NVIDIA-vs.-AMD.jpg

Как и в случае с процессорами, у обычных геймеров последние 15 лет не было особого выбора вендоров: на рынке игровых видеокарт присутствуют по сути всего две компании — Nvidia и AMD. Разумеется, есть еще и Intel, но их решения игровыми назвать мягко говоря трудновато. И в этом году соревнование между «красными» и «зелеными» продолжилось: новый виток борьбы начался в 2016 году, когда обе компании выпустили свои решения на 14-16 нм техпроцессах, и там Nvidia все же выглядела поувереннее — к примеру, у AMD были решения, которые могли конкурировать на равных лишь с GTX 1060 (это RX 480), и ответа на GTX 1070 и 1080 у AMD не было. Также не был покрыт самый дешевый сегмент рынка — тут у обоих производителей были видеокарты чуть ли не 5-летней давности (типа GT 740 и R7 240), и с этим пора было что-то делать. Ну и у обоих компаний не было топового решения — все ждали 1080 Ti и AMD Vega, который и вышли уже в этом году. Но не будет забегать вперед, и пойдем в хронологическом порядке.

Nvidia GTX 1080 Ti — самая мощная игровая видеокарта в истории

В начале года у обоих вендоров было относительное затишье: Nvidia представила GTX 1050 и 1050 Ti для ноутбуков, которые были призваны заменить уже устаревшие GTX 950M и 960M, от AMD же вообще не было никаких анонсов — только слухи о видеокартах Vega. И вот, 1 марта, Nvidia наконец-то анонсировала видеокарту, которую от нее все ждали — GTX 1080 Ti. Она была основана на том же чипе, что и Titan X Pascal, и в ней также был отключен один вычислительный блок, что привело к уменьшению количества CUDA с 3840 до 3584. Единственным изменением в сравнении с Titan X было уменьшение памяти с 12 ГБ до 11, что, конечно, ни на что не влияло и было сделано специально, чтобы хоть как-то оправдать цену Titan X, которая была на 50% выше. С учетом того, что 1080 Ti могла (и поставляется) в нереференсном дизайне с улучшенным охлаждением и цепями питания, то в разгоне она зачастую оказывается лучше Titan, который, увы, может быть только референсным.

Тепловыделение представленной видеокарты было на уровне 250 Вт (для сравнения — у GTX 1080 это 180 Вт), частота GPU могла легко превышать 2 ГГц — в общем, это был топ: ее производительность дла FHD банально избыточна, во всех современных играх с ней можно без труда получить свыше 100 fps. Но зато владельцы 2К или 4К мониторов оценили ее по достоинству, ибо она позволила наслаждаться плавным геймплеем там, где 1080 едва выдавала 30 кадров в секунду.

AMD крыть тут было не чем — ее RX 480 была в 2-2.5 раза хуже, но, чтобы хоть как-то составить конкуренцию, месяцем позже «красные» выпускают «новую» линейку видеокарт — 500-ую.

AMD RX 500 — очередное переименование

0009.jpg

Чем решила заняться AMD, видя, что до GTX 1080 Ti ей далеко? Правильно, переименованием. Был взят все тот же чип Polaris 10, на котором базировались видеокарты 400-ой линейки, переименован в Polaris 20, несколько разогнан и вуаля — вот вам 500-ая линейка. Причем разгон был мягко говоря смешным — он не превышал 10%, более того — энтузиасты быстро выяснили, что на видеокарты 400-ой линейки отлично шьются BIOS от видеокарт 500-ой, то есть нет абсолютно никаких технических изменений. Единственное существенное отличие — если RX 460 имел неполный кристалл, 896 потоковых процессоров, то в RX 560 он был полным, с 1024 вычислительными блоками. Но, увы, и тут AMD решила обмануть пользователей, потому что 128 блоков в RX 460 были заблокированы программно, и их можно было и раньше разблокировать, получив по сути полноценную RX 560.

В итоге 500-ая линейка абсолютно ничего AMD не дала — они так и не смогли прыгнуть до уровня хотя бы GTX 1070, более того — Nvidia решила тоже поиграть в эту игру, выпустив линейку видеокарт с разогнанной памятью.

Nvidia GTX 1060 9 Gbps/ GTX 1080 11 Gbps — ответ AMD RX 500

Nvidia здраво рассудили, что чип лучше не трогать — и так родные частоты всего на 100-150 МГц не дотягивают до 2 ГГц отметки, в отличии от AMD, частоты которых застряли на уровне Nvidia Maxwell (900-ая линейка). А вот видеопамять вполне можно подразогнать — с учетом крайней прожорливости современных игр в плане видеопамяти это лишним не будет. Итогом стали видеокарты 1060 и 1080 с разогнанной ровно на 1 ГГц памятью — первая составила конкуренцию новой RX 580, а вторая должна была банально довести скорость GDDR5X в 1080 до уровня 1080 Ti, в которой ровно та же память, которая как раз работает на 11 ГГц. В общем и целом, прирост от разгона памяти был сравним с разгоном чипа в случае с AMD, и, разумеется, разогнать память могли и владельцы обычных версий GTX 1060 и 1080.

Nvidia Titan Xp — GTX 1080 Ti для богатых

nvidia-geforce-titan-xp-star-wars-collectors-edition-key-visual.png

То, что у Titan X и GTX 1080 Ti были отключены несколько вычислительных блоков, наводило на мысль, что должна выйти «полноценная» видеокарта. Так, в общем-то, и произошло — в апреле Nvidia анонсировала новый Titan Xp. Он имел полный кристалл с 3840 CUDA и все 12 ГБ памяти. Цена у него осталась такой же — 1200 долларов, ну а простой Titan X ушел с рынка. С учетом того, что разница в производительности при одинаковых частотах с 1080 Ti, которая стоила тогда 750 долларов, составляет 5-7%, возникает логичный вопрос — а кому Titan вообще нужен, тем более с референсным горячим охлаждением, когда есть куча кастомных 1080 Ti, которые в разгоне легко оказываются лучше? Ответ — энтузиастам, для установки различных рекордов. Да и вообще линейка Titan последнее время превратилась скорее в демонстрацию Nvidia в стиле «смотрите, чего мы можем», чем в действительно выгодный для покупки продукт.

Майнинг на видеокартах

Приблизительно тогда же, в апреле-мае 2017 года, люди стали массово закупать видеокарты для майнинга, причем оказалось, что решения от AMD в этом плане гораздо выгоднее. Итог был предсказуем — найти RX 470 или 480 было нереально в принципе (а перед исчезновением из продажи цена резко подскочила с 13-14 тысяч до 20), GTX 1060 и выше завозились небольшими партиями, и цена на них превышала 20 тысяч рублей (при обычной цене на уровне тех же 14-15 тысяч). Так что те, кто хотел собрать себе к лету игровой ПК, оказались просто ни с чем — на рынке были лишь GTX 1050, 1050 Ti и RX 460/560, майнить на которых было или невозможно (мало памяти), или не выгодно — и то, даже на них цена немного поднялась. Разумеется, со временем ажиотаж спал, но даже сейчас найти GTX 1060 с 3 ГБ дешевле 16 тысяч рублей почти нереально — а ведь еще в апреле за такие деньги можно было взять хороший нереф с 6 ГБ.

Что касается производителей видеокарт, то они поступили достаточно забавно — именно в мае были представлены младшие представители Polaris и Pascal, майнить на которых невыгодно, и толком на них не поиграешь.

Nvidia GT 1030 и AMD RX 550 — новые псевдоигровые затычки

До мая 2017 года в сегменте новых видеокарт до 5 тысяч рублей было все грустно — топом можно было считать GT 740 почти 5-летней давности, с уровнем производительности «не бей лежачего»: для массовых проектов типа Dota 2 или CS: GO ее вполне хватало, но в том же Witcher 3 даже в HD на минимальных настройках fps был далек от играбельного. У AMD в этом плане было не лучше — ее R7 240 (или 350) была еще хуже. При этом уже на 7-8 тысяч рублей, то есть совсем немного дороже, можно было взять GTX 1050 или RX 560, и спокойно играть во все новинки в FHD, причем зачастую далеко не на минимальных настройках. С этим дисбалансом нужно было что-то делать, и обе компании решили обновить свои «игровые затычки».

videokarta-gigabyte-geforce-gt1030-2gb-ddr3-low-profile-silent-gv-n1030d5-2gl_693.jpg

Такая видеокарта от Nvidia называется GT 1030 — она имеет 384 CUDA (против 640 у 1050) и 2 ГБ видеопамяти. В общем и целом, она позволяет играть во все игры в разрешении HD с более-менее приемлемыми настройками графики, ну и в более простых проектах можно замахнуться и на FHD. С учетом цены в 4-5 тысяч рублей производительность была хорошая, а эффективность «fps на доллар» не хуже, чем у 1050ой.

Решение от AMD называется RX 550 — оно имеет 512 потоковых процессоров (против 1024 у RX 560) и 2 или 4 ГБ памяти. Разумеется, возникает вопрос — куда этой крохе 4 ГБ памяти, но вот версия с 2 ГБ получилась хорошей — на 10-20% мощнее GT 1030, но и настолько же дороже. В итоге обе видеокарты заняли одну нишу, и тут уже каждый мог выбирать по деньгам: или чуть сэкономить и взять 1030, но и получить несколько более низкий fps, ну или немного доплатить, взять RX 550 и получить чуть большую плавность.

AMD RX Vega — 1080 Ti от «красных»

В конце июля AMD наконец-то выпустила две долгожданные видеокарты — Vega 56 и 64. От представителей Nvidia они серьезно отличались: во-первых, они имели 8 ГБ HBM2 памяти (что это за зверь — можно почитать здесь), расположенные рядом с кристаллом GPU. Во-вторых, чипы имеют почти вдвое больше потоковых процессоров, чем RX 570 и 580 — 3584 и 4096 в Vega 56 и 64 соответственно. В-третьих, существенно выросла тактовая частота — если у RX 500 серии она была порядка 1200-1300 МГц, то у Vega она уже на уровне 1500-1600 МГц. В общем и целом, все это выглядело отличной заявкой на победу, однако некоторые ложки дегтя все же были.

615-1.jpg

Разумеется, такие кристаллы не могли быть холодными — тепловыделение топовой разогнанной Vega 64 оценивается в 350 Вт, что на 100 Вт больше GTX 1080 Ti, и тут уже без СВО уже никак не обойтись. Конечно, несколько спасает андервольтинг, то есть понижение напряжения, но тут как кому повезет — в среднем все же тепловыделение Vega оказывается выше 250 Вт, что достаточно внушительно. 

Вторая проблема с одной стороны хорошая, с другой — не особо: как и следовало ожидать, на Vega оказалось достаточно выгодно майнить, так что видеокарты смели буквально в первый же день продаж, и до сих пор их поставляют лишь небольшими партиями, а цена оказывается на уровне 1080 Ti или даже выше.

Разумеется, всех волновал вопрос — что же все-таки мощнее, RX Vega 64 или GTX 1080 Ti? Увы — все обзорщики в этом плане единодушны: GTX 1080 Ti на 5-15% быстрее. С учетом того, что ее нетрудно купить (нет дефицита), она холоднее, да и еще неплохо разгоняется — выбор для игроков тут очевиден. Более того — для того, чтобы «добить» AMD, Nvidia решила выпустить GTX 1070 Ti — видеокарту, которая должна стать конкурентом Vega 56.

Nvidia GTX 1070 Ti — нелогичный представитель линейки Pascal

Если мы посмотрим на линейку Pascal, то самый большой разрыв по производительности оказывается между GTX 1060 и 1070: у первой 1280 CUDA, у второй 1920, разница в 50% — логично было бы выпустить GTX 1060 Ti с 1600 CUDA. Но с точки зрения конкуренции такая видеокарта была бы бессмысленна — GTX 1060 вполне неплохо конкурирует с RX 580, а следующая ступенька у AMD — это как раз Vega 56, и она в играх оказывается между GTX 1070 и 1080. Поэтому Nvidia решила выпустить GTX 1070 Ti — видеокарту, которая должна была (да и стала) дешевым конкурентом Vega 56, но при этом выглядит в линейке она достаточно нелогично. Посудите сами — у нее 2432 CUDA против 2560 у 1080, то есть разница порядка 5%, что практически никак не заметно на деле. Да, у нее медленнее видеопамять — это GDDR5 на 8 ГГц против GDDR5X с 11 ГГц у 1080, но даже это не делает между ними очень большой разницы. Но свою роль она сыграла — с учетом того, что Vega 56 стоит на 10-15 тысяч рублей дороже, вопрос «что же брать» как-то не возникает.

Nvidia Titan V — золотая вишенка на торте

Еще в начале этого года Nvidia представила новую архитектуру Volta, основанную на 12 нм техпроцессе. Топовый GPU на ней должен был иметь свыше 5000 CUDA, и, наконец, видеокарта с ним вышла. Характеристики Titan V просто впечатляют — 5120 CUDA и 640 ядер Tensor, 12 ГБ HBM2, и при этом частоты на уровне 1700-1800 МГц, то есть практически как у Pascal. С учетом уменьшенного техпроцесса тепловыделение удалось сохранить на все том же уровне в 250 Вт, при этом итоговая производительность местами в полтора раза выше, чем у Titan Xp! 

a-1216-titan-v.jpg

В общем, не зря эта видеокарта продается в золотистой расцветке — это действительно «царское» решение, самый пик современных технологий. Правда, увы, и стоит она соответственно — 3000 долларов, так что возьмут такое решение или энтузиасты, или очень богатые геймеры. Но, разумеется, эта видеокарта — лишь первая ласточка на 12 нм, уже в следующем году должны выйти более массовые пользовательские решения. Скорее всего они будут поставлять без ядер Tensor, предназначенных для глубокого обучения, которые не нужны в игровых решениях, так что цена будет ниже и соответствовать текущим решениям на Pascal. 

Итоги года

Теперь, когда мы быстро пробежались по всем основным видеокартам этого года, можно подвести итоги. Оба производителя наконец-то заполнили все сегменты рынка видеокартами на новых техпроцессах 14-16 нм — даже в кои-то веки обновились «затычки». Nvidia к тому же успела показать, что нас ждем в будущем, на 12 нм техпроцессе, выпустив в продажу Titan V. И, в общем-то, раунд остался именно за «зелеными»: у них и самая мощная игровая видеокарта, и в продаже найти их решения все же проще («спасибо» майнерам), и стоят видеокарты с одинаковой производительностью у Nvidia дешевле. Но, в принципе, AMD по технологичности местами даже опережает Nvidia: если последние до сих пор не могут в игровых видеокартах перейти на HBM, то AMD выпустило уже второе поколение игровых видеокарт с этой памятью. 

Что же нас ждет в будущем? В 2018 году Nvidia должна выпустить игровые 12 нм решений. От AMD в этом плане слухов нет, но они решили скооперироваться с Intel и выпустить процессор, где за CPU отвечает Intel, а за GPU — AMD. Решение должно быть крайне интересным и в плане цены, и в плане производительности.

На этом, в общем-то, все по десктопному сегменту — в будущих статьях этого цикла подведем итоги по мобильным процессорам и видеокартам.