В последней из семи частей (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) мы остановились на первых версиях Mac OS X. Теперь же мы поговорим про тот период, когда Apple стала «допиливать» систему и переходить от PowerPC к x86.
Как мы помним из предыдущей части, первые версии OS X стабильностью не отличались — и системные требования были достаточно высоки, и разработчики пока еще не научились писать под новую ОС, да и проблем и багов хватало: в общем, достаточно много людей продолжало пользоваться Mac OS 9. К слову, именно Apple первая задумала продавать семейные версии системы — то есть одну копию на 5 Mac, что опять же подстегнула продажи и скорость перехода на новую версию ОС, так как это оказывалось выгоднее (стоимость такой лицензии была 200 долларов, когда одиночная стоила 130).
И именно релиз 10.2 оказался переломным, после чего пользователи стали достаточно массово обновляться как с более ранних версий Mac OS X, так и с Mac OS 9. И этому были объяснения: во-первых, никак не изменились системные требования — нужен был все тот же процессор G3 233 МГц и не менее 128 МБ ОЗУ. В 2002 году это уже не вызывало недовольства — такими характеристиками могли обладать iMac еще 1997-98 годов, то есть подавляющее большинство используемых компьютеров от Apple поддержку новой версии ОС получили (хотя все еще системные требования Windows XP были ниже — 233 МГц процессор и 64 МБ ОЗУ).
Во-вторых, в систему добавили Quartz Extreme — движок для аппаратного ускорения отрисовки интерфейса, говоря более простым языком — теперь всю графику и анимацию в системе обрабатывает не процессор, который в общем-то не для этого нужен, а видеокарты, которые тогда в Mac были, во-первых, достаточно мощными по меркам PC того времени, а, во-вторых, умели рендерить пользовательский интерфейс уже давно. Из-за этого и нагрузка на процессор резко упала — то есть неплохо выросла общая скорость работы системы, и возможные притормаживания анимации тоже исчезли.
Также было много мелких изменений: к примеру, Rendervous, который в будущем переименуют в Bonjour — функция, которая позволяла устройствам через сеть обнаруживать друг друга, а также совместно работать с различными сетевыми устройствами (принтерами, сканерами, камерами, и т.д.). В одном из обновлений (10.2.2) было добавлено журналирование в файловую систему HFS+, что позволило увеличить надежность и функции восстановления данных. Появилась CUPS (Common Unix Printing System) — функция, которая позволяла компьютеру с подключенным к нему принтером выступать в роли сервера для печати.
Ну и было небольшое изменение интерфейса — загрузочное лого Happy Mac сменилось на большой серый логотип надкушенного яблока.
Mac OS 10.3 Panther — минорное обновление
После выпуска очень удачной 10.2 в новой версии ОС компания решила сосредоточиться на добавлении новых функций, но в общем и целом их было не так и много для мажорного обновления системы.
Системные требования опять же не поменялись — 233 МГц CPU и 128 МБ ОЗУ. Система все также поддерживает запуск программ с Mac OS 9, но теперь окна отрисовываются через двойную буферизацию, что вызывало ошибку в некоторых программах, ожидающих прямое отображение.
Пожалуй, самым главным нововведением стал собственный браузер Safari — к 2003 году уже стало понятно, что Internet Explorer, который до этого использовался в системе по умолчанию, был уже, мягко говоря, устаревшим. Конечно, можно было использовать Netscape или Opera — но за это, во-первых, нужно было платить, а, во-вторых, нужно было допускать сторонних разработчиков к закрытой системе, что Apple тоже не хотелось делать. Поэтому выпуск собственного браузера был вполне логичным шагом, тем более что в 2003 году было не так много веб-стандартов, и реализовать их было можно было быстро и просто.
Также было много небольших изменений:
- Finder получил поддержку ZIP-архивов, безопасное удаление и новый матовый интерфейс.
- Быстрое переключение пользователей, которое позволяет сохранять прогресс одного пользователя, пока системой пользуется другой.
- Expose — миниатюры окон в режиме многозадачности.
- TextEdit получил возможность работы с файлами Word (.doc).
Еще одним достаточно важным нововведением стал X11 — X Windows System, который позволял использовать кросс-платформенные приложения с графическим интерфейсом на Mac OS, многие из которых не были совместимы с этой системой.
В итоге изменений было мало, а стоимость обновления такая же — 130 долларов. Нравилось это далеко не всем, так что достаточно много людей обновлялось сразу с 10.2 до 10.4.
Mac OS 10.4 Tiger — да здравствует x86
Следующая версия системы, 10.4, вышла аж спустя два года после 10.3, в апреле 2005 года. Ее поддержка длилась целых 4 года, вплоть до 2009, более того — эту систему до сих пор очень любят различные «ретросборщики», потому что эта версия ОС поддерживает максимально широкий спектр устройств и программ — с одной стороны, есть совместимость с Mac OS 9, с другой — поддерживаются программы для процессоров от Intel.
Увы — все это требовало повышенных системных требований: для установки нужен был процессор PowerPC G3 300 МГц, 256 МБ ОЗУ и не менее 2 ГБ на накопителе. С учетом того, что у Microsoft тогда до сих пор была самой популярной Windows XP, у которой требования по ОЗУ были аж в 4 раза меньше, это было не очень хорошо. С другой стороны, большая часть маков 2000 года и новее такой объем памяти имели, так что проблемы с установкой были разве что у «дремучих» пользователей оригинального iMac G3 и прочих Mac 1998-99 годов, коих было уже достаточно мало.
Кроме того, это была первая система, поставляющаяся на DVD-дисках. Для тех, у кого не было такого дисковода, была возможность обменять DVD на обычные компакт-диски — «всего» за 10 долларов (к слову, система стоила 130 долларов, и обновление с 10.3 было платным).
Конечно же, основной фишкой системы была поддержка процессоров от Intel, то есть архитектуры x86. Также впервые была добавлена поддержка 64 бит — как для процессоров от Intel, так и для PowerPC — это позволяло отдельным приложениям использовать более 4 ГБ памяти.
Но вернемся к процессорам от Intel. В Apple, разумеется, понимали, что, переходя на кардинально другую архитектуру, нужно сделать совместимость со старым софтом, дабы пользователи не остались без программ — и это было сделано: был написал транслятор Apple Rosetta, который позволял запускать на x86 софт для PPC, причем с очень небольшой потерей производительности: как показали тесты, даже с учетом трансляции Mac с новыми процессорами от Intel были в 1.5-3 раза быстрее решений на PowerPC. А для разработчиков был выпущен специальный Transition Kit, который позволял достаточно быстро и просто сделать свое приложение совместимым с Intel x86.
К слову, так как система теперь поддерживала x86-процессоры, появилось достаточно много желающих попробовать поставить ее на обычные ПК и ноутбуки. Конечно, Apple это не понравилось, и компания встраивала в систему DRM-защиту и другими способами пыталась запретить установку на нелицензированное железо — но все тщетно, всегда находились лазейки. Все это в итоге привело к тому, что Apple отказалась от всяких защит (ибо они только замедляли быстродействие Mac — прямо как сейчас с Denuvo), из-за чего появились целых компаний, предлагающих готовые хакинтошы зачастую вдвое дешевле, чем стоили похожие по характеристикам Mac.
Кроме этого, Apple сосредоточилась на скорости работы и загрузки системы, причем довела эти показатели до совершенства: так, ведущие разработчики в Microsoft были просто потрясены скоростью поиска файлов и работой с графикой, сказав, что они потратили на это несколько лет, пытаясь сделать тоже самое в Windows.
Ну и, разумеется, в систему было добавлено много новых программ и функций:
- Spotlight — поисковый агрегатор, который может искать все: файлы, контакты, карты — в общем, любые пользовательские данные. Причем, в отличие от крайне медленного поиска в Проводнике Windows, тут это работало «на лету» даже на старых Mac.
- Safari обзавелся поддержкой новых стандартов, в том числе RSS.
- Dashboard — виджеты на отдельном экране, написанные на HTML, CSS или JavaScript. И хотя современных версиях macOS по умолчанию они отключены, в то время это была новая и удобная функция, которая, например, позволяла держать заметки у вас на виду.
- Automator — инструмент для создания сценариев, куда более функциональный, чем AppleScript. До сих пор есть в системе и позволяет неплохо оптимизировать рутинные задачи (хотя редко кто этим пользуется).
- VoiceOver — функция прочтения текста с экрана, которая нужна для слабовидящих людей.
- Полноценный англоязычный словарь, основанный на New Oxford American Dictionary, доступный и через приложение, и через виджет, и через терминал.
- Grapher — простое приложение для создание 2D и 3D графиков.
- AU Lab — приложение для тестирования и микширования аудиоустройств.
- Множество новых API для обработки графики (Core Image), структурирования данных в приложениях (Core Data), обработки видео в режиме реального времени (Core Video), работы с аудио (Core Audio).
- Новая функция масштабирования, которая позволяет увеличить область текста вокруг курсора по нажатию на Ctrl и прокручиванию колесика мыши (работает до сих пор, кстати).
В общем и целом, это была очень классная версия системы, и продажи это подтверждают: так, 2 миллиона копий было продано всего за всего 6 недель, а через год, в 2006, представляя новые Mac с процессорами от Intel, Джобс сообщил, что доля OS X 10.4 достигла 67%, то есть 2/3 всех Mac работали именно на ней.
Ну а в следующей части мы поговорим про закат эры PowerPC Mac и окончательный переход на x86.