Топ-менеджер Mail.ru Group и руководитель проекта TamTam Владимир Кочетков рассказал, в каких условиях и с какой целью был создан этот мессенджер.
В 2016 году был выпущен мессенджер «ОК Сообщения». В основном его устанавливали пользователи, которые не хотели заходить в соцсеть, но им была нужна возможность вести переписку со знакомыми, зарегистрированными в ней. В дальнейшем у этого мессенджера стали появляться пользователи из других стран, которые не знали о существовании «Одноклассников».
В мае «ОК Сообщения» были переименованы в TamTam. У мессенджера сменилось позиционирование, хотя в него по-прежнему автоматически переносится переписка из «Одноклассников». Примерно 50% пользователей TamTam проживают в России, а 10% находятся в Иране, где блокируют Telegram.
TamTam создавался с оглядкой на Telegram, однако в мессенджер также были добавлены возможности, которых нет у конкурентов (например, живые стикеры, которые представляют из себя нечто среднее между гифками и обычными стикерами).
Это распространенная в интернете практика — функционал с одного сервиса мигрирует к конкурентам, — рассуждает начальник TamTam. — Мы всегда не можем говорить, что сделаем как у конкурентов, потому что тогда оказываешься в роли догоняющего. Поэтому мы пытаемся взять что-то лучшее с рынка — и пойти немножко дальше.
Кочетков утверждает, что Mail.ru Group всегда выдаёт сведения о пользователях по решению суда, однако ему известны случаи, когда компания отказывала правоохранительным органам в выдаче информации, не найдя для этого достаточных оснований. Telegram удаляет противоправный контент, однако ни в одной стране мира не выдаёт данные о пользователях, ссылаясь, что такая информация зашифрована и распределена на серверах в странах с разными юрисдикциями.
Весной 2018 года Роскомнадзор приступил к блокировке Telegram и на фоне этого TamTam начал активно рекламироваться в крупных деловых СМИ, позиционируя себя в качестве замены запрещённого мессенджера. Тогда же в TamTam появились клоны популярных telegram-каналов, не имеющие отношения к их владельцам.
В то время в Mail.ru Group обсуждали три возможных варианта стратегии. Первый — открытая поддержка Telegram, второй — столь же открытое противостояние и третий — говорить не про Telegram, а про TamTam. Компания последний путь как «наименьшее из зол», однако и его сейчас считает ошибочным. Пользователи восприняли рекламу TamTam как поддержку атаки Telegram Роскомнадзором. Ситуация обострилась тем, что чиновники, публично поддерживающие блокировку Telegram, призывали пользователей переходить на продукты Mail.ru Group, в том числе TamTam и ICQ.
Сейчас в TamTam зарегистрировано около 6 миллионов человек, 300 тысяч из них заходят мессенджер хотя бы раз в неделю. Продвижение TamTam было заморожено «до тех пор, пока не забудется весенняя история».