![Logic Pro Logic Pro](/upload/medialibrary/a8f/a8fb5754d999d31372e6239c62048a68.jpg)
Осенью Apple представила обновленную версию своего профессионального приложения для работы со звуком — Logic Pro. Помимо полноценной поддержки процессоров M1 Pro и M1 Max в новых MacBook Pro, программа получила набор функций для работы с пространственным аудио. Теперь каждый музыкант независимо от своего уровня навыков в микшировании может сводить музыку в формате Dolby Atmos и экспортировать её в Apple Music. Я попросил своего друга Олега Пикина, который занимается созданием музыки для YouTube-проектов, попробовать новые возможности в Logic Pro и поделиться своими впечатлениями.
Logic Pro — что ты такое?
![Logic Pro Logic Pro](/upload/medialibrary/cc3/cc31a2b3864d6db5f966ea64be513cc7.jpg)
Apple буквально берет и ломает устаревшую парадигму «профессионалам — профессиональный софт», поэтому порог входа в создание музыки с помощью Logic Pro не высок. При первом взгляде на интерфейс приложения не возникает ощущения, как будто ты находишься за пультом управления космического корабля. Новичкам необязательно получать несколько научных степеней в области звукорежиссуры, чтобы написать свой дебютный трек. Впрочем, профессионалов Apple не забывает, поскольку под лаконичным и доступным интерфейсом скрывается мощнейший инструментарий.
Apple обладает высоким уровнем экспертизы в области работы со звуком. На это небезосновательно полагаются начинающие и получившие мировое признание музыканты. Судите сами, альбом When We All Fall Asleep, Where Do We Go?, который помог Билли Айлиш забрать четыре статуэтки «Грэмми», был написан в домашней студии с Logic Pro. Эта история наглядно демонстрирует, что для создания хита не нужен набор дорогостоящего оборудования и музыкальных инструментов, достаточно MacBook, а также пары хороших наушников или мониторных колонок.
В 2021 году Apple выводит аудиоконтент на совершенно новый уровень, добавляя поддержку пространственного аудио и формата Dolby Atmos в сервис Apple Music. Таким образом музыка буквально обретает новую форму и позволяет получить свежие впечатления.
Пространственное аудио становится аудиконтентом нового поколения. С актуальной версией Logic Pro каждый музыкант получил доступ к полноценному набору инструментов, позволяющему создавать захватывающее звучание с эффектом погружения в звучание. Теперь переходим от теории к практике, а значит я передаю слово Олегу.
Почему Logic Pro?
![Logic Pro Logic Pro](/upload/medialibrary/84f/84fc6c75b254aac7fff0b42e29cbfafe.jpg)
Использую Logic Pro около 5 лет, это было первое приложение, которое я установил сразу после перехода на MacBook. В этой программе начинались мои эксперименты со звуком. Несмотря на это, мне было всегда интересно, что предлагают другие DAW (прим. Digital Audio Workstation — цифровая звуковая рабочая станция). Через мои руки прошло довольно много софта, в том числе Ableton, FL Studio и Cubase, и каждый раз я возвращался к «лоджику». Как правило, в конкурентах меня не устраивал интерфейс и подход к творческому процессу. Logic Pro сочетает в себе минимализм и доступность. Для создания своего первого трека не потребуется изучать многостраничные унылые гайдлайны.
![Logic Pro Logic Pro](/upload/medialibrary/046/046beb868446beb07afab40495d27411.jpg)
Интерфейс Logic Pro не перегружен, текст сохраняет читаемость даже на 13-дюймовом мониторе MacBook. А еще одно из главных преимуществ — регулярные обновления дополнение набора инструментов новыми фишками. К сожалению, на мой взгляд, другим DAW далеко до такого уровня поддержки.
Библиотека Logic Pro содержит более 2800 сэмплов и лупов в разных стилях, которые можно использовать для создания своего первого хита. Отдельно отмечу встроенный синтезатор Alchemy, поскольку, на мой взгляд, он является одним из самых мощных инструментов, и позволяет создать полноценную композицию. Таким образом я прошелся буквально по верхам преимуществ Logic Pro. На деле — это важный софт с достойной функциональностью.
Бит бьёт
![Logic Pro Logic Pro](/upload/medialibrary/20c/20c6a312ff6591b5bc57b7093b6bb9ef.jpg)
В качестве примера работы новых возможностей для создания пространственного аудио я подготовил две лаконичные дэмки — электронную и инструментальную. Для базы был задействован инструмент Step Sequencer — это виртуальная драм-машина, позволяющая создавать ритмические рисунки и басовые линии буквально в пару кликов.
![Step Sequencer Step Sequencer](/upload/medialibrary/53b/53bdc532352fc99643d9d5c773dd4371.png)
С последним обновлением в Step Sequencer появилась возможность в реальном времени прямо во время записи добавлять звуки ударных. Также с помощью этого инструмента делаются несколько важных действий — это привязка к тактовой сетке, настраивается максимальная громкость звучания сэмпла и длина ноты. По умолчанию все звуки звучат одинаково громко и жёстко привязаны к сетке. Можно изначально задать нужные параметры или отредактировать их после записи. В осеннем обновлении Logic Pro появилась возможность записанные ноты привязывать к конкретной тональности — это удобно для новичков, когда отсутствует начальное понимание нотной грамотности и ладов.
Эта дэмка полностью электронная. Партия ударных была собрана из встроенных инструментов, а именно в Drum Synth. Бочка, хай-хэты, и шейкеры накручены в этом плагине. Композиция среднетемповая — 95 bpm. Такой темп, на мой взгляд, предполагает наиболее непринужденное прослушивание.
Остальные составляющие трека — бас, пэды, лид-партия взяты из библиотеки Logic Pro. Я немного эквализировал их, вырезав ненужные низкие и верхние часты, а также подогнал к темпу. В качестве основной идеи я хотел показать, что можно собрать готовую композицию, используя встроенные инструменты приложения. Вся обработка на мастер-шине также сделана встроенными плагинами, среди которых компрессор, лимитер и эквалайзер. Для лид-партии и пэдов была применена автоматизация для панорамирования, чтобы создать эффект движения.
Удобное нововведение — конвертация написанной midi-партии. Она может пригодиться в случае, когда, например, у вас есть уже записанный барабанный грув, но его нужно отредактировать, используя возможности Step Sequencer. Важно учитывать, эта возможность ограничена по длине в 4 такта.
![Электронная дэмка Электронная дэмка](/upload/medialibrary/eff/eff89f00e883928222ac1de971162edd.png)
Проект электронной дэмки
Еще одна важная фича — возможность разделить готовый паттерн на отдельные звуки. Это позволяет наглядно увидеть, какой инструмент проигрывается в реальном времени. Получилась очень полезная штука для работы с аранжировкой проекта.
![Logic Pro Logic Pro](/upload/medialibrary/7bf/7bfe1133a2480900bf07ebfd505a00e7.jpg)
К сожалению, формат этого текста не позволяет затронуть все аспекты Step Sequencer, поэтому я решил пройтись по основным нововведениям осеннего обновления Logic Pro. Говоря об инструменте в целом — это интересное и удобное решение, которое может стать мощным оружием в создании барабанных партий. Step Sequencer отлично вписывается в сценарии написания электронной музыки, хип-хопа и смежных жанров.
![Олег Пикин Олег Пикин](/upload/medialibrary/ba7/ba7bdf97b63a6c2b68240da8169db76a.jpg)
В обновлении под номером «10.7» появилась возможность одновременного подключения нескольких midi-клавиатур — это очень удобно для раскладки инструментов. Таким образом я могу раскидать партии, например, синтезатора и пианино по разным клавишам. А еще с помощью этой новой функции можно поджемить с друзьями.
Пространство
![Logic Pro Logic Pro](/upload/medialibrary/666/666112357b302706ff884cd347de7c05.jpg)
Переходим к самой «вкусной» части обновления Logic Pro. Apple добавила в Logic Pro специальный плагин, получивший название Atmos. Он по умолчанию встает на мастер-канал во время перевода проекта в формат Dolby Atmos. Таким образом можно добиться режима 7.1.4, другими словами — кинотеатрального звучания. Соответственно для воспроизведения такой музыки необходимо поддерживаемое оборудование. Скорее всего, у вас уже есть всё необходимое — сервис Apple Music, наушники AirPods 3-го поколения, Pro и Max, а также некоторые модели Beats.
Это дэмо — инструментальное. Хотелось показать, как такая музыка будет звучать в пространственном формате. Я выбрал минималистичную композицию, которая содержит электрогитару и барабанный плагин. Гитару подключал через внешнюю звуковую карту, а для обработки звука использовал плагин Neural DSP. Из его предустановок были взяты звук чистого канала и перегруза.
Для барабанов использовал Ez Drummer 2 от компании Toontrack. В разгоне звук белого шума накручен в стоковом синтезаторе ES 2. Вся обработка, также как и в предыдущей дэмке, была сделана встроенными в Logic Pro средствами — эквалайзер и компрессор. Автоматизация применена для панорамирования в пространстве лид-партии, чтобы создать эффект приближения и удаления.
С оглядкой на начинающих музыкантов, которые не располагают достаточным количеством мониторного оборудования, в Apple создали для плагина Atmos специальный режим Binarual. Он позволяет работать с обычной стереопарой, будь то наушники или две мониторные колонки — магия и никак иначе.
![Apple Apple](/upload/medialibrary/29a/29a43c8c9ed064327fa5d6dc324c9437.jpg)
Плагин Atmos работает следующим образом. Он позволяет выбрать на канальных линейках, как сигнал будет располагаться в пространстве. Представьте себе комнату, в которой вы вокруг себя самостоятельно размещаете источники звучания для каждого инструмента. Плагин поддерживает 118 дорожек, из них 10 отводятся под формат Surround, а остальные назначаются в качестве 3D Object. Только представьте, какого масштаба можно создавать проект.
![Dolby Atmos Dolby Atmos](/upload/medialibrary/1ea/1ea836e0b56cd8093c6a4a9dc9fc0fdb.png)
3D Object автоматически расставляет звуки в трехмерном пространстве, а музыканту остается только вручную на свой вкус настроить их позиционирование. Окно панорамирования 3D Object содержит две сетки, позволяющие передвигать звук инструмента вверх, вниз, влево или вправо относительно слушателя.
![Dolby Atmos Dolby Atmos](/upload/medialibrary/1df/1df69cde9c5e03db40945681c24e4a4a.png)
Для перевода проекта в Dolby Atmos необходимо в его настройках выбрать вкладку с соответствующим названием. Сразу после этого проект автоматически перестраивается в новый формат. Таким образом можно создавать трек в стандартном варианте, а по завершению сделать отдельный мастеринг в Dolby Atmos специально для Apple Music. Для этого в настройках появились новые параметры экспорта.
В качестве вывода
![Logic Pro Logic Pro](/upload/medialibrary/cbb/cbb7baa3d9d941b9cf8af2d00df37e5b.jpg)
Мы постарались максимально доступным языком объяснить, как выглядит и работает процесс создания объемного аудио, чтобы было понятно в первую очередь начинающим пользователям. Новые инструменты для пространственного звучания в Logic Pro не выбиваются из основного подхода Apple — создавать дружелюбный софт для новичков, который также будет отвечать всем требовательным запросам профессионалов.
Подводя итог важно отметить, что плагин Atmos — это универсальный и уникальный инструмент. Начинающие музыканты обретут возможность выделить свой трек в чартах за счет объёмного звучания, а профессионалы смогут вдохнуть новую жизнь в свои композиции путем перемастеринга уже выпущенных хитов.