3b27d4dd30e4aa517ba4c1467d33b21d.jpg

Про то, что процессоры можно разгонять (то есть увеличивать их тактовую частоту) знают, я думаю, большинство пользователей ПК. Но вот о том, как зарождался разгон, как он вышел на современный уровень и что его ждет дальше знают немногие — об этом и поговорим.


История разгона

Для начала посмотрим, почему же вообще возможен разгон. Тут все просто — абсолютно все процессоры, которые есть на рынке, получаются из одних и тех же кристаллов. Но, увы, это абсолютно не значит, что все процессоры смогут работать на одной частоте: из-за того, что в кремниевом кристалле вытравливаются миллионы (а сейчас уже миллиарды) транзисторов, они все в какой-то мере оказываются частично бракованными: к примеру, один кристалл запускается на 3 ГГц, другой — на 2, третий — на 4 ГГц. Во времена 80286 рынок пользовательских ПК был мал, так что Intel особо не заморачивались и частоты выставляли так, чтобы большинство полученных процессоров смогли на них работать, а все другие кристаллы, которые эту частоту не держали, списывались в утиль. И тогда же у очень хорошо знакомых с техникой людей появилась интересная мысль — ведь среди «годных» кристаллов есть те, которые указанную Intel частоту держат с трудом, а есть те, которые должны заработать и на больших частотах. Так и зародился разгон, который тогда был очень и очень трудным: CPU имел ту же частоту, с которой обменивался данными с чипсетом и памятью, так что разгонять приходилось абсолютно все. Более того — это делалось физически, заменой тактового генератора, что было под силу только единицам. Но начало было положено — джинн «халявы» вырвался из бутылки.

Начиная с 386-ых Intel задумались: а зачем нам пускать в утиль процессоры, которые не могут работать на высокой тактовой частоте? А давайте мы просто сделаем две-три линейки: в одной будут топовые процессоры с максимальными частотами, во второй — середнячки с частотами ниже, ну и «дно» с самыми низкими частотами. С учетом того, что тогда же в процессоры стал ставиться математический сопроцессор, который временами из-за брака мог не работать — появились линейки, где он был отключен (все же не всем нужно проводить расчёты на процессорах). Пользователи ПК, которых тогда становилось все больше, идею поддержали, причем поддержали так, что... у Intel быстро кончились процессоры нижних линеек: да, тогда, как и сейчас, топовые процессоры были нужны немногим. Покумекав, Intel решили: все равно стоимость «днищенских» процессоров выше себестоимости кристалла, так что можно превратить полноценный CPU в урезанный и продать так — все равно они прибыль получат, а так топовый CPU мог еще долго лежать мертвым грузом на полках. 

Тут же встал вопрос — а как сделать так, чтобы материнская плата понимала, какой в нее установлен процессор? Да очень просто — были сделаны специальные ножки, которые позволяли плате определять процессор. И тут, разумеется, оверклокеры смекнули — а что если мы у младшего процессора замкнем ноги так, чтобы материнская плата стала его считать старшим? Попробовали — и это, разумеется, получилось для кристаллов, «насильно» превращенных в более слабые. Но при этом такой разгон массовым не стал — нужно было, во-первых, дружить с паяльником, и, во-вторых, нужно было иметь изначально «небракованный» процессор, так что разгон опять же был уделом немногих.

486_Prozessoren_von_AMD_Cyrix_IBM_Intel_ST_Texas_Instruments.jpg


Начиная с 486-ых и Pentium Intel поняли, что наращивать частоту шины дальше некуда, и стали наращивать множитель процессора — сначала до двух, потом до 3. Разумеется, это опять же контролировалось аппаратно, джемперами, что позволяло, например, превратить 150 МГц процессор (50 МГц х 3) в 200 МГц (50 МГц х 4). Опять же — для этого нужно было дружить со схемотехникой, так что оверклокеров было мало, и Intel внимание на них не обращала и никак им не мешала.

Ситуация серьезно поменялась с развитием Pentium, когда после решений на 50-90 МГц стали выходить на 120-166. То, что Вася Пупкин купит Pentium 90 и самостоятельно его разгонит до 166, конечно, Intel не особо нравилось, но в принципе и так хорошо, что он купил хотя бы Pentium 90. Но вот когда множество мелких продавцов стали массово скупать чипы на 90 МГц, перемаркировывать и продавать их как 166 МГц, кладя разницу в цене себе в карман — это уже стало больно бить по кошельку Intel, и те впервые стали бороться с оверклокерами, причем очень простым способом — отныне коэффициент процессора был намертво ограничен: снизить его можно, увеличить — нет.

Увы — и тут оверклокеры нашли лазейку. Суть в том, что в конце 90ых стали появляться платы с частотой тактового генератора в 100 МГц, но при этом в продаже еще было много плат с 66 МГц. На первых Pentium 3 имел множитель в 3.5, на вторых — 5.5. И как вы уже догадались, оверклокеры нашли выход — они заставляли процессор думать, что он работает на плате с 66 МГц, когда на деле он работал на 100 МГц, что приводило к росту частоту с 350 МГц (100 х 3.5) до 550 МГц (100 х 5.5). Intel переборола и это — с выходом Pentium 4 частота FSB (шины) жестко задана на 100 МГц, множитель тоже ограничен — в общем, казалось бы, конец разгону?

Современный разгон

А вот и нет: в начале 2000ых была жесткая конкуренция между AMD и Intel, и обе компании решили сыграть на оверклокерах под лозунгом «не можешь остановить движение — возглавь его». Так появилась линейка Black Edition у «красных» и Extreme Edition у «синих» — в них попадали лучшие кристаллы, у которых теперь был разблокирован множитель, то есть гони — не хочу. Причем обе компании тогда не требовали специальных чипсетов и прочих ухищрений: купил «экстремальный» процессор — поставил в материнскую плату — поднял множитель — получил увеличение производительности. Разумеется, такие процессоры стоили крайне дорого — 999 долларов, но и предназначались они для узкого круга гиков. Обычным же людям вполне хватало неразогнанных Pentium 4, а с выходом Core 2 Duo про разгон забыли многие, ибо этих процессоров даже сейчас хватает для нужд обычных пользователей. 
19-117-030-01.jpg
Однако все же случались ситуации, когда можно было получить гораздо лучший процессор по небольшой цене, причем у обеих компаний: у AMD была проблема с Athlon 64 x2 (хотя скорее не проблема, а счастье) — его покупали настолько массово, что было решено часть Phenom специально превратить в Athlon обычным программным отключением ядер. Более того — AMD даже маркировку сменили, то есть узнать «краплёный» процессор было вообще нетрудно. Ну и разумеется появились BIOS, на которых такие Athlon можно было превратить обратно в Phenom, то есть по цене 2ядерника получить 4ядерный процессор, да и еще с L3 кэшем! Разумеется, такие процессоры быстро стали дефицитными, а цена на них подскочила почти до цены Phenom. Но те, кто успел его купить по старой низкой цене, еще несколько лет могли наслаждаться работой за быстрым «камнем».

У Intel похожая проблема случилась совсем недавно, со Skylake: по умолчанию разгон обычных процессоров в этом поколении запрещен, но из-за ошибки в микрокоде процессоры без буквы K можно было разгонять с помощью увеличения частоты FSB, что даже сделало младший i5-6400 дефицитным на какое-то время: шутка ли, его можно было разогнать с 3.1 до 4-4.5 ГГц, получив производительность уровня i5-6600K на 30% дешевле. Увы — при таком разгоне отключались AVX-инструкции, но с учетом того, что в играх они не нужны, да и в большинстве программ тоже — такой разгон имел смысл.

Но давайте все же обратимся к современному разгону. Увы — ситуация с ним не очень хорошая: у Intel в Kaby Lake можно разогнать только процессоры с индексом K, более того — для этого требуются материнские платы с Z-чипсетом (отличия от топовых H и B в основном только в разгоне). Более того — частоты у K-процессоров и так задраны, так что разгон получается от силы на 10%, причем еще одним ограничителем является плохой термоинтерфейс под крышкой. В итоге в случае с Intel разгон особого смысла уже не имеет: зачем заморачиваться с охлаждением и материнской платой, чтобы выжать из i7-7700K лишние 400 МГц, что даст 10% рост, если можно купить его же с простым кулером и материнской платой, и сэкономить существенно больше, чем 10%? Разгон i3 вообще выглядит дико — трудно представить задачу, где нужен 2ядерный 5 ГГц процессор. С i5 тоже не все хорошо — да, топовый представитель этой линейки с индексом K разгоняется до уровня i7 без K, но если посчитать — последний с более простым охлаждением и материнской платой выходит так-то дешевле.

У AMD с разгоном традиционно лучше — разгонять можно любые процессоры и почти на всех чипсетах (кроме уж самого простого). Но и тут ситуация не очень хороша: да, можно взять младший 8ядерный 7 1700 и разогнать его до уровня 7 1800X — скорее всего у вас это получится. Вот только для последнего отбирают лучшие кристаллы, чтобы тепловыделение не превышало 95 Вт. А вот 1700 ест 65 Вт только на своих родных частотах, и при разгоне до 3.8-4 ГГц напряжение приходится повышать настолько, что тепловыделение зачастую и 200 Вт превышает, так что через полгода-год работы такого процессора по чекам за электричество окажется, что выгоднее было брать все же 7 1800X.

AMD-Ryzen-7_7.png

Гораздо интереснее смотрятся 4ядерные Ryzen — для игр их вполне хватает, и стоят они как i3, но предлагают больше ядер. С учетом разгона они вполне могут потягаться с топовыми i5 при, местами, вдвое более низкой цене — казалось бы, здорово. Но вот только 5 октября Intel должны представить новые процессоры, где i3 будет иметь уже 4 ядра и 8 потоков (то есть уровень текущих i7). С учетом того, что стоить они будет почти также, сколько и текущие i3, и частоты у них будут выше, чем у 4ядерных Ryzen (которые к тому же не имеют многопоточности) — последние даже в разгоне вряд ли потягаются с новыми i3. 

Что же мы видим в итоге? У Intel разгоном занимается лишь небольшая прослойка людей, которым важны скорее цифры в бенчмарках, чем в чеке, и которые согласны платить за разгонное железо очень и очень много. AMD вообще не препятствует разгону, но вот по технологичности тягаться с Intel увы — получается не очень хорошо, так что их «доброта» к оверклокерам нивелируется отсутствием смысла покупать большинство их процессоров. 

Будущее разгона

Вот тут все очень плохо — множество людей пересело на ноутбуки, где о разгоне предпочитают не заикаться — лишь бы СО неразогнанный процессор вытянула. В десктопах разгон — удовольствие дорогое и не особо нужное, ибо такого прироста производительности, как раньше, да и еще с существенной экономией, больше нет. Так что мы медленно приходим к тому, с чего разгон начинался — им будут заниматься 2.5 богатых гика, а обычные люди вообще про него забудут. Плохо это или хорошо — покажет время, но лично мне грустно, что такая хорошая эпоха народного разгона подходит к концу.