Презентация российского шлема виртуальной реальности Fibrum

«Джонни Мнемоник» и «Газонокосильщик», «Трон», «Куб», «Триннадцатый этаж» — виртуальная реальность во всех ее проявлениях занимает умы людей еще с конца 80-х, но только теперь может стать массовым и по-настоящему доступным продуктом. С анонсом шлема Oculus Rift виртуальная реальность и английская аббревиатура VR оказались у всех на слуху. Успешный поиск финансирования футуристичного проекта на площадке Kickstarter, покупка Фэйсбуком за два миллиарда долларов, уже вторая версия шлема для разработчиков и совместный проект Galaxy VR с компанией Samsung — все это лучшее подтверждение перспективности подобных технологий. Но если в большинстве случаев мы привыкли к лидерству Запада и США на рынке высоких технологий, в вопросах виртуальной реальности России есть чем похвастаться. 9 декабря 2014 года в Москве прошла презентация VR-шлема Fibrum, разработка которого некоторые другие продукты типа мобильного шлема от компании Samsung.

Презентация российского шлема виртуальной реальности Fibrum

В начале своей речи генеральный директор Fibrum Илья Флакс рассказал, что вырос на научной фантастике конца восьмидесятых и начала девяностых, а после — много лет посвятил разработке игр. Сравнительно недавно ему пришло в голову объединить игровой опыт с юношескими мечтами о технологиях будущего. А главное — сделать полученный результат по-настоящему доступным и массовым продуктом. Так появилась компания Fibrum и одноименный шлем виртуальной реальности. В настоящий момент производитель получил десять тысяч предзаказов, внимание российской и международной прессы к этому амбициозному проекту и готовится начать поставки в первом квартале 2015 года. Что касается цены, точной информации об этом нет из-за экономической ситуации в стране, но по предварительным оценкам шлем будет стоить от трех до семи тысяч рублей. Это актуально для версии Pro, использующей смартфон в качестве экрана. Позже в продажу поступит оснащенный дисплеем шлем Ultra и максимально упрощенный Lite.

Презентация российского шлема виртуальной реальности Fibrum

На первый взгляд, можно подумать, что можно вообще обойтись без наголовника за 3-7 тысяч рублей и смастерить себе что-то подобное картонному шлему Google Cardboard. На деле это не так. Мало подвесить смартфон перед глазами и зашорить окружающий мир вокруг дисплея. Для работы требуются специальные линзы, которые смогут нивелировать разницу в расстоянии между зрачками пользователей и даже скорректировать обзор для людей с астигматизмом и далеким от идеала зрением. С этим разработчикам Fibrum удалось справиться, так что шлем получился по-настоящему универсальным, а главное — у пользователя не возникает неприятных ощущений во время использования.

Презентация российского шлема виртуальной реальности Fibrum

Если говорить о совместимости со смартфонами,  разработчики допускают использование в паре с Fibrum устройства с диагональю экрана 4-5.5 дюймов и как можно большим разрешением. Но в идеале размер экрана имеет большее значение, чем уверяют создатели шлема, поскольку с небольшим экраном картинка перед глазами чуть меньше, чем того хочется. Как следствие, идеально подойдет Galaxy Note 4, iPhone 6 Plus и подобные здоровяки. Впрочем, в будущем Fibrum научится определять размер экрана используемого смартфона и подстраивать картинку, нивелируя недостатки небольшой диагонали.

Презентация российского шлема виртуальной реальности Fibrum

Один из самых острых вопросов виртуальной реальности — это контент. В настоящий момент в App Store и Google Play есть несколько простейших демонстрационных приложений типа американский горок, качелей, виртуального кинотеатра. К началу продаж шлема их количество увеличится, а также появятся решения сторонних разработчиков. В чуть более отдаленном будущем компания Fibrum планирует создать целую платформу с магазином приложений для собственного шлема и даже конкурирующих моделей. Некоторые будут ориентированы на эффектные ощущения от погружения в виртуальную реальность и получат простейшее управление «взглядом», а точнее движениями головы, которые отслеживают датчики смартфона. Другие приложения и игры будут требовать большей вовлеченности в цифровой мир за счет поддержки джойстиков, а в будущем компания Fibrum планирует дополнить шлем специальной перчаткой.

Презентация российского шлема виртуальной реальности Fibrum

Мобильные игры с малым количеством полигонов и простенькой графикой, а также приложения с использованием дополненной реальности когда-нибудь непременно наскучат. На этот случай в рукаве компании Fibrum есть еще парочка козырей. В первую очередь шлем можно будет использовать как персональный кинотеатр, с виртуальными креслами, большим экраном и, если постараться, даже хрустящим попкорном соседом. Причем фильмы можно будет смотреть как обычные, так и 3D. Кроме того, разработчики планируют реализовать стриминг картинки с компьютера при наличии подключения к сети на скорости 5 Мб/с. и выше. В этом случае виртуальная реальность выйдет на качественно иной уровень, позволив оказаться в гуще событий самых захватывающих и зрелищных игр. Кроме персонального использования компания Fibrum рассматривает перспективы использования шлема на борту самолетов, а также в качестве публичного развлечения. Уже сейчас заключены соглашения по установке своего рода аттракционов в московских торговых центрах «Вегас» и «Европейский», где в скоро времени можно будет за небольшую плату попробовать российскую разработку в деле.

Презентация российского шлема виртуальной реальности Fibrum

Что касается впечатлений от использования, демонстрационные игры действительно слишком просты, но дух захватывают. Например, американские горки, демонстрируемые на презентации, на крутых спусках после продолжительных подъемов отлично обманывают вестибулярный аппарат — заставляют ноги предательски подкашиваться, а дыхание замирает на долю секунды. Сложно представить, каковы будут ощущения от использования Fibrum в играх с современной высокотехнологичной графикой! Шлем действительно меняет представления от мобильных развлечений, однако этот тот самый случай, когда лучше один раз увидеть. Рассказывать о виртуальной реальности занятие неблагодарное.

Презентация российского шлема виртуальной реальности Fibrum

В итоге хочется сказать о перспективах Fibrum. Когда разработчики реализуют большую часть планов и появится больше количество игр, шлемы непременно станут хитами. До тех пор его лучше считать необычным подарком для людей, увлекающихся высокими технологиями, но не устройством на каждый день. За виртуальной реальностью будущее — факт. Но это будущее наступит не в первом квартале 2015 года, как бы нам того ни хотелось.