2

История Windows от 7 до 10

Егор
windows_10_logo-wallpaper-1280x720.jpg

В предыдущих статьях мы рассмотрели историю версий Windows на монолитном ядре и неподдерживаемых уже версий Windows на ядре NT. В этой статье мы закончим цикл статей по истории Windows и рассмотрим уже современные версии, которые поддерживаются как Microsoft, так и большинством разработчиков программ — 7, 8, 8.1 и 10.

Windows 7 — как XP, только лучше

После провала Windows Vista в Microsoft понимали, что очередная провальная система их монополию, конечно, не разрушит, но основательно пошатнет. Поэтому в Windows 7 основной упор был сделан именно на оптимизацию — ядро осталось по сути то же, NT 6, внешний вид так же изменился несильно, и самое главное — системные требования возросли очень незначительно: если Vista требовала процессор с частотой в 800 МГц и 512 МБ ОЗУ, то 7ке нужен был процессор с частотой в 1 ГГц и 1 ГБ ОЗУ. С учетом того, что в 2006 году (выход Vista) такую конфигурацию имело большинство офисных ПК, Vista на них шла плохо. Но вот в 2009 году (выход Windows 7) даже в бюджетных ПК стоял как минимум двухядерный Core 2 Duo с 2 ГБ ОЗУ, поэтому 7ка на них шла влет. К тому же Microsoft действительно заморочились с оптимизацией — если пользователь на Vista привык к тому, что меню Пуск открывается пару секунд, то после того, как он видел, что на 7ке это происходит моментально — эта система прочно прописывалась на его ПК. 

Windows_7.png

Вторая важная особенность — обратная совместимость: Vista хорошо запускала только тот софт, который написан под нее. Windows 7, во-первых, имела более тесную интеграцию с производителями устройств, что позволяло ставить часть драйверов автоматически при подключении к интернету, а во-вторых она имела почти полную совместимость с драйверами от Vista (что так-то не удивительно — ядро системы такое же). Более того — в системе был так называемые Windows XP Mode, позволяющий запускать программы от XP на виртуальной машине. В итоге получилось так, что система 2009 года имела поддержку большинства программ, написанных с 2001 года — это, разумеется, нравилось многим пользователям.

Еще одна важная особенность — Microsoft окончательно довели до ума DirectX, выпустив его 11ую версию — она оказалась настолько хороша, что используется в играх до сих пор, и по сути это была первая версия DX, которая оказалась значительно лучше OpenGL и по сути похоронила его для десктопных игр.

Так же довели до ума Windows Aero и UAC — первый теперь не особо нагружал видеокарту (а на геймерских решениях включение Aero вообще никак не ощущалось), а второй стал более гибким в настройке. 

К слову, 1 ГБ ОЗУ было даже избыточно для запуска системы — lite-сборки неплохо себя чувствовали и на 256 МБ ОЗУ, а на 512 МБ просто летали. Да, до уровня в 160 МБ ОЗУ как на Windows XP x64 Pro было далеко, но, с другой стороны, 256 МБ ОЗУ в 2009 году была уже смешной цифрой — столько тогда в телефоны ставили.

В итоге, в основном именно из-за хорошей оптимизации и крайне низких системных требований, Windows 7 стала очень популярной и будет таковой еще долго, заменяя совсем устаревшую Windows XP. Однако Microsoft это, понятное дело, не нравится — она продвигает Windows 10, поэтому новые процессоры от Intel и AMD (Kaby Lake и Ryzen) Windows 7 официально не поддерживает (хотя с правкой некоторых файлов проблема уходит). Так же не поддерживает 7ку и DirectX 12 — да, был проект по его портированию, но в итоге он завял на половине пути. Так что Windows 7 будет терять свою долю именно из-за программных ограничений — мало кто захочет заморачиваться с патчами, так что через несколько лет вполне может быть так, что 10ка обгонит 7ку.

Windows 8 — Vista 2.0, версия для планшетов

Есть такое полушутливое правило — Microsoft создает хорошие версии Windows через раз. И по нему следует, что Windows 8 — плохая, что в принципе недалеко от истины. 

WDF_2643503.png

В 2010 году Стив Джобс представил iPad — планшет, с которого и пошел бум на такие устройства. Microsoft, которые вообще-то первыми придумали и реализовали планшеты почти 15 лет назад (подробнее об этом можно почитать в этой статье), решили тоже создать свой планшет, причем желание было настолько сильно, что Windows 8 была заточена именно под планшеты. Но, увы, продажи планшетов на Windows были невелики — не было людей, которым это было нужно, так как 99% программ сенсор не поддерживали, и даже серфить в интернете приходилось или через Internet Explorer, или же подключать мышь — но тогда терялась сама идея планшетов. А для пользователей традиционных ноутбуков или ПК Windows 8 подходила слабо — неудобный Metro UI, отсутствие кнопки пуск, абсолютно ненужный и пустой магазин приложений, да и еще откровенная сырость системы — хотя требования к ПК остались старыми, да и ядро тоже было NT 6, из-за нового GUI система откровенно подлагивала. Поэтому большинство пользователей остались на Windows 7, ну а продажи 8ки были даже ниже, чем у Vista.

Но и плюсов хватало — устройства с 8кой уже сразу шли с UEFI, да и сама система поддерживала быструю загрузку: все это привело к тому, что на SSD система грузилась не 15-20 секунд как 7ка, а зачастую меньше 5 секунд. Обновили проводник (он теперь умеет нативно работать с образами дисков) и, что важнее, диспетчер задач — туда добавили вкладку автозагрузки, да и внешний вид привели в порядок (в отличии от 7ки, где он выглядит как будто напрямую с 98ой Windows портирован). Появилась нативная поддержка модемов — система могла сама ставить на них драйвера и не тратила трафик почем зря: к примеру, не качала через мобильный интернет обновления. Так же осталась обратная совместимость вплоть до Vista (ядро тоже, так что опять же не удивительно). Добавили разделение экрана на 2 программы (да-да, гораздо раньше, чем Apple сделала в iPad), причем эту функцию поддерживали абсолютно все программы (они просто считали, что разрешение экрана составляет ровно половину от реального, поэтому и никаких проблем не было). Так же улучшили работу с двумя мониторами — теперь у каждого из них свой независимый таскбар, обои, масштаб и так далее. 

Так же была убрана поддержка процессоров, которые не имели набора команд SSE 2, NX или PAE — то есть на Pentium III, Athlon XP и прочих процессорах того времени, на которых вполне неплохо работала Windows 7, теперь никак нельзя установить Windows 8, что, во-первых, несколько противоречит системным требованиям (так-то эти процессоры имели частоты больше 1 ГГц), а, во-вторых, является чисто программным ограничением, ибо особой разницы даже внутренне между Windows 7 и 8 не было.

Windows 8.1 — Windows 8 для традиционных устройств

После провала Windows 8 и вообще планшетов на Windows Microsoft поняла, что до радужного сенсорного будущего еще далеко, и нужно оптимизировать ОС для ноутбуков и ПК. Так появилась Windows 8.1 — вернули кнопку пуск (правда только визуально, что у многих вызвало еще большее недоумение, чем ее убирание), и теперь можно по умолчанию грузить рабочий стол, а не Metro UI. К тому же теперь поддерживается разделение экрана на 4 части, что оценили пользователи больших широких мониторов. Ну и самое основное — систему абсолютно бесплатно получили пользователи Windows 8, и она была по скорости работы не сильно медленнее 7ки, так что достаточно много пользователей ее все же поставили.

445acad6d3c8ed0785cd5db5fb182710.jpeg

Особых изменений кроме внешних нет — ядро обновили до NT 6.3, и уже по традиции убрали поддержку очень старых процессоров (Intel Core 2 Duo на 65 нм — причем ограничение касается только х64 версии). 

Windows 10 — замена Windows 7

Окончательно поняв, что планшеты на Windows особого распространения не получили — большинство пользователей выбирают iPad или же планшеты на Android, Microsoft все же решила вернуть нормальное меню пуск и вообще сделать систему более подходящей для традиционных ноутбуков — к примеру, без всяких сторонних программ в 10ке работают мультитач жесты на тачпаде. 

У многих возникает вопрос — а почему, собственно, Windows 10? Ведь после 8 идет 9. Вариантов было множество: и то, что 9 — несчастливое число в некоторых странах, и то, что цифрой 10 Microsoft подчеркивала глобальность релиза, и то, что Windows 8.1 по сути и была 9кой. Однако все гораздо проще — сторонние программы определяли бы 9ку как Windows 95 или 98. Разумеется, можно было бы назвать систему Windows 9, а идентификатор для программ сделать другим, но Microsoft здраво решила не городить огород и назвать систему Windows 10.

И, как и следовало ожидать, Microsoft сломало многое: во-первых, перестало нормально работать масштабирование (про это можно почитать в этой статье), из-за чего многие программы стали «мылиться». Фиксится это до сих пор, в последнем обновлении (Creators Update) стало лучше, но не сильно. Во-вторых, было разрешено обновлять активированную Windows 7, 8 или 8.1 сразу до 10ки. Без потери программ и данных. Звучит здорово, но вот на деле это хорошо работало на чистой системе. А с учетом того, что многие 7ку с 2009 года не переставляли, после обновления в лучшем случае получался франкенштейн, в худшем — оно просто не проходило, и пользователь оказывался у нерабочего ноутбука с потерянными данными. А с учетом того, что политика обновления была крайне агрессивной — количество жалоб просто зашкаливало. Впрочем, через год после выхода 10ки Microsoft прикрыла этот аттракцион невиданной щедрости (однако оставила лазейку в виде бесплатного обновления для использования специальных функций системы для людей с ограниченными возможностями, никак это на деле не проверяя).

В системе Modern UI задвинут очень далеко, и пользователи несенсорных устройств могут вообще не знать о его существовании. Для пользователей планшетов же переключение идет автоматически, что достаточно удобно (хотя при желании легко отключается в настройках системы). Так же IE сменился на Edge, что опять же находка для слабых устройств — он достаточно шустро бегает даже на атомах (где Chrome ворочается с трудом), отлично понимает палец и с недавних пор даже поддерживает расширения. В общем и целом, на ноутбуках лидерство Chrome он не потеснил, но владельцам сенсорных и слабых устройств он пришелся по вкусу.

7летний DirectX 11 сменился на DX 12. На презентации как обычно обещали прирост чуть ли не в два раза, на деле fps в играх с DX 12 в лучшем случае такой же, как и с 11ым (обычно ниже). Да, ситуация улучшается со временем, но в общем-то уже очевидно, что никакого прорыва, как в свое время DX 11, DX 12 не совершил и не совершит.

Активная слежка за пользователями, вплоть до отправки скриншотов рабочего стола. В ранних версиях Windows 10 можно было отключить через реестр, сейчас же настроить, что отправлять в Microsoft, можно при первом запуске системы.

winda10.png

Наконец-то добавилась возможность работы с несколькими виртуальными экранами (пользователи Unix-систем тихо ухмыляются в сторонке), а так же ассистент Cortana (игроки в Halo знают, что это искусственный интеллект в игре), который пока еще англоязычный. Так же все больше настроек системы уходит из старой панели управления в новую программу параметры, вплоть до того, что в Creators Update панель управления исчезла из меню пуск.

Так же Microsoft говорит, что экосистема Windows 10 работает на всех устройствах, начиная со смарфтонов и заканчивая ПК и консолями. Но тут она несколько лукавит — если на Xbox действительно работает модифицированная Windows 10 на ядре NT (ибо это единственный способ запуска DX 12, да и железо-то совместимое), то вот Windows 10 на смарфтонах ничего общего с десктопной системой не имеет, и умеет запускать лишь оптимизированные под ARM приложения из Магазина. Однако на данный момент Microsoft активно тестирует полноценную Windows 10 для ARM, так что в будущем мечта «Windows в кармане» может стать осуществимой.

Дальнейшее развитие систем от Microsoft пока туманно — те обещают, что в будущем не будет новых версий ОС, а всего лишь будут выходить крупные пакеты обновлений для 10ки (их уже было 3). С одной стороны это, конечно, хорошо — пользователям не придется привыкать к чему-то кардинально новому, и все будет как в Mac OS X, интерфейс которой особо не изменился за последние 10 лет. С другой стороны — рано или поздно Microsoft все же придется менять ядро системы, и делать это в каком-то сервис паке не получится, потому что смена ядра почти гарантированно приведет к проблемам с совместимостью — а для большинства пользователей сервис пак просто один из апдейтов, и для многих будет сюрпризом, что после обычного обновления вдруг резко перестанут работать некоторые программы и драйвера.

Ну а пока что статистика такова: на первом месте Windows 7 с ~40% рынка, на втором месте — Windows 10 с 27% процентами, дальше идет Windows 8.1 c 8.5% и Windows XP с 5%. 
13

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

Лазарь Баукин
+737
Обновлял семёрку до десятки на допотопном Lenovo g450, не было сложностей никаких. Там и "Человечность" несколько лет обновляется непременно с альфы начиная.
30 июня 2017 в 15:17
#
John Doe
+721
Интересно почитать, спасибо!
Ещё бы от слова-паразита "также" избавиться (к тому же почти везде написанного с ошибкой), и будет совсем хорошо. :)
30 июня 2017 в 17:44
#
Cowboy
+285
В Windows 10 ядро такое же — NT 6.3? А зачем его менять, если и так всё работает?
Статья интересная, никаких "слов паразитов" не замечено, читается легко и беззаботно
30 июня 2017 в 18:33
#
Егор Морозов
+1764
Там NT 6.4, но майки его упорно называют NT 10. Пока смысла менять действительно нет, но техника не стоит на месте — никто не обещает, что оно будет нормально работать с 18ядерным интелом или 16ядерным амд.
30 июня 2017 в 18:39
#
+72
10ка прекрасно работает на intel xeon 2658 v4. Он 28 ядерный. Игры и все программы абсолютно нормально запускаются и работают. Так что никаких проблем не будет в дальнейшем с процессорами, не парьтесь.
1 июля 2017 в 00:33
#
Егор Морозов
+1764
Там 14 ядер. И то, что программы запускаются, не говорит о том, что система нормально с этим процем работает.
1 июля 2017 в 00:59
#
+72
Ок. Что тогда в твоем понимании плохо работает? Я уже почти год его использую и все устраивает. Никаких глюков замечено не было.
1 июля 2017 в 09:28
#
Егор Морозов
+1764
Частично то, что не все программы могут нагрузить все его 28 потоков, зависит и от того, что нормально не может распараллелить загрузку ядро.
1 июля 2017 в 10:44
#
+72
Ты написал что не будет нормально работать. И внятный ответ не можешь дать. Я использую в максе и в фотошопе. У меня норм все работает и использует. Как ты можешь рассуждать о работоспособности не имея такой проц? Расспаралелить на какую программу? На ворд? Все она нормально расспаралеливает везде. В видеоредакторах в том числе. Так что не мели чушь и не пугай людей. У меня у знаеомого вообще два проца стоит в сумме 56 ядер. Все работает прекрасно.
1 июля 2017 в 16:58
#
Егор Морозов
+1764
Фотошоп у тебя на 28 потоков распараллеливается? Нуну. Туда же и вегас — больше 16 потоков толком не осиливает. Туда же все игры — 8 потоков потолок, с 16 проблемы. Ты просто загрузку не мониторишь, вот и думаешь что все ок, а на деле только 3дмакс и может 28 потоков загрузить.
P.S. Будешь дальше грубить — отдохнешь в RO-режиме.
1 июля 2017 в 17:12
#
+72
Ни слова грубости не было. Только лишь макс? А видео рендеринг и монтаж? Люди на этом процессоре деньги зарабатывают , при чем не хилые в том числе и я. И ксли бы он как ты сказал параллелил не правильно стали бы они тратить тысячи долларов на него?Последний фотошоп с 3д режимом легко у меня грузит все 28 ядер. А максу и 28 мало. Ему всегда мало. К слову для него проц и покупался. Для игр вообще не вижу смысла в проце выше 7700к. Но ты сказал что он работает не нормально. Вот я к чему всю демагогию развел. До сих пор не привел нормальный довод при котором она плохо работает в той или иной программе. Признай что просто не подумав сказал, если сам не используешь на всю катушку то не надо говорить то чего не знаешь.
1 июля 2017 в 18:42
#
Егор Морозов
+1764
Скинешь скрин, где фотошоп 28 потоков грузит? Причем равномерно и на одинаковый процент? Про 7700к я не говорил, что он не работает нормально — там как раз 8 потоков, которые современные проги в большинстве своем грузить умеют. Приведешь скрины, где вегас и фотошоп грузит все 28 ядер равномерно — я признаю, что ты был прав.
Ах и да — советую почитать статьи на ixbt, хотя бы http://www.ixbt.com/cpu/amd-r5-1600x.shtml :
В наибольшей степени — After Effects, который справляется с тестовым заданием быстрее на шести, нежели на восьми ядрах. Что характерно, «это не бага — это фича»: эффект проявляется и при сравнении процессоров Intel для LGA2011-3, причем выглядит это точно также в относительном исчислении при более высокой абсолютной производительности. Соответственно, приходим к выводу: даже если все программы «умеют» использовать большое количество ядер процессора, этого еще мало — требуется, чтобы они их задействовали «правильным» образом. Так что удачи тебе нагрузить 28 потоков.
1 июля 2017 в 21:54
#
+72
Я использую для работы макс. Он использует все ядра. Мне этого достаточно. Видео рендер тоже использует. В остальных задачах столько ядер ни к чему. Думаю человеку для игр больше 8 ядер покупать ни к чему.
2 июля 2017 в 00:38
#
Егор Морозов
+1764
То есть признаешь, что наврал про использование 28 потоков в фотошопе?
2 июля 2017 в 08:29
#
Виталий Иванович Иванов
+49
Спасибо, Егор. Читал и переживал эйфорию от того, что два с половиной года назад оставил Винду в прошлом. Реально лютое облегчение.
1 июля 2017 в 04:21
#
+156
Насчёт установки на старое железо — всё так, но вот насчёт запуска... В общем у меня десятка 64bit стартует на машине 2004 года, с процем Celeron на LGA775. Не говоря уже про ноут с Core 2 Duo. Так что не совсем понятно, с чем связаны введённые майками ограничения по инструкциям.
1 июля 2017 в 07:21
#