В предыдущих статьях мы рассмотрели историю версий Windows на монолитном ядре и неподдерживаемых уже версий Windows на ядре NT. В этой статье мы закончим цикл статей по истории Windows и рассмотрим уже современные версии, которые поддерживаются как Microsoft, так и большинством разработчиков программ — 7, 8, 8.1 и 10.
Windows 7 — как XP, только лучше
После провала Windows Vista в Microsoft понимали, что очередная провальная система их монополию, конечно, не разрушит, но основательно пошатнет. Поэтому в Windows 7 основной упор был сделан именно на оптимизацию — ядро осталось по сути то же, NT 6, внешний вид так же изменился несильно, и самое главное — системные требования возросли очень незначительно: если Vista требовала процессор с частотой в 800 МГц и 512 МБ ОЗУ, то 7ке нужен был процессор с частотой в 1 ГГц и 1 ГБ ОЗУ. С учетом того, что в 2006 году (выход Vista) такую конфигурацию имело большинство офисных ПК, Vista на них шла плохо. Но вот в 2009 году (выход Windows 7) даже в бюджетных ПК стоял как минимум двухядерный Core 2 Duo с 2 ГБ ОЗУ, поэтому 7ка на них шла влет. К тому же Microsoft действительно заморочились с оптимизацией — если пользователь на Vista привык к тому, что меню Пуск открывается пару секунд, то после того, как он видел, что на 7ке это происходит моментально — эта система прочно прописывалась на его ПК.
Вторая важная особенность — обратная совместимость: Vista хорошо запускала только тот софт, который написан под нее. Windows 7, во-первых, имела более тесную интеграцию с производителями устройств, что позволяло ставить часть драйверов автоматически при подключении к интернету, а во-вторых она имела почти полную совместимость с драйверами от Vista (что так-то не удивительно — ядро системы такое же). Более того — в системе был так называемые Windows XP Mode, позволяющий запускать программы от XP на виртуальной машине. В итоге получилось так, что система 2009 года имела поддержку большинства программ, написанных с 2001 года — это, разумеется, нравилось многим пользователям.
Еще одна важная особенность — Microsoft окончательно довели до ума DirectX, выпустив его 11ую версию — она оказалась настолько хороша, что используется в играх до сих пор, и по сути это была первая версия DX, которая оказалась значительно лучше OpenGL и по сути похоронила его для десктопных игр.
Так же довели до ума Windows Aero и UAC — первый теперь не особо нагружал видеокарту (а на геймерских решениях включение Aero вообще никак не ощущалось), а второй стал более гибким в настройке.
К слову, 1 ГБ ОЗУ было даже избыточно для запуска системы — lite-сборки неплохо себя чувствовали и на 256 МБ ОЗУ, а на 512 МБ просто летали. Да, до уровня в 160 МБ ОЗУ как на Windows XP x64 Pro было далеко, но, с другой стороны, 256 МБ ОЗУ в 2009 году была уже смешной цифрой — столько тогда в телефоны ставили.
В итоге, в основном именно из-за хорошей оптимизации и крайне низких системных требований, Windows 7 стала очень популярной и будет таковой еще долго, заменяя совсем устаревшую Windows XP. Однако Microsoft это, понятное дело, не нравится — она продвигает Windows 10, поэтому новые процессоры от Intel и AMD (Kaby Lake и Ryzen) Windows 7 официально не поддерживает (хотя с правкой некоторых файлов проблема уходит). Так же не поддерживает 7ку и DirectX 12 — да, был проект по его портированию, но в итоге он завял на половине пути. Так что Windows 7 будет терять свою долю именно из-за программных ограничений — мало кто захочет заморачиваться с патчами, так что через несколько лет вполне может быть так, что 10ка обгонит 7ку.
Windows 8 — Vista 2.0, версия для планшетов
Есть такое полушутливое правило — Microsoft создает хорошие версии Windows через раз. И по нему следует, что Windows 8 — плохая, что в принципе недалеко от истины.
В 2010 году Стив Джобс представил iPad — планшет, с которого и пошел бум на такие устройства. Microsoft, которые вообще-то первыми придумали и реализовали планшеты почти 15 лет назад (подробнее об этом можно почитать в этой статье), решили тоже создать свой планшет, причем желание было настолько сильно, что Windows 8 была заточена именно под планшеты. Но, увы, продажи планшетов на Windows были невелики — не было людей, которым это было нужно, так как 99% программ сенсор не поддерживали, и даже серфить в интернете приходилось или через Internet Explorer, или же подключать мышь — но тогда терялась сама идея планшетов. А для пользователей традиционных ноутбуков или ПК Windows 8 подходила слабо — неудобный Metro UI, отсутствие кнопки пуск, абсолютно ненужный и пустой магазин приложений, да и еще откровенная сырость системы — хотя требования к ПК остались старыми, да и ядро тоже было NT 6, из-за нового GUI система откровенно подлагивала. Поэтому большинство пользователей остались на Windows 7, ну а продажи 8ки были даже ниже, чем у Vista.
Но и плюсов хватало — устройства с 8кой уже сразу шли с UEFI, да и сама система поддерживала быструю загрузку: все это привело к тому, что на SSD система грузилась не 15-20 секунд как 7ка, а зачастую меньше 5 секунд. Обновили проводник (он теперь умеет нативно работать с образами дисков) и, что важнее, диспетчер задач — туда добавили вкладку автозагрузки, да и внешний вид привели в порядок (в отличии от 7ки, где он выглядит как будто напрямую с 98ой Windows портирован). Появилась нативная поддержка модемов — система могла сама ставить на них драйвера и не тратила трафик почем зря: к примеру, не качала через мобильный интернет обновления. Так же осталась обратная совместимость вплоть до Vista (ядро тоже, так что опять же не удивительно). Добавили разделение экрана на 2 программы (да-да, гораздо раньше, чем Apple сделала в iPad), причем эту функцию поддерживали абсолютно все программы (они просто считали, что разрешение экрана составляет ровно половину от реального, поэтому и никаких проблем не было). Так же улучшили работу с двумя мониторами — теперь у каждого из них свой независимый таскбар, обои, масштаб и так далее.
Так же была убрана поддержка процессоров, которые не имели набора команд SSE 2, NX или PAE — то есть на Pentium III, Athlon XP и прочих процессорах того времени, на которых вполне неплохо работала Windows 7, теперь никак нельзя установить Windows 8, что, во-первых, несколько противоречит системным требованиям (так-то эти процессоры имели частоты больше 1 ГГц), а, во-вторых, является чисто программным ограничением, ибо особой разницы даже внутренне между Windows 7 и 8 не было.
Windows 8.1 — Windows 8 для традиционных устройств
После провала Windows 8 и вообще планшетов на Windows Microsoft поняла, что до радужного сенсорного будущего еще далеко, и нужно оптимизировать ОС для ноутбуков и ПК. Так появилась Windows 8.1 — вернули кнопку пуск (правда только визуально, что у многих вызвало еще большее недоумение, чем ее убирание), и теперь можно по умолчанию грузить рабочий стол, а не Metro UI. К тому же теперь поддерживается разделение экрана на 4 части, что оценили пользователи больших широких мониторов. Ну и самое основное — систему абсолютно бесплатно получили пользователи Windows 8, и она была по скорости работы не сильно медленнее 7ки, так что достаточно много пользователей ее все же поставили.
Особых изменений кроме внешних нет — ядро обновили до NT 6.3, и уже по традиции убрали поддержку очень старых процессоров (Intel Core 2 Duo на 65 нм — причем ограничение касается только х64 версии).
Windows 10 — замена Windows 7
Окончательно поняв, что планшеты на Windows особого распространения не получили — большинство пользователей выбирают iPad или же планшеты на Android, Microsoft все же решила вернуть нормальное меню пуск и вообще сделать систему более подходящей для традиционных ноутбуков — к примеру, без всяких сторонних программ в 10ке работают мультитач жесты на тачпаде.
У многих возникает вопрос — а почему, собственно, Windows 10? Ведь после 8 идет 9. Вариантов было множество: и то, что 9 — несчастливое число в некоторых странах, и то, что цифрой 10 Microsoft подчеркивала глобальность релиза, и то, что Windows 8.1 по сути и была 9кой. Однако все гораздо проще — сторонние программы определяли бы 9ку как Windows 95 или 98. Разумеется, можно было бы назвать систему Windows 9, а идентификатор для программ сделать другим, но Microsoft здраво решила не городить огород и назвать систему Windows 10.
И, как и следовало ожидать, Microsoft сломало многое: во-первых, перестало нормально работать масштабирование (про это можно почитать в этой статье), из-за чего многие программы стали «мылиться». Фиксится это до сих пор, в последнем обновлении (Creators Update) стало лучше, но не сильно. Во-вторых, было разрешено обновлять активированную Windows 7, 8 или 8.1 сразу до 10ки. Без потери программ и данных. Звучит здорово, но вот на деле это хорошо работало на чистой системе. А с учетом того, что многие 7ку с 2009 года не переставляли, после обновления в лучшем случае получался франкенштейн, в худшем — оно просто не проходило, и пользователь оказывался у нерабочего ноутбука с потерянными данными. А с учетом того, что политика обновления была крайне агрессивной — количество жалоб просто зашкаливало. Впрочем, через год после выхода 10ки Microsoft прикрыла этот аттракцион невиданной щедрости (однако оставила лазейку в виде бесплатного обновления для использования специальных функций системы для людей с ограниченными возможностями, никак это на деле не проверяя).
В системе Modern UI задвинут очень далеко, и пользователи несенсорных устройств могут вообще не знать о его существовании. Для пользователей планшетов же переключение идет автоматически, что достаточно удобно (хотя при желании легко отключается в настройках системы). Так же IE сменился на Edge, что опять же находка для слабых устройств — он достаточно шустро бегает даже на атомах (где Chrome ворочается с трудом), отлично понимает палец и с недавних пор даже поддерживает расширения. В общем и целом, на ноутбуках лидерство Chrome он не потеснил, но владельцам сенсорных и слабых устройств он пришелся по вкусу.
7летний DirectX 11 сменился на DX 12. На презентации как обычно обещали прирост чуть ли не в два раза, на деле fps в играх с DX 12 в лучшем случае такой же, как и с 11ым (обычно ниже). Да, ситуация улучшается со временем, но в общем-то уже очевидно, что никакого прорыва, как в свое время DX 11, DX 12 не совершил и не совершит.
Активная слежка за пользователями, вплоть до отправки скриншотов рабочего стола. В ранних версиях Windows 10 можно было отключить через реестр, сейчас же настроить, что отправлять в Microsoft, можно при первом запуске системы.
Наконец-то добавилась возможность работы с несколькими виртуальными экранами (пользователи Unix-систем тихо ухмыляются в сторонке), а так же ассистент Cortana (игроки в Halo знают, что это искусственный интеллект в игре), который пока еще англоязычный. Так же все больше настроек системы уходит из старой панели управления в новую программу параметры, вплоть до того, что в Creators Update панель управления исчезла из меню пуск.
Так же Microsoft говорит, что экосистема Windows 10 работает на всех устройствах, начиная со смарфтонов и заканчивая ПК и консолями. Но тут она несколько лукавит — если на Xbox действительно работает модифицированная Windows 10 на ядре NT (ибо это единственный способ запуска DX 12, да и железо-то совместимое), то вот Windows 10 на смарфтонах ничего общего с десктопной системой не имеет, и умеет запускать лишь оптимизированные под ARM приложения из Магазина. Однако на данный момент Microsoft активно тестирует полноценную Windows 10 для ARM, так что в будущем мечта «Windows в кармане» может стать осуществимой.
Дальнейшее развитие систем от Microsoft пока туманно — те обещают, что в будущем не будет новых версий ОС, а всего лишь будут выходить крупные пакеты обновлений для 10ки (их уже было 3). С одной стороны это, конечно, хорошо — пользователям не придется привыкать к чему-то кардинально новому, и все будет как в Mac OS X, интерфейс которой особо не изменился за последние 10 лет. С другой стороны — рано или поздно Microsoft все же придется менять ядро системы, и делать это в каком-то сервис паке не получится, потому что смена ядра почти гарантированно приведет к проблемам с совместимостью — а для большинства пользователей сервис пак просто один из апдейтов, и для многих будет сюрпризом, что после обычного обновления вдруг резко перестанут работать некоторые программы и драйвера.
Ну а пока что статистика такова: на первом месте Windows 7 с ~40% рынка, на втором месте — Windows 10 с 27% процентами, дальше идет Windows 8.1 c 8.5% и Windows XP с 5%.
Обновлял семёрку до десятки на допотопном Lenovo g450, не было сложностей никаких. Там и "Человечность" несколько лет обновляется непременно с альфы начиная.
В Windows 10 ядро такое же — NT 6.3? А зачем его менять, если и так всё работает? Статья интересная, никаких "слов паразитов" не замечено, читается легко и беззаботно
Там NT 6.4, но майки его упорно называют NT 10. Пока смысла менять действительно нет, но техника не стоит на месте — никто не обещает, что оно будет нормально работать с 18ядерным интелом или 16ядерным амд.
10ка прекрасно работает на intel xeon 2658 v4. Он 28 ядерный. Игры и все программы абсолютно нормально запускаются и работают. Так что никаких проблем не будет в дальнейшем с процессорами, не парьтесь.
Ты написал что не будет нормально работать. И внятный ответ не можешь дать. Я использую в максе и в фотошопе. У меня норм все работает и использует. Как ты можешь рассуждать о работоспособности не имея такой проц? Расспаралелить на какую программу? На ворд? Все она нормально расспаралеливает везде. В видеоредакторах в том числе. Так что не мели чушь и не пугай людей. У меня у знаеомого вообще два проца стоит в сумме 56 ядер. Все работает прекрасно.
Фотошоп у тебя на 28 потоков распараллеливается? Нуну. Туда же и вегас — больше 16 потоков толком не осиливает. Туда же все игры — 8 потоков потолок, с 16 проблемы. Ты просто загрузку не мониторишь, вот и думаешь что все ок, а на деле только 3дмакс и может 28 потоков загрузить. P.S. Будешь дальше грубить — отдохнешь в RO-режиме.
Ни слова грубости не было. Только лишь макс? А видео рендеринг и монтаж? Люди на этом процессоре деньги зарабатывают , при чем не хилые в том числе и я. И ксли бы он как ты сказал параллелил не правильно стали бы они тратить тысячи долларов на него?Последний фотошоп с 3д режимом легко у меня грузит все 28 ядер. А максу и 28 мало. Ему всегда мало. К слову для него проц и покупался. Для игр вообще не вижу смысла в проце выше 7700к. Но ты сказал что он работает не нормально. Вот я к чему всю демагогию развел. До сих пор не привел нормальный довод при котором она плохо работает в той или иной программе. Признай что просто не подумав сказал, если сам не используешь на всю катушку то не надо говорить то чего не знаешь.
Скинешь скрин, где фотошоп 28 потоков грузит? Причем равномерно и на одинаковый процент? Про 7700к я не говорил, что он не работает нормально — там как раз 8 потоков, которые современные проги в большинстве своем грузить умеют. Приведешь скрины, где вегас и фотошоп грузит все 28 ядер равномерно — я признаю, что ты был прав. Ах и да — советую почитать статьи на ixbt, хотя бы http://www.ixbt.com/cpu/amd-r5-1600x.shtml : В наибольшей степени — After Effects, который справляется с тестовым заданием быстрее на шести, нежели на восьми ядрах. Что характерно, «это не бага — это фича»: эффект проявляется и при сравнении процессоров Intel для LGA2011-3, причем выглядит это точно также в относительном исчислении при более высокой абсолютной производительности. Соответственно, приходим к выводу: даже если все программы «умеют» использовать большое количество ядер процессора, этого еще мало — требуется, чтобы они их задействовали «правильным» образом. Так что удачи тебе нагрузить 28 потоков.
Я использую для работы макс. Он использует все ядра. Мне этого достаточно. Видео рендер тоже использует. В остальных задачах столько ядер ни к чему. Думаю человеку для игр больше 8 ядер покупать ни к чему.
Насчёт установки на старое железо — всё так, но вот насчёт запуска... В общем у меня десятка 64bit стартует на машине 2004 года, с процем Celeron на LGA775. Не говоря уже про ноут с Core 2 Duo. Так что не совсем понятно, с чем связаны введённые майками ограничения по инструкциям.