b69b8224a3f9c5696cd230ec559ca98b.jpg
В первой части мы поговорили об операционных системах для двух самых первых компьютеров от Apple — Apple I и II. Сегодня мы продолжим рассказ о системах для Apple II, а также посмотрим, на чем работали не самые удачные Apple III и Lisa.

Apple SOS

В 1980 году Apple выпускает свой новый компьютер, ориентированный на бизнес-пользователей — Apple III. Увы — он оказался далеко не таким хорошим: из-за того, что Джобс запретил использовать вентиляторы, эти компьютеры массово перегревались и выходили из строя. Apple III имел совместимость с Apple II (из-за процессора Synertek 6502A, даже название которого говорит о совместимости с MOS 6502), который был крайне популярным, поэтому число программ чисто под Apple III было невелико. Да и то режим совместимости был неполным — он не позволял подключать различные карты расширения, которые, как мы помним, серьезно продлили срок жизни Apple II. Разумеется, в будущем компьютер был доработан, но пальма первенства по продажам ПК в 1983 году перешла к IBM, а годом позже продажи Apple III были свернуты. Именно поэтому для компьютера была написана лишь одна ОС — Apple SOS.

Название системы, разумеется, к сигналу о помощи никакого отношения не имеет. Официально аббревиатура расшифровывалась как Sophisticated Operating System — сложная операционная система, но на самом деле один из разработчиков ОС увековечил в ней имя своей дочери — Sara's Operating System.

Apple_SOS.png

Система сделала достаточно большой шаг вперед по сравнению с Apple DOS — так, появился интерфейс System Utilities, который включал в себя устройство обработки команд (оно отвечало за работу с дисками и установку даты и времени), файл-обработку командного листа (программа для работы с файлами и каталогами) и System Configuration Program (утилита для настройки и установки драйверов для различных устройств). Последняя утилита была достаточно серьезным прогрессом — она позволяла разработчикам подключать к Apple III гораздо большее количество устройств, так как можно было самостоятельно написать драйвера и приложить их к устройству на диске. Правда, официально Apple SOS поддерживала только два типа устройств — символьные (клавиатуры) и блочные (дисковые накопители).

Вторым важным изменением в сравнении с DOS было введение SOS API — готового интерфейса программирования, упрощающего написание программ. Всего API была разделен на четыре области:
  • Файловые вызовы: возможность создать, изменить, получить информацию, переместить и удалить любой файл, а также поставить метку EOF (конец файла).
  • Вызовы устройств: взаимодействие с подключенными устройствами (установка драйверов, получение статуса и информации об устройстве).
  • Обращения к памяти: запрос, поиск, изменение, получение информации и задание номера для любого сегмента памяти.
  • Служебные вызовы: установка времени и даты, получение аналоговой информации (например, с джойстика).
Система, разумеется, была однозадачной, но работала несколько иначе, чем Apple DOS: разница была в том, что тут система загружалась вместе с программой. Сначала шла диагностика, после чего грузился файл SOS.KERNEL, включающее ядро и API системы, после чего грузилась программа, называемая интерпретатором — файл SOS.INTERP, и набор драйверов — файл SOS.DRIVER. После загрузки управление полностью передавалось программе.

Как видно, возможности системы стали куда больше, чем в Apple DOS, но, увы, тут обратная совместимость сыграла над Apple злую шутку: разработчики программ уже умели писать софт под Apple II, и с учетом крайне высокой цены Apple III — свыше $4000 (почти 13000 долларов на сегодня) на старте — возможности купить его и начать под него писать была далеко не у всех. Поэтому большинство создателей софта так и продолжили писать его под Apple II, тем более что после выхода Apple III он с рынка не ушел, а стал позиционироваться как чисто домашний ПК.

Apple ProDOS

prodos-bitsybye-1024x707.png

Как я уже писал выше, SOS оказалась куда «продвинутее» DOS, и, так как популярность Apple II и не думала снижаться, в 1983 году была выпущена система ProDOS, название которой говорит само за себя — это была серьезно переработанная DOS. В начале она была, как и все другие ОС от Apple, 8-битной, но через пару лет, когда вышел 16-битный Apple IIGS, ОС для него была переписана. Поэтому, дабы не путаться, старую 8-битную версию стали называть ProDOS 8, а новую, 16-битную — соответственно ProDOS 16. Забавно, но на Apple III новая ОС не работала, хотя даже файловые системы у них были общими — вот так Apple поддерживала свой новый ПК, который стоил на порядок дороже Apple II.

Новая система изначально была призвана решить проблемы, которые стали возникать с DOS из-за ее старости: так, последняя поддерживала официально только 5.25" дискеты и дисковод Disk II, поддержка жестких дисков была, но через «костыль» — подключенный накопитель разбивался на множество дисков по 140 Кб. ProDOS же нативно поддерживала и жесткие диски, и 3.5" дискеты, причем на одном диске могло быть несколько логических томов. Также новая система позволяла увеличить объем подключаемого накопителя с 400 Кб до 32 Мб — огромные цифры по тому времени. Ну и конечно же система имела нормальный API, частично позаимствованный у SOS — этого несколько не хватало на DOS.

Увы — как оно обычно бывает, в погоне за новизной теряется совместимость: ProDOS из-за новой файловой системы могла читать дискеты для DOS только при помощи специальной утилиты преобразования, поэтому большинство программ на дискетах для этой ОС не работали в ProDOS. Однако исключения были — это программы, написанные на BASIC: хотя и они зачастую требовали изменений для работы в новой ОС, но обычно правки были минимальными.

prodosbasic-1024x706.png

Также с выпуском новой ОС пришел конец поддержки Integer BASIC с оригинального Apple II — его заменил Applesoft BASIC, однако все же он по-прежнему встроен в Apple ROM, ибо версия Applesoft базируется на Integer, и именно это позволило запускать написанные на BASIC программы с DOS.

Из других изменений — доступ к диску был 8 раз быстрее, чем в DOS, из-за устранения промежуточной буферизации. Появилась поддержка драйверов устройств, в том числе системных часов и видеоплат. Была доработана структура файлов и появились иерархические каталоги. Поддерживалось до 20 различных типов файлов, а открытыми одновременно могли быть аж 8 — это можно считать началом многозадачности. Также в каждом каталоге могло быть любое количество файлов (исключение — корневой каталог, там не более 51).

В общем — система была очень и очень продвинутой, но люди на нее переходить особо не спешили, и их можно было понять: во-первых, отсутствие нативного софта на момент выхода, во-вторых, было введено ограничение на имя файла — всего 15 символов против 30 в DOS. Переломный момент настал в 1984 году — Apple для ProDOS выпустили отличный офисный пакет AppleWorks, что заставило достаточно большое число людей перейти на новую систему, тем самым подстегнув разработчиков писать под нее софт.

Lisa OS

lisaos31calcani.gif

Уже в 1980, после провального выпуска Apple III, в компании начинают понимать, что им нужен прорывной продукт — да, Apple II еще какое-то время будет на плаву, но полагаться только на него было бы странным. В итоге в 1983 году Apple представляет компьютер Lisa. Компьютер стоил тогда просто фантастические $9995 долларов — да, разумеется, он был нацелен на корпоративный сегмент, и имел самые новейшие комплектующие: процессор Motorola 68000 с частотой в 5 МГц (в 2-5 раз быстрее процессоров в Apple II и III) и целый мегабайт оперативной памяти. И хотя компьютер был назван в честь дочери Стива Джобса (интересная тенденция — называть ОС и ПК в честь дочерей), в дальнейшем был придуман бэкроним — Local Integrated Systems Architecture, или локальная интегрированная структура систем.

Мощное «железо» — это всегда хорошо, но пользователям также важен и софт. Если предыдущие ОС были в основном текстовыми (хотя даже оригинальный Apple II умел выводить графику), Lisa OS была полностью графической. Напомню, это был 1983 год — до выхода графической Windows 1.0 оставалось еще 2 года. Разумеется, в системе был предустановлен весь нужный для работы софт: программа для работы с таблицами LisaCalc, программа для построения диаграмм LisaGraph, текстовый редактор LisaList, менеджер проектов LisaProject, терминал LisaTerminal и программа для рисования LisaDraw — в общем, предустановленного софта большинству пользователей вполне хватало для работы, а сам этот набор пережил все эти годы, и аналоги этих программ и сейчас предустановлены в последние версии macOS.

Сам графический интерфейс не так уж и сильно отличается от современного — было, например, меню с действиями для открытой программы в верхней части экрана (увы — пока без яблочка). Поддерживались анимации открытия программ, был Drag&Drop — к примеру, можно было перетащить файл в корзину. Интерфейс был «позаимствован» у системы Xerox Star — так, все иконки были копиями реальных объектов: иконка таблицы выглядела как таблица, на иконке диаграммы был нарисован график, а сам фон был белый, изображая чистый лист. И в этом крылась проблема: все мониторы того времени мерцали, и особенно хорошо это было видно на белом фоне. И чтобы скрыть мерцание, инженеры в Apple решили поставить более качественный ЭЛТ-монитор с более высокой частотой развертки — и это серьезно увеличило стоимость ПК. Добавим сюда то, что дополнительная память тогда стоила очень дорого, стоимость топового Apple Lisa зачастую уходила далеко в 5-значную область. При этом работала система не очень быстро, да и загружалась долго — в общем, ее нужно было серьезно дорабатывать, на момент выхода она скорее была добротной бета-версией.

Причины медленной работы были понятны: во-первых, система была многозадачной, и открытие пары-тройки программ легко снижала производительность ПК до уровня Apple II. Во-вторых, из-за многозадачности приходилось использовать файл подкачки, ибо в ОЗУ все не помещалось — а с учетом того, что располагался он на жестком диске, скорость обращения к нему была весьма и весьма невысокой. Конечно, можно было нарастить объем ОЗУ, но, как я уже писал выше, это очень сильно увеличивало и без того огромную стоимость. В-третьих, в системе была программная эмуляция устройств, поэтому каждое новое подключенное устройство замедляло и без того задумчивую систему.

apple_lisa_screenshot-os.jpg

Писать программы под Lisa было также делом не простым: требовался еще один такой же ПК и дорогая среда разработки — позволить себе потратить 20000 долларов только для того, чтобы начать писать софт под Lisa, мог далеко не каждый разработчик. В итоге количество сторонних программ было исчезающе малым, и без того небольшое число покупателей этого ПК в основном довольствовались предустановленным софтом. 

В результате продажи вполне ожидаемо провалились — большинство пользователей покупали более дешевые и быстрые IBM PC/XT, и затраты на разработку Lisa окупили себя лишь благодаря одному заказчику — NASA, которые в то время полностью перешли на компьютеры от Apple.

В следующей статье мы поговорим про становление линейки Macintosh и систем для них — именно эти ПК смогли прервать полосу неудач в компьютерах Apple и помочь последней серьезно потеснить своего конкурента в лице IBM.