировать их между устройствами от Apple. Появился IPoTB — протокол, который позволял соединять два Mac при помощи Thunderbolt-кабеля. С учетом скоростей TB 2 на уровне 20 Гб/с, Blu-ray фильм можно было передать меньше чем за полминуты. Доработали и Центр уведомлений — теперь на уведомления можно было отвечать сразу же, без открытия программы.

Ну и разумеется, появилась пара новых программ: оптимизация оптимизаций, но новые функции тоже нужно вводить. Так, одной из них стал iBooks — утилита для чтения книг в PDF и EPUB, с возможностью покупки книг в iBooks Store. Из спорного — появились и печально известные по iOS 7 Карты, пользоваться которыми тогда было просто невозможно.

В итоге систему восприняли хорошо — это была именно та «вылизанная» Mac OS, которую все ждали. Но, увы, следующая версия все испортила...

OS X 10.10 Yosemite

Yosemite.jpg

Спустя год после выхода 10.9, 14 октября 2014 года, в App Store появилась новая версия системы. Причем на этот раз — действительно новая: после крайне неоднозначного нового внешнего вида iOS 7 все ждали, что новая версия OS X будет выглядеть также, и, увы, дождались.

Системные требования опять же остались такими же, как и поддерживаемые устройства, а система все также распространялась бесплатно. Кстати, это первая в цикле статей OS X, которая все еще поддерживается: окончание поддержки iTunes назначено на конец августа этого года.

Основным изменением стал, разумеется, плоский дизайн — больше никаких металлических поверхностей и блестящих иконок с толстыми шрифтами, теперь используются тонкие линии и «нарисованные в Paint» плоские яркие значки, а фон стал полупрозрачным и размытым. К тому же сменился шрифт — с более толстого Lucida на более тонкий Helvetica Neue: пользователи Mac с Retina-экранами были в восторге, для всех других такая замена шрифта была скорее шагом назад, ибо снижала читаемость текста при низких DPI.

Также в этой версии Apple сделал большой шаг в сторону объединения OS X с мобильной iOS: во-первых, появились такие функции, как Handoff и Continuity — они позволяли начинать действие на одном устройстве, а продолжать на другом, принимать звонки и писать СМС с Mac и iPad — в общем, была действительно создана экосистема, где все устройства стали частично взаимозаменяемыми.

Других новых функций было мало — так, в Центре уведомлений появилась возможность использовать виджеты (по аналогии с iOS 8), а в обновлении 10.10.3 приложение iPhoto было заменено на Фото, которое выглядело очень похоже на аналог с iOS. В настройках появились первые отголоски темного режима — так, можно было сделать Dock и панель меню темными. Spotlight переехал в центр экрана, а в Safari появилась возможность использовать не следящую за пользователями поисковую систему DuckDuckGo.

continuity_nowm.png

Что касается проблем, то их было просто множество, что в итоге привело к тому, что достаточное количество пользователей осталось на Mavericks. Во-первых, были проблемы с сетевым подключением: Mac могли не видеть 5 ГГц сети, не подключаться к доступным сетям, подключаться, но иметь низкую скорость. Это произошло из-за новой системы работы с DNS, из-за чего Apple была в итоге вынуждена вернуться к старой, которая была в 10.9, ибо наладить работу новой системы они так и не смогли на протяжении аж четырех обновлений.

Во-вторых, было множество проблем с плавностью — новый графический интерфейс был тяжелее старого, поэтому пользователи Mac с Retina-экранами и интегрированной графикой от Intel постоянно наблюдали различные фризы и подергивания. Проблема опять же не была исправлена в обновлениях 10.10 — от нее удалось избавиться только в 10.11.

В-третьих, функций Handoff и Continuity работали нестабильно — были проблемы и с включением функции, и с работой: зачастую звонки с iPhone не доходили до Mac, открытые на iPhone сайты не были видны на Mac, и приходилось перевключать эти функции — в общем, «вылизанности» не было. 

Но, тем не менее, многие оценили новый интерфейс, называя его свежим глотком воздуха, и в итоге именно плоский внешний вид сейчас является доминирующим во многих десктопных и мобильных ОС.

На этом мы заканчиваем сегодняшнюю часть статьи, и следующая будет уже последней — мы поговорим про до сих пор поддерживаемые версии OS X и macOS.