b69b8224a3f9c5696cd230ec559ca98b.jpg
В первых трех частях (1, 2 и 3) мы говорили о черно-белых операционных системах от Apple: да, работать с цветной графикой умел даже оригинальный Apple II, но только в очень низком разрешении: 280x192 пикселя при 6 цветах или всего 40x48 при 16 — для вывода интерфейса ОС этого было крайне мало, да и не нужны были тогда цвета для отображения в основном только текстовой информации. Но время шло, и в конце 80-ых уже большинство систем имело цветной интерфейс, и, дабы не отставать, Apple также выпустила цветную ОС для компьютера... Apple II.

Apple GS/OS

Бренд «Apple II» был очень узнаваем, и всего компания выпустила аж 6 компьютеров с таким названием. И если первые несколько модификаций представляли собой, по сути, все тот же оригинальный Apple II, но с большим количеством памяти и иным корпусом, то вот вышедший в 1986 году Apple IIGS ни по внешнему виду, ни по «железу» — вообще никак не напоминал самый первый Apple II. 

Управлялся этот ПК процессором 65С816 с частотой в 2.8 МГц, имел от 256 Кб до 1 МБ ОЗУ (причем процессор поддерживал аж до 8) и звуковой чип Ensoniq ES5503 DOC — последний был 8-битным и 32-канальным, умел выводить стерео-звук и смотрелся куда выигрышнее на фоне PC-спикеров, будучи одним из самых лучших компьютерных звуковых чипов до выхода легендарных Sound Blaster.

Как же расшифровывается GS в названии ПК? Достаточно просто — Graphics&Sound, или графика и звук. Про звук я уже рассказал выше, а что касается графики — можно было выводить 4 цвета в разрешении 640х200 или же 16 в 320х200 — первого режима как раз хватало для интерфейса ОС. И хотя поставлялся ПК с операционной системой ProDOS 16, продержалась она недолго, ибо по сути была старым добрым ProDOS с поддержкой 16-битных программ и Finder. И ей на замену пришла Apple GS/OS — первая цветная система от Apple:

gsoscontrol.gif

Выпуская компьютер под брендом «Apple II» спустя почти 10 лет после выхода оригинала, в компании отлично понимали, что он должен был быть совместим со всеми предыдущими версиями — и сделали это: в системе был предустановлен специальный драйвер FST — File System Translator, или транслятор файловых систем, который позволял на одном диске абсолютно прозрачно для программ использовать различные файловые системы — для ProDOS, DOS 3.3 и Pascal, а также FAT и HFS, и некоторые менее известные. Увы — поддерживался только режим чтения, иными словами что-либо записать на диск в этих ФС было невозможно. Изначально планировалось сделать и поддержку записи, но потом от этого отказались. 

Во всем другом система сильно схожа с System 5 и 6 — был Finder, драйвера подключаемых устройств, панель инструментов. Finder поддерживал сетевые тома, а сама система умела загружаться по сети. Также была доступна среда разработки APW (мастерская программиста Apple). 

Поддержка системы закончилась в 1993 году, то есть бренд «Apple II» прожил почти 15 лет — огромный, хоть и не рекордный, срок. Достаточно интересным фактом является то, что энтузиасты систему не забросили, и в 2015 и 2017 году выпустили суммарно еще 3 обновления. Конечно, на практике вряд ли это было кому нужно, но это хорошо показывает, что ПК и система сильно полюбились пользователям.

Apple A/UX

UNIX. Система, которая еще на момент выхода Apple I имела 5-ую версию, и даже в 80-ых она оставалась одной из самых продвинутых ОС. В Apple, понимая, что тягаться с таким мастодонтом им не по силам, решила примкнуть — и в 1988 году была выпущена система A/UX, являющаяся POSIX-совместимым UNIX. То есть это означало, что система и интерфейсно, и софтово была совместима с другими UNIX-подобными ОС, и Apple надеялась, что это позволит им получить контракты на поставку ПК в федеральные правительственные институты США, которые плотно «сидели» именно на UNIX.

Увы — UNIX был очень требовательной системой, поэтому A/UX можно было запустить лишь на некоторых Macintosh — требовался процессор Motorola 68k с поддержкой FPU и PMMU (блоки для вычислений с плавающей точкой и управлением выгружаемой памятью). Именно поэтому совсем немногие компьютеры от Apple могли эту систему запускать: даже самый мощный ПК с Motorola 68k — Apple Quadra 840AV — имея в распоряжении аж 40-мгцовый процессор, такой возможности был лишен.

Apple_Unix_with_Netscape.png

Но вот те, кто все же смог поставить себе эту ОС, получал просто огромные возможности: поддерживались приложения как для Macintosh, так и для Unix и даже для DOS (через эмулятор). Разумеется, в системе был Finder, портированный из System 6, и, разумеется, система была многозадачной. Поддерживался AppleTalk и TCP/IP, сокеты, файловая система FFS — Fast File System, и она не зря была названа таковой. Была поддержка X Windows — оконной системы для построения графического интерфейса, была совместимость с API BSD (BSD-системы живы до сих пор и активно развиваются), а также имелись компиляторы CC и F77. В общем — это была очень и очень продвинутая система, начиная от максимально простой установки (даже для UNIX) и заканчивая тем, что тот же Finder можно было легко поменять на любой аналог. 

Увы — в итоге в 1995 году Apple отказалась от этой системы, а вместо него появилась платформа Apple Network Server под управлением ОС IBM AIX. А после приобретения Apple NeXT в 1996 году началась разработка Mac OS X Server на базе системы NeXTSTEP, которая и была выпущена в 1999 году.

Apple System 7

К началу 90-ых годов, глядя на целый шлейф старых технологий и ОС, в Apple поняли, что пора бы устроить ревизию, выкинуть все ненужное, да и переписать то, что раньше было костылями. Ведь по сути первые System были заточены под одну задачу и одного пользователя — и в начале 80-ых это было оправдано. Но вот в 90-ых это смотрелось дико, и хотя первая «костыльная» многозадачность появилась еще в System 5, пора было сделать ее доступной по умолчанию.

2601_14.gif

И хотя по сути всего лишь цифра в названии увеличилась на один, изменений было очень много:
  • 32-битный QuickDraw, поддерживающий так называемую «истинную цветовую визуализацию» (256 цветов), был включен как стандарт, а не как возможное расширение. 
  • MultiFinder используется по умолчанию. Есть кооперативная многозадачность.
  • Новый API Sound Manager, гораздо лучше работающий со звуком, в том числе и аппаратно — это серьезно снижало нагрузку на ЦП.
  • Полная поддержка 32-битных приложений. Разумеется, далеко не весь софт на момент запуска системы корректно работал на 32-битной ОС, поэтому в настройках был переключатель, позволяющий работать со старыми приложениями, но при этом объем ОЗУ ограничивался 8 МБ — впрочем, для приложений, требующих от силы 512 КБ ОЗУ, и этого было очень много.
  • Корзина теперь была обычным каталогом, который не удалялся после перезагрузки.
  • Появился аналог автозагрузки — небольшие INIT-файлы, которые система могла считывать на старте и запускать те или иные расширения.
  • Совместное использование файлов — полноценная поддержка AppleTalk с возможностью создания сетевых папок.
  • Ярлыки — думаю, в представлении не нуждаются.
  • Улучшенный Drag&Drop — теперь можно было, к примеру, перетащить файл на значок программы, и он в ней откроется.
  • Шаблоны файлов — так, можно было создать шаблон текстового документа, и использовать его в различных редакторах.
  • Всплывающие подсказки — да, в 1991 году.
  • AppleScript — язык сценариев для автоматизации задач, используется и сейчас.
  • TrueType — если раньше шрифты были растровыми и привязанными к одному DPI, то теперь их можно было масштабировать как угодно для удобства отображения.
  • Цветной пользовательский интерфейс — был дополнительной опцией, система вполне неплохо работала и в черно-белом режиме.
  • Поддержка виртуальной памяти.
Как видно, количество изменений тянуло как минимум на новый полноценный релиз (в стиле System X), но Apple тогда не особо задумывалась над названием систем. Но, разумеется, не все было так гладко: во-первых, System 7 работала ощутимо медленнее 6-ой версии на старых Macintosh, и если раньше это решалось отключением многозадачности, то теперь такая функция была не доступна. Во-вторых, если System 6 требовала 600 Кб ОЗУ и загружалась с одной дискеты на 800 Кб, то для System 7 уже желателен был жесткий диск и не менее 1 МБ памяти. Также для того, чтобы воспользоваться всеми возможностями новой системы, требовался процессор с модулем PMMU — а он опять же был лишь в последних Macintosh.

Но, несмотря на все эти минусы, система пользователям понравилась и быстро стала одним из базовых требования для запуска софта.

System 7 и Mac OS 7 для PowerPC

В начале 90-ых все больше становилось понятным то, что Motorola 68k свое отжил, и нужно было с него куда-то переходить. ARM был интересным решением, но процессоры на этой архитектуре были достаточно слабыми, да и Newton, первый КПК от Apple на ARM, был провальным (хотя и не из-за процессора). Процессоры от Intel были достаточно дорогими. В итоге в 1991 году был образован альянс AIM, куда входили Apple, IBM и Motorola, в результате которого появилась архитектура PowerPC.

Впервые поддержка PowerPC появилась в релизе System 7.1.2. Разумеется, в Apple отлично понимали, что на старте софта под новую платформу не будет, и поэтому при загрузке системы также загружался эмулятор 68k — увы, без FPU и PMMU, то есть возможность ставить A/UX была закрыта. Специально для PowerPC было написано наноядро — меньше, чем используемое микроядро (эдакое ядро в ядре). Это было сделано для упрощения написания софта под PowerPC.

Крупным релизом стал System 7.5 — во-первых, появился нормальный экран загрузки с логотипом Mac OS и прогресс-баром:

macos761-scr-05.jpg

Во-вторых, появилась поддержка Java, QuickDraw 3D, PowerTalk — сервис обработки электронной почты, и прообраз нижнего дока в macOS — Launcher, а также улучшили Drag&Drop — теперь он умеет перетаскивать еще и текст.

И лишь в 1997 году наконец-то родилась всем известная Mac OS — это произошло на релизе 7.6. Основные изменения в этой версии, за исключением замены названия — улучшенный код для работы с PowerPC, утилиты для работы с Интернетом и новый диспетчер расширений.

В следующей статье мы вплотную подберемся к настоящему времени и поговорим про Mac OS 8 и 9 — непосредственных предшественников текущей macOS X.