Кикшеринги ввели огромные штрафы за нарушение придуманных ими правил. Это вообще законно?

Александр



Кикшеринги «Яндекс Go», «МТС Юрент» и Whoosh с недавних пор активно борются с теми, кто доставляет на их транспорте неудобства пешеходам и водителям. Например, они ввели полный запрет аренды электросамокатов для несовершеннолетних, а также разработали системы штрафов, которые сложно не посчитать грабительскими.

Подписаться на iGuides в Telegram, чтобы узнать обо всем первым — t.me/iguides

Примеры штрафов:

 — Езда в нетрезвом виде — до 150 тысяч рублей и бессрочная блокировка аккаунта
 — ДТП по вине самокатчика — до 200 тысяч рублей
 — Причинение вреда здоровью другого человека — от 50 до 150 тысяч рублей в зависимости от травм
 — Повреждение самоката — от 35 до 150 тысяч рублей в зависимости от модели
 — Неправильная парковка — до 5 тысяч рублей
 — Передача самоката несовершеннолетнему — 10 тысяч рублей (с мая — 30 тысяч), в Москве 100 тысяч рублей, блокировка аккаунта

Некоторые из этих видов нарушений дублируют те, что прописаны в ПДД и КоАП, а штрафы за них должны накладывать правоохранительные органы, поэтому вполне естественно возникает вопрос: «А кикшеринги вообще имеют право штрафовать своих пользователей?» Юристы объяснили, имеются ли для этого правовые основания, стоит ли платить и можно ли уменьшить сумму штрафа.

По словам Дениса Хмелевского из адвокатского бюро «Слово и дело», когда пользователь регистрируется в кикшеринговом сервисе, он принимает оферту, условия которой он обязан в дальнейшем соблюдать. Он может отказаться, но в этом случае не получится зарегистрироваться и начать пользоваться услугами компании. В договоре указаны права и обязанности сторон, в том числе штрафные санкции за различные виды нарушений, так что оспорить их вряд ли получится. Другое дело, что некоторые пользователи предпочитают не платить, что довольно просто — достаточно привязать к аккаунту виртуальную карту с небольшим лимитом, и сервис не сможет списать причитающуюся сумму. Однако долг никуда не исчезает, поэтому владеющая сервисом компания имеет право обратиться в суд за взысканием штрафа, причём она, скорее всего, сделает это не сразу, а спустя некоторое время, за которое может набежать большая неустойка. Ответчику в случае проигрыша также придётся оплачивать пошлину и судебные издержки, из-за чего он потеряет гораздо больше, чем мог бы, если бы заплатил штраф сразу.

Юрист Артем Шульман посоветовал оспаривать большие штрафы и неустойки в суде. По его словам, исходя из судебной практики, суммы взыскания в таких делах удаётся снизить в несколько раз.

По нашему мнению, гораздо больше шанс на успех в том случае, когда самокатчика уже оштрафовала ГАИ — тогда суд может посчитать дублирующий штраф от сервиса незаконным, поскольку по юридическим нормам человека нельзя дважды наказывать за одно и то же нарушение.
11
iGuides в Дзене —  dzen.ru/iguides
iGuides в Telegram — t.me/iguides
iGuides в VK —  vk.com/iguides
iGuides в Ok.ru — ok.ru/iguides

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

Дмитрий Могучев
+513
«Причинение вреда здоровью другого человека — от 50 до 150 тысяч рублей в зависимости от травм»

Эти деньги пойдут пострадавшему?
29 апреля 2025 в 16:18
#
Pavel Nikiforov
+768
если это штраф наложен кик-оператором, то нет, при чем он даже в казну не пойдет.
пострадавшему придется через суд выбивать бабки с виновника.
если же виновник попался сотрудникам полиции, то там вроде как сразу могут повернуть дело так, что пострадавшая сторона получит деньги с виновника +штраф в казну.
30 апреля 2025 в 15:47
#
tellurian
+2448
Молодцы. Никто не заставляет пользоваться. Правила свыше 50% пользователей не соблюдают.
29 апреля 2025 в 19:12
#
+206
"Езда в нетрезвом виде — до 150 тысяч рублей и бессрочная блокировка аккаунта"
Как они это реализуют без правоохранительных органов?
29 апреля 2025 в 21:10
#
–19
Да там в принципе всё одно большое беззаконие. Все эти частные правила входят в противоречие с действующими правилами и законами. По их логике можно применять частные правила в отношении проприетарного транспорта. Мой транспорт — мои правила. У нас пока государство стоит выше корпораций. И вроде как инклюзивный капитализм вышел из повестки дня.
А то дойдет до того, что они и частную полицию создадут для платных дорог, платных пешеходных переходов, платных тротуаров и т.д.
30 апреля 2025 в 10:15
#
Pavel Nikiforov
+768
никаких противоречий нет, все законно
частный сервис, соотв ни могут придумывать свои штрафы и суммы по ним, хоть запретить ездить в розовых кофтах.
другой вопрос, что эти штрафы не могут идти в противоречие с федеральными, но могут дополнять их и ужесточать. что в случае с пьяными и реализовано.другой вопрос, что не описан механизм контроля за соблюдением этих правил — кто должен выявлять нарушения и оформлять штрафы по ним. по аналогии с ресторанным бизнесом или аттракционами должен быть некий администратор, который может выявить нарушение и вызвать полицию для составления акта, на основании которого можно будет применить штраф по внутреннему регламенту.
30 апреля 2025 в 15:52
#
–19
Вы сами-то понимаете всю нелепость сказанного? Получается за езду в розовом вас кикшеринг в лице Гасана Абдурахмановича приговорит к 10 годам тюрьмы на основании фотки Петьки Хвастунова, а вы с удовольствием отсидите. Частный сервис ввел своё правило и немножко пожестил.
1 мая 2025 в 10:08
#