Наверняка сотрудники салонов сотовой связи или магазинов электроники предлагали вам или вашим знакомым бесплатно оформить SIM-карту, на счету которой есть средства. В чём секрет такой щедрости и стоит ли принимать подарок?

Раздачей бесплатных SIM-карт занимаются все крупные российские операторы и дело вовсе не в том, что им нужны новые абоненты. Например, «Мегафон» специально закрывает торговые точки, чтобы уменьшить число подключений и, как следствие, снизить отток абонентов. По статистике оператора, примерно половина выдаваемых SIM-карт либо вообще не используется, либо используется только до того момента, пока на них есть изначально зачисленные средства.


Нет ничего плохого в том, чтобы принять такой подарок, но обычно операторы защищают зачисленные средства: их можно потратить только на связь и нельзя вывести на банковскую карту или использовать для покупок в Google Play или App Store. Однажды мне выдали в «Евросети» пару SIM-карт «Мегафона», и я так и не нашёл, куда их применить.

Операторам необходимо показывать прирост абонентской базы инвесторам. Это один из важнейших показателей стабильности, и если роста не будет, акции компании начнут дешеветь, капитализация падать, а там недалеко до потери инвестиций, недружественного поглощения или банкротства. Торговые точки ежемесячно получают план продаж SIM-карт, причём он временами увеличивается. Продавцы иногда идут на подлог: выдают человеку, купившему какой-либо товар, только товарный чек, а через кассу дополнительно проводят одну или несколько SIM-карт. Особо наглые продавцы открыто выбивают в чеке SIM-карты вместо аксессуаров. Но даже искусственно раздутая абонентская база хорошо смотрится в финансовых отчётах и вселяет в умы инвесторов мысль о правильности вложений.

Другой важный показатель для любого оператора — средняя прибыль с каждого абонента. Инвесторы хотят, чтобы она постоянно увеличивалась, но в условиях высокой конкуренции и простоты перехода от одного оператора к другому с сохранением номера, добиться этого сложно. Зато можно искусственно управлять ростом выручки: переводить абонентов на более дорогие тарифные планы с ежемесячными платежами и подключать бесплатные услуги, которые спустя какое-то время становятся платными.

Так будет продолжаться до тех пор, пока это выгодно операторам и пока акционеры ждут от операторов роста финансовых показателей. То есть, всегда.