586ae94b6a789567e3460e8616d993e0.jpg

В последней из семи частей (1234567) мы остановились на первых версиях Mac OS X. Теперь же мы поговорим про тот период, когда Apple стала «допиливать» систему и переходить от PowerPC к x86.

Mac OS X 10.2 Jaguar — версия, которую нужно было сделать релизом

Как мы помним из предыдущей части, первые версии OS X стабильностью не отличались — и системные требования были достаточно высоки, и разработчики пока еще не научились писать под новую ОС, да и проблем и багов хватало: в общем, достаточно много людей продолжало пользоваться Mac OS 9. К слову, именно Apple первая задумала продавать семейные версии системы — то есть одну копию на 5 Mac, что опять же подстегнула продажи и скорость перехода на новую версию ОС, так как это оказывалось выгоднее (стоимость такой лицензии была 200 долларов, когда одиночная стоила 130).

И именно релиз 10.2 оказался переломным, после чего пользователи стали достаточно массово обновляться как с более ранних версий Mac OS X, так и с Mac OS 9. И этому были объяснения: во-первых, никак не изменились системные требования — нужен был все тот же процессор G3 233 МГц и не менее 128 МБ ОЗУ. В 2002 году это уже не вызывало недовольства — такими характеристиками могли обладать iMac еще 1997-98 годов, то есть подавляющее большинство используемых компьютеров от Apple поддержку новой версии ОС получили (хотя все еще системные требования Windows XP были ниже — 233 МГц процессор и 64 МБ ОЗУ).

Mac_OS_X_10.2_Jaguar_screenshot (2).png

Во-вторых, в систему добавили Quartz Extreme — движок для аппаратного ускорения отрисовки интерфейса, говоря более простым языком — теперь всю графику и анимацию в системе обрабатывает не процессор, который в общем-то не для этого нужен, а видеокарты, которые тогда в Mac были, во-первых, достаточно мощными по меркам PC того времени, а, во-вторых, умели рендерить пользовательский интерфейс уже давно. Из-за этого и нагрузка на процессор резко упала — то есть неплохо выросла общая скорость работы системы, и возможные притормаживания анимации тоже исчезли.

Также было много мелких изменений: к примеру, Rendervous, который в будущем переименуют в Bonjour — функция, которая позволяла устройствам через сеть обнаруживать друг друга, а также совместно работать с различными сетевыми устройствами (принтерами, сканерами, камерами, и т.д.). В одном из обновлений (10.2.2) было добавлено журналирование в файловую систему HFS+, что позволило увеличить надежность и функции восстановления данных. Появилась CUPS (Common Unix Printing System) — функция, которая позволяла компьютеру с подключенным к нему принтером выступать в роли сервера для печати. 

Ну и было небольшое изменение интерфейса — загрузочное лого Happy Mac сменилось на большой серый логотип надкушенного яблока. 

Mac OS 10.3 Panther — минорное обновление

После выпуска очень удачной 10.2 в новой версии ОС компания решила сосредоточиться на добавлении новых функций, но в общем и целом их было не так и много для мажорного обновления системы.

Системные требования опять же не поменялись — 233 МГц CPU и 128 МБ ОЗУ. Система все также поддерживает запуск программ с Mac OS 9, но теперь окна отрисовываются через двойную буферизацию, что вызывало ошибку в некоторых программах, ожидающих прямое отображение.

Пожалуй, самым главным нововведением стал собственный браузер Safari — к 2003 году уже стало понятно, что Internet Explorer, который до этого использовался в системе по умолчанию, был уже, мягко говоря, устаревшим. Конечно, можно было использовать Netscape или Opera — но за это, во-первых, нужно было платить, а, во-вторых, нужно было допускать сторонних разработчиков к закрытой системе, что Apple тоже не хотелось делать. Поэтому выпуск собственного браузера был вполне логичным шагом, тем более что в 2003 году было не так много веб-стандартов, и реализовать их было можно было быстро и просто.

macosx103-1-1-780x585.png

Также было много небольших изменений:
  • Finder получил поддержку ZIP-архивов, безопасное удаление и новый матовый интерфейс.
  • Быстрое переключение пользователей, которое позволяет сохранять прогресс одного пользователя, пока системой пользуется другой.
  • Expose — миниатюры окон в режиме многозадачности.
  • TextEdit получил возможность работы с файлами Word (.doc).
Добавили в систему и несколько новых приложений — Font Book, менеджер шрифтов, FileVault, шифровальщик домашней папки, iChat AV, дедушку FaceTime, со встроенными аудио- и видеозвонками.

Еще одним достаточно важным нововведением стал X11 — X Windows System, который позволял использовать кросс-платформенные приложения с графическим интерфейсом на Mac OS, многие из которых не были совместимы с этой системой.

В итоге изменений было мало, а стоимость обновления такая же — 130 долларов. Нравилось это далеко не всем, так что достаточно много людей обновлялось сразу с 10.2 до 10.4.

Mac OS 10.4 Tiger — да здравствует x86

os-x-tiger.jpg

Следующая версия системы, 10.4, вышла аж спустя два года после 10.3, в апреле 2005 года. Ее поддержка длилась целых 4 года, вплоть до 2009, более того — эту систему до сих пор очень любят различные «ретросборщики», потому что эта версия ОС поддерживает максимально широкий спектр устройств и программ — с одной стороны, есть совместимость с Mac OS 9, с другой — поддерживаются программы для процессоров от Intel.

Увы — все это требовало повышенных системных требований: для установки нужен был процессор PowerPC G3 300 МГц, 256 МБ ОЗУ и не менее 2 ГБ на накопителе. С учетом того, что у Microsoft тогда до сих пор была самой популярной Windows XP, у которой требования по ОЗУ были аж в 4 раза меньше, это было не очень хорошо. С другой стороны, большая часть маков 2000 года и новее такой объем памяти имели, так что проблемы с установкой были разве что у «дремучих» пользователей оригинального iMac G3 и прочих Mac 1998-99 годов, коих было уже достаточно мало.

Кроме того, это была первая система, поставляющаяся на DVD-дисках. Для тех, у кого не было такого дисковода, была возможность обменять DVD на обычные компакт-диски — «всего» за 10 долларов (к слову, система стоила 130 долларов, и обновление с 10.3 было платным).

Конечно же, основной фишкой системы была поддержка процессоров от Intel, то есть архитектуры x86. Также впервые была добавлена поддержка 64 бит — как для процессоров от Intel, так и для PowerPC — это позволяло отдельным приложениям использовать более 4 ГБ памяти.

Но вернемся к процессорам от Intel. В Apple, разумеется, понимали, что, переходя на кардинально другую архитектуру, нужно сделать совместимость со старым софтом, дабы пользователи не остались без программ — и это было сделано: был написал транслятор Apple Rosetta, который позволял запускать на x86 софт для PPC, причем с очень небольшой потерей производительности: как показали тесты, даже с учетом трансляции Mac с новыми процессорами от Intel были в 1.5-3 раза быстрее решений на PowerPC. А для разработчиков был выпущен специальный Transition Kit, который позволял достаточно быстро и просто сделать свое приложение совместимым с Intel x86. 

К слову, так как система теперь поддерживала x86-процессоры, появилось достаточно много желающих попробовать поставить ее на обычные ПК и ноутбуки. Конечно, Apple это не понравилось, и компания встраивала в систему DRM-защиту и другими способами пыталась запретить установку на нелицензированное железо — но все тщетно, всегда находились лазейки. Все это в итоге привело к тому, что Apple отказалась от всяких защит (ибо они только замедляли быстродействие Mac — прямо как сейчас с Denuvo), из-за чего появились целых компаний, предлагающих готовые хакинтошы зачастую вдвое дешевле, чем стоили похожие по характеристикам Mac.

Кроме этого, Apple сосредоточилась на скорости работы и загрузки системы, причем довела эти показатели до совершенства: так, ведущие разработчики в Microsoft были просто потрясены скоростью поиска файлов и работой с графикой, сказав, что они потратили на это несколько лет, пытаясь сделать тоже самое в Windows.

1416223065_osx_10_4.jpg

Ну и, разумеется, в систему было добавлено много новых программ и функций:
  • Spotlight — поисковый агрегатор, который может искать все: файлы, контакты, карты — в общем, любые пользовательские данные. Причем, в отличие от крайне медленного поиска в Проводнике Windows, тут это работало «на лету» даже на старых Mac.
  • Safari обзавелся поддержкой новых стандартов, в том числе RSS.
  • Dashboard — виджеты на отдельном экране, написанные на HTML, CSS или JavaScript. И хотя современных версиях macOS по умолчанию они отключены, в то время это была новая и удобная функция, которая, например, позволяла держать заметки у вас на виду.
  • Automator — инструмент для создания сценариев, куда более функциональный, чем AppleScript. До сих пор есть в системе и позволяет неплохо оптимизировать рутинные задачи (хотя редко кто этим пользуется).
  • VoiceOver — функция прочтения текста с экрана, которая нужна для слабовидящих людей.
  • Полноценный англоязычный словарь, основанный на New Oxford American Dictionary, доступный и через приложение, и через виджет, и через терминал.
  • Grapher — простое приложение для создание 2D и 3D графиков.
  • AU Lab — приложение для тестирования и микширования аудиоустройств.
  • Множество новых API для обработки графики (Core Image), структурирования данных в приложениях (Core Data), обработки видео в режиме реального времени (Core Video), работы с аудио (Core Audio).
  • Новая функция масштабирования, которая позволяет увеличить область текста вокруг курсора по нажатию на Ctrl и прокручиванию колесика мыши (работает до сих пор, кстати).
Что касается интерфейса, то тут изменений было не очень много — Apple все больше стала переходить к блестящему «стеклянному» виду системы, также в правом верхнем углу появилась цветная кнопка Spotlight.

В общем и целом, это была очень классная версия системы, и продажи это подтверждают: так, 2 миллиона копий было продано всего за всего 6 недель, а через год, в 2006, представляя новые Mac с процессорами от Intel, Джобс сообщил, что доля OS X 10.4  достигла 67%, то есть 2/3 всех Mac работали именно на ней.

Ну а в следующей части мы поговорим про закат эры PowerPC Mac и окончательный переход на x86.