Картинки по запросу pc

Сборка компьютера для игр становится все популярнее, и это вполне понятно: текущие консоли уже отживают свой век, а ждать новых достаточно долго, около года, да и цена на старте может быть негуманной. К тому же многие консольные релизы вышли или выйдут на ПК, а по словам Антона Логвинова Sony просит разработчиков игр для консолей учитывать возможный порт на компьютеры в будущем. Ну и последним немаловажным фактором является серьезное удешевление некогда топового «железа»: если еще пару лет назад за 10 тысяч рублей вы могли взять только 4-ядерный CPU, то теперь уже 6-ядерный с 12 потоками, да и видеокарты из года в год показывают существенный прирост производительности.

Что считать современным игровым ПК?

Пожалуй, это ключевой вопрос. На мой взгляд, компьютер можно считать игровым, если вы можете запускать на нем текущие тяжелые игры в FHD с высокими настройками графики и не менее 30 fps. Почему именно такие критерии? Во-первых, FHD — самое массовое на данный момент разрешение в играх, которое, с одной стороны, дает хорошую плотность пикселей на популярных диагоналях в 21-24", а с другой — оптимальное с точки зрения нагрузки на GPU.



Почему высокий пресет графики? Обычно разница между ним и ультра видна лишь при прямом сравнении, а вот падение производительности между ними может быть достаточно существенным. К тому же, если вас не устраивают 30 fps, вы всегда можете опуститься до средних настроек графики, слегка потеряв в качестве картинки, но приобретя еще десяток-другой кадров в секунду. А вот если вы изначально метите на средние настройки с 30 fps, то снижение графики до низкого пресета очень существенно ухудшит картинку, превратив современный релиз в игру для PlayStation 3.

Конечно, стоит понимать, что данные критерии — это отправная точка в мир качественного компьютерного гейминга, и дальше расти можно почти что до бесконечности, но вот падать ниже точно не стоит.

4 ядра — мало, 10 ядер — много

Прошли те славные времена, когда на двухядерном «гиперпне» (Pentium G4560) за несколько тысяч рублей можно было спокойно играть во все современные проекты. Теперь, если посмотреть на системные требования последних релизов (например, Control и Red Dead Redemprion 2), то можно обнаружить, что требуются как минимум или достаточно современные CPU с 4 ядрами и 4 потоками, или более старые ЦП с аналогичной конфигурацией ядер и возможностью разгона:



Так что двухядерным процессорам тут делать нечего: да, игры на них запускаются, но постоянные фризы, лаги и непрогруженные текстуры не дадут вам насладиться геймплеем. У CPU с 4 ядрами ситуация лучше, но не на много: в сценах с обилием физики и NPC они будут нагружены на 100%, что опять же будет приводить к некомфортному игровому процессу и неотзывчивому управлению — даже с учетом того, что средний fps может быть достаточно высоким. 

В итоге, сейчас минимально комфортными игровыми процессорами можно считать решения с 4 ядрами и 8 потоками, или же просто с 6 ядрами. В стане Intel это относительно старые Core i7-6700 или 7700, а также бестселлер Core i5-9400F. У AMD это новый Ryzen 5 3500. 

С другой стороны, в продаже есть различные HEDT-процессоры с числом ядер больше 10, а AMD даже для пользовательских ПК выпустила решения с 12 и 16 ядрами (Ryzen 9 3900X и 3950X). Есть ли смысл брать их для игр? В общем и целом — нет: сейчас нет прироста производительности в большинстве игр при использовании более чем 16 процессорных потоков, а с учетом того, что по утечкам APU в новых консолях также будет 8-ядерным, имеет смысл оставить большее число «голов» для рабочих, а не для игровых ПК.

Памяти много бывает

Глядя на топовые ноутбуки и брендовые системные блоки невольно удивляешься — зачем в чисто игровое решение ставить 32, а то и 64 ГБ ОЗУ? С точки зрения маркетинга тут все понятно: такой объем памяти выглядит внушительно и уж точно никак не замедлит работу системы, а вот продать его можно в готовом решении зачастую в полтора-два раза дороже, чем он стоит на самом деле.

Давайте снова обратимся к системным требованиям современных игр. В подавляющем большинстве проектов требуется не менее 8 ГБ ОЗУ, а рекомендуется 16 ГБ. Более того — даже для игры на экстремальных настройках графики в 4К в тяжелом Metro Exodus требуются все те же 16 ГБ ОЗУ:

Картинки по запросу metro exodus ram usage

На деле современные ААА-проекты с ультра настройками графики занимают 5-7 ГБ ОЗУ (если видеопамяти в системе хватает). С учетом того, что чистая Windows занимает 2-2.5 ГБ, получается, что даже вместе с игрой будет использоваться от силы десяток гигабайт, так что 32, а тем более 64 ГБ памяти понадобятся еще очень и очень нескоро. Поэтому лучше ограничиться 16 ГБ «оперативки», а оставшиеся деньги потратить на более мощную видеокарту или процессор.

Забудьте про 4К и трассировку лучей

С выходом PlayStation 4 Pro начался бум на сверхвысокие разрешения, однако следовать ему не стоит. Почему? Все просто: сейчас нет видеокарты, которая позволит вам поиграть в 4К с ультра настройками графики и fps около 60 во все современные игры. Даже Nvidia RTX 2080 Ti — текущий пользовательский топ — в большом количестве тяжелых игр показывает лишь 40-50 кадров в секунду при такой зверской нагрузке.

Конечно, это в большинстве своем абсолютно «играбельный» результат, а если слегка понизить графику, то можно добиться и стабильных 60+ fps. Но тут нужно понимать две вещи: во-первых, разница в играх между 2К и 4К на диагонали в 27-30" с расстояния метра практически не видна, так что высокие настройки графики в 4K на деле вполне могут выглядеть хуже, чем ультра в 2K. Во-вторых, в том же 2K нагрузка на видеокарту более чем вдвое ниже, поэтому для достижения заветных 60 fps в большинстве игр будет достаточно и более простых видеокарт уровня 2070 Super или Radeon RX 5700 XT, а RTX 2080 Ti будет выдавать под 100 fps.

Поэтому пока что 4К — это будущее (что те же консоли отлично подтверждают, зачастую снижая разрешение в тяжелые моменты до 2К). Вполне возможно, что топовые видеокарты нового поколения от Nvidia или AMD осилят такое разрешение с максимальными настройками графики и 60 fps, но до массовости FHD ему еще очень и очень долго.



Это же касается и трассировки лучей. Текущие Nvidia RTX 2000 — это пробные решения, на которых «RTX On» роняет производительность зачастую вдвое. Очевидно, что в будущем видеокарты будут лучше предназначены для этой технологии, как и игровые движки, так что сейчас специально брать GPU от Nvidia для того, чтобы наблюдать «волшебные лучи», точно не стоит: с выходом 3000 поколения видеокарт RTX 2000 практически гарантированно превратятся в «тыкву», и в играх с трассировкой RTX 2080 Ti вполне может быть лишь на уровне условной RTX 3060.

Поэтому все видеокарты линейки RTX 2000 стоит рассматривать только как мощные GPU, отлично тянущие современные игры. И если будет стоять выбор между ними и, например, более быстрыми решениями от AMD без трассировки лучей, то лучше все же брать последние.

Суперкулеры и системы водяного охлаждения лишние в игровых компьютерах

Тут ситуация ровно как с ОЗУ: можно нередко увидеть дорогой брендовый ПК, в котором тот же 8-ядерный Core i9-9900K охлаждается трехсекционной СВО или полуторакилограммовым суперкулером. Конечно, с ними температуры в играх будут на уровне 40-60 градусов, что просто отличный результат, однако это именно та область, где можно неплохо сэкономить.
Картинки по запросу gaming pc
Почему? Все просто: игры неспособны нагрузить процессор так сильно, как различные вычислительные задачи. Поэтому в них процессор будет выделять тепла зачастую меньше его TDP, указанного на официальном сайте — а он даже для топовых CPU редко превышает 100 Вт. Конечно, это не значит, что можно ставить в пару к 6-ядерному Core i5-9600K боксовый алюминиевый кулер, но вы вполне можете сэкономить несколько тысяч рублей, взяв суперкулер проще и отказавшись от СВО. Да, температуры в играх при этом могут подняться на десяток градусов, но все еще до критичных отметок будет существенный запас, а сэкономленные деньги можно потратить на что-то более полезное.

Не забывайте про разгон оперативной памяти

Очень многие пользователи ПК не видят смысла в разгоне памяти, считая это баловством, которое принесет от силы 5% производительности. Однако на деле это совсем не так, особенно в случае с процессорами Ryzen, где частота шины, связывающей внутренние блоки процессора, напрямую зависит от частоты ОЗУ.



К примеру, в ARMA 3 разница между самой простой DDR4-2133 МГц и оптимальной DDR4-3600 МГц составляет целых 20%, что достаточно существенно. И даже если вы просто возьмете стандартные плашки на 2133 МГц и разгоните их до 3000 МГц (на что способны почти все решения), вы уже получите +15% fps, что очень приятный прирост. Причем схожий рост производительности есть во многих тяжелых играх.

При этом, разумеется, главное не увлекаться: например, между DDR4-3600 и DDR4-4000 разница всего 3.5%, а по цене более высокочастотные плашки куда дороже. Оптимальной частотой можно считать 3200-3600 МГц.

Не обращайте внимания на разогнанные версии видеокарт

Ни Nvidia, ни AMD не запрещают производителям разгонять свои GPU, и многие этим пользуются. Однако стоит понимать, что с физической точки зрения OC (разогнанная версия видеокарты) от обычной не отличается ничем, а прирост частоты зачастую составляет 1-3%. На деле это даст вам от силы 1 лишний кадр в секунду — едва ли стоит платить за это тысячу-другую рублей.

Более того — вообще смысла в разгоне современных видеокарт нет: в большинстве своем, если не лезть в дебри перепрошивки BIOS и поднятия напряжения, вы выжмете из нее еще 5-7% производительности «ползунками» в MSI Afterburner. Это зачастую даже меньше, чем даст вам разгон ОЗУ, и это вполне ожидаемо: производители GPU стали выбирать весь частотный потенциал уже на заводе.

Не стоит покупать в современный игровой ПК жесткий диск для хранения игр

Несколько лет назад, когда SSD только начинали становиться массовыми, многие брали их только для системы, оставляя для игр вместительный жесткий диск. Это было вполне оправдано, так как емкие твердотельные накопители стоили дорого, а скорость загрузки игры с HDD была вполне терпимой.



Однако в последние два года произошли две вещи: во-первых, стоимость SSD сильно упала, и сейчас можно взять решение на 500 ГБ за 3.5 тысячи рублей. А, во-вторых, игры стали ощутимо тяжелее, так что они не просто грузятся с жестких дисков по минуте, но и могут временами подфризывать, когда с HDD не успевает считаться нужная информация. Так что про формулу «128 ГБ SSD + 1 ТБ HDD» пора забыть — такая конфигурация будет некомфортна во многих ААА-проектах.

Не переплачивайте за большие материнские платы в надежде на SLI или CrossFire

Увы — на данный момент технология объединения нескольких видеокарт для совместной работы в играх скорее мертва, чем жива, так что не стоит надеяться на то, что в будущем вы можете поднять игровую производительность вдвое, просто поставив вторую видеокарту.

Картинки по запросу sli 2019 test

На деле в половине игр прироста не будет вообще и может быть даже некоторое падение производительности: вторая видеокарта будет нагружена на 0-10%. Лишь в считанных игровых проектах можно рассчитывать на прирост хотя бы в 50%, а в основном он будет около 20-30%. При этом вы, очевидно, заплатите за вторую видеокарту полную сумму, к тому же она потребует мощного блока питания. Так что игра свечей не стоит однозначно, брать две видеокарты имеет смысл лишь в том случае, если вы хотите собрать ультимативный игровой ПК и берете пару RTX 2080 Ti, а цена для вас особой роли не играет.

Видеопамяти много не бывает

Помнится, года три назад многие пользователи, чтобы сэкономить пару тысяч рублей, брали GTX 1060 с 3 ГБ видеопамяти и RX 470 с 4 ГБ вместо версий на 6 и 8 ГБ соответственно, аргументируя свой выбор тем, что на их век видеопамяти хватит. Однако, как показала практика, они ошибались: даже сейчас такие видеокарты выступают лишь немногим ниже среднего уровня, однако тот же Red Dead Redemption 2 требует на ультра настройках в FHD более 5 ГБ видеопамяти:

В итоге, если RX 470 с 8 ГБ памяти обеспечивает с такими настройками консольный fps, то вот версия с 4 ГБ памяти существенно теряет в производительности, вынуждая снижать настройки до высокого уровня (а текстуры, жадные до видеопамяти, зачастую и до среднего).

Так что минимальный уровень видеопамяти для комфортного игрового процесса на данный момент — 6 ГБ. Помните об этом, когда через месяц выйдет AMD RX 5500 в версиях с 4 и 8 ГБ памяти.

Разгон большинства современных процессоров вам также ничего не даст

Как и производители видеокарт, Intel и AMD также стали уже при производстве «выдавливать» максимально возможные частоты из своих процессоров. Как итог — разгон большинства «камней» Intel Core 9000-ой линейки и AMD Ryzen 3000-ой линейки не имеет никакого смысла. Да, в случае с тем же Core i7-9700K вы вполне можете достигнуть стабильных 5 ГГц в играх, что на деле даст вам целых лишних 400 МГц. Но на деле это прирост всего лишь 7-8%, и в играх это скажется... да никак:



Разница между 127.6 и 126.7 fps не то что на глаз не заметна — это вообще меньше погрешности. Более того, у Ryzen 3000 ручная фиксация частоты может даже снизить производительность, так как процессор самостоятельно пытается максимально увеличивать частоты в задачах, где нагружаются не все ядра, и игры к ним относятся. И усредненная частота, возможно, даст вам некоторый прирост в вычислениях, но точно не в играх.

Итоги

Как быстро летит время: еще три-четыре года назад 4-ядерные CPU были отличным решением для игр, а сейчас уже видна разница между 6- и 8-ядерными. Пять лет назад 3 ГБ видеопамяти у Nvidia GTX 780 Ti казались огромным объемом — а теперь в бюджетные видеокарты ставят уже 4. Некоторые комплектующие, такие как жесткие диски, вообще уходят с арены — они тормозят игровые ПК, да и в новых консолях их не будет. Но, с другой стороны, такой прогресс не может не радовать: ведь те же пять лет назад трассировка лучей в играх в режиме реального времени была фантастикой, а про 4К даже не заикались — а сейчас и то и то вполне себе реальность, пусть и с некоторыми оговорками. Прогресс в играх не останавливается, и это хорошо: вполне может быть, что уже через несколько лет мы получим первые фотореалистичные проекты.




iGuides в Telegram — t.me/igmedia
iGuides в Яндекс.Дзен — zen.yandex.ru/iguides.ru