В России взлетело число хакерских атак на ритейл и сетевые магазины. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Атаки в основном совершаются с использованием вируса-шифровальщика. Агентство «Информзащита» рассказало, что с января по июнь количество атак с их использованием увеличилось почти вдвое — на 45%. При этом другие аналитики — из Group-IB — насчитали еще более «суровые» цифры: по их данным, российский ритейл атакуют в четыре раза чаще, чем в прошлом году.
В основном злоумышленники используют уязвимости на веб-ресурсах маркетплейсов и сетевых магазинов, заражая их и частично выводя из строя инфраструктуру — в результате клиент не может оформить заказ, совершить покупку смартфона, одежды или чего-то еще, а иногда отсутствует возможность даже просто ознакомиться с онлайн-каталогом. При этом проблемы могут возникать и в офлайн-продажах — всё зависит от степени защиты ресурсов того или иного магазина.
По сути, если вы зоходите в онлайн-магазин, а купить ничего не получается, проблема может быть как раз в подобной атаке.
Злоумышленники заражают критически важную инфраструктуру, тем самым останавливая работу магазинов, после чего требуют выкуп. В 2022 году суммы выкупов выросли и теперь хакеры иногда просят до 100 млн рублей, тогда как ранее эти цифры не превышали 30 млн. Но крупные маркетплейсы и торговые сети готовы отдать такие деньги, поскольку каждая минута простоя означает прямые убытки и отток клиентов.
К слову, далеко не все компании поддаются на шантаж. Например, Wildberries рассказал, что в его штате есть целый коллектив IT-специалистов — благодаря этому маркетплейс смог восстановиться после масштабной атаки весной 2022 года.