Maniza

Возможно, вы знаете ее голос в заглавном треке одного из альбомов «Ассаи», но куда больше шансов, что имя Манижа сразу напомнит вам музыкальные видео в Instagram с каверами известных хитов. В эпоху быстрого потребления контента она изобрела новый суперпопулярный формат — короткие музыкальные коллажи из 9 квадратов, которые прославили Manizha на весь мир и с 2014 года помогли набрать аудиторию более чем в 200 000 поклонников в одном только Instagram.

Manizha - Люстра

Сегодня за плечами Manizha участие в важнейших музыкальных событиях Москвы и Петербурга, а ее творчество балансирует на грани традиционного и цифрового искусства. Научившись работать в жестких рамках формата социальной сети, Манижа в феврале 2017 раздвинула прежние границы дебютным альбомом Manuscript (iTunes Store) и первым полноформатным клипом «Иногда». Второе видео на трек «Люстра» оказалось одним из сюрпризов, который певица подготовила для поклонников в преддверии первого большого сольного концерта в Ледовом Дворце Санкт-Петербурга 20 мая.


Особенностью нового клипа на песню «Люстра» стала супертехнологичная съемка. Работу оператора отчасти заменила роботизированная рука KUKA, а вместо кинокамеры был использован iPhone. Движения робота позволяют снимать так, как не способен ни один высококлассный оператор, именно поэтому в клипе появляются неожиданные и очень эффектные ракурсы, а высочайшее качество камеры iPhone оказалось способно конкурировать с профессиональным съемочным оборудованием.

Manizha - Люстра

«Люстра» — одна из самых популярных песен из альбома Manuscript, пользующаяся большим успехом у пользователей iTunes Store и Apple Music. Именно поэтому этот трек был выбран для очередного клипа. Площадкой для видео, снятого режиссёром Соней Духон, стало одно из помещений молла МЕГА Парнас в Санкт-Петербурге. И даже в таком вопросе как поиск локации все оказалось завязано на технологиях — подходящее место подсказала одна из подписчиц Manizha в Instagram.

Manizha - Люстра

Основная идея клипа на трек «Люстра» — поиск грани между виртуальностью и реальностью. Интернет-пространство окружает нас везде, однако важнее всего по-прежнему люди, которые находятся рядом с тобой. «Интернет буквально захватил нас, но мы обязаны помнить, что на самом деле является ценностью, а главная ценность — это человек» — заявляют авторы идеи ролика Manizha и Петр Захаржевский.

Manizha - Люстра

iGuides: Как появилась идея создания настолько технологичного видео?

Manizha: С самого начала мы поставили себе задачу снять крутое видео на iPhone. После написания идеи, я обратилась к Александру Духону (VFX Creative Director), и он рассказал о существовании роботизированной руки KUKA. Оказалось, что в России она есть только у SCANDINAVA в Петербурге.

iG: Почему выбор пал именно на тандем iPhone и KUKA?

Manizha: Особенность этой руки в том, что ее движение можно программировать, и она может сколько угодно раз повторять его, даже после изменения локации и схемы света. Благодаря этому получился невероятный финал в видео, где все склейки удались именно благодаря KUKA. Кроме того, мы протестировали почти все модели iPhone и приняли решение остановится на iPhone 6s и iPhone 7 — у них очень крутая светочувствительность.

iG: Пришлось ли взять больше людей для работы над этим видео, или технологии наоборот помогли упростить создание видео?

Manizha: Важно не количество, а качество команды. Нас было не много, но каждый жил идеей и знал, что нужно получить в результате. А сама связка iPhone и KUKA — это отличная коллаборация. Многие вещи удались благодаря именно этим устройствам, и без них все получилось бы иначе. iPhone и KUKA действительно облегчили нам жизнь и превратили процесс создания видео в настоящий перфоманс. Это незабываемые ощущения, когда на рельсах на тебя движется робот с айфоном в руке! У нас даже была шутка от отца нашего оператора: «Главное, чтобы у KUKA не обнаружили искусственный интеллект, ибо она во время дублей начала бы делать селфи».

iG: А если говорить о пост-продакшне, были какие-то особенности при монтаже или цветокоррекции получившегося видео?

Manizha: Определенные сложности были, но ребята в нашей команде настоящие профессионалы и отлично справились с каждой задачей.

iG: Какие впечатления остались по итогу работы, была ли это разовая история или команда готова повторить такой эксперимент для съемки других видео?

Manizha: Мы про технологии. Безусловно, мы хотим продолжать. Например, придумать необычную Live-трансляцию при помощи KUKA!

Возвращаясь непосредственно к технологиям, хочется рассказать немного больше об использовании роботов в производстве видео. Первое применение повтора движений камеры датировано 1975 годом — тогда Джордж Лукас в «Звездных войнах» создал ряд эпизодов, в которых камера автоматически разворачивалась на 180 градусов, повторяя движение моделей космических кораблей. В настоящее время роботы в кино могут несравнимо больше. В списке их обязанностей возможность сохранения и дублирования всех параметров камеры для любого момента времени: траекторий любой сложности, точного положения в пространстве, фокусного расстояния объектива, зума, углов поворотов и других параметров.


Непосредственно «рука», использованная для съемок нового клипа Manizha, — продукт компании KUKA Roboter, немецкого производителя промышленных роботов, основанного в далеком 1898 году. С конца девятнадцатого века и до наших дней она прошла огромный путь от производства освещения до лидерства на рынке промышленной автоматизации, успела побыть в статусах частной и государственной компании, несколько раз разделиться на части и сменить владельцев, а в августе 2016 года — полностью перейти под контроль китайского производителя бытовой техники Midea.

Промышленные роботы KUKA используются для обработки материалов, погрузки и разгрузки, точечной сварки, в производстве автомобилей и на конвейерах. В список клиентов KUKA Roboter входят такие гиганты как Ford, BMW, Audi, Mercedes-Benz, Boeing, Siemens, IKEA, Coca-Cola и десятки других компаний. В кинопроизводстве одним из первых заметных появлений промышленных роботов KUKA стал выпущенные в 2002 году фильм «Умри, но не сейчас». Впрочем, в этой картине роботы трудились над спецэффектами в одной из сцен. И это тоже очень распространенная сфера использования автоматизации на съемочных площадках. Например, хорошо известен перфоманс Box, в котором визуальные эффекты создавала компания Bot & Dolly с использованием технологий KUKA.


Использованию технологий KUKA Roboter непосредственно в съемочном процессе отчасти мы обязаны компании Bot & Dolly, в числе первых предложившей роботизированные камеры на основе KUKA для киноиндустрии. А наибольшую известность им принес фильм «Гравитация» с Сандрой Буллок. Именно тогда режиссерам и операторам удалось ярче всего показать возможности, открывающие использование роботов на съемках. Помимо автоматизированной камеры, на площадке использовалась необычная система освещения из 196 панелей, на каждой из которых находилось 4096 светодиодных ламп. Это позволяло мгновенно менять углы освещения, с идеальной точностью создавая иллюзию смещения актеров и объектов в кадре относительно источников света и отражающих поверхностей. Благодаря идеально синхронизированным алгоритмам роботов для съемки и спецэффектов, «Гравитация» завоевала пять статуэток «Оскар», в том числе за лучшую операторскую работу и лучшие визуальные эффекты.

Что же касается iPhone, этот смартфон регулярно используют в качестве камеры для самых неожиданных и сложных задач. Например, хорошо известна съемка рекламных роликов Bentley сначала на iPhone 5s, а потом на iPhone 6. Модный дом Burberry использовал смартфоны Apple для проведения трансляции на одном из показов, а в 2015 году на Каннском кинофестивале показали фильм, полностью снятый на iPhone.

Альбом Manuscript в iTunes

Manizha в Instagram