2

Разгон — прошлое, настоящее и будущее

Егор

3b27d4dd30e4aa517ba4c1467d33b21d.jpg

Про то, что процессоры можно разгонять (то есть увеличивать их тактовую частоту) знают, я думаю, большинство пользователей ПК. Но вот о том, как зарождался разгон, как он вышел на современный уровень и что его ждет дальше знают немногие — об этом и поговорим.


История разгона

Для начала посмотрим, почему же вообще возможен разгон. Тут все просто — абсолютно все процессоры, которые есть на рынке, получаются из одних и тех же кристаллов. Но, увы, это абсолютно не значит, что все процессоры смогут работать на одной частоте: из-за того, что в кремниевом кристалле вытравливаются миллионы (а сейчас уже миллиарды) транзисторов, они все в какой-то мере оказываются частично бракованными: к примеру, один кристалл запускается на 3 ГГц, другой — на 2, третий — на 4 ГГц. Во времена 80286 рынок пользовательских ПК был мал, так что Intel особо не заморачивались и частоты выставляли так, чтобы большинство полученных процессоров смогли на них работать, а все другие кристаллы, которые эту частоту не держали, списывались в утиль. И тогда же у очень хорошо знакомых с техникой людей появилась интересная мысль — ведь среди «годных» кристаллов есть те, которые указанную Intel частоту держат с трудом, а есть те, которые должны заработать и на больших частотах. Так и зародился разгон, который тогда был очень и очень трудным: CPU имел ту же частоту, с которой обменивался данными с чипсетом и памятью, так что разгонять приходилось абсолютно все. Более того — это делалось физически, заменой тактового генератора, что было под силу только единицам. Но начало было положено — джинн «халявы» вырвался из бутылки.

Начиная с 386-ых Intel задумались: а зачем нам пускать в утиль процессоры, которые не могут работать на высокой тактовой частоте? А давайте мы просто сделаем две-три линейки: в одной будут топовые процессоры с максимальными частотами, во второй — середнячки с частотами ниже, ну и «дно» с самыми низкими частотами. С учетом того, что тогда же в процессоры стал ставиться математический сопроцессор, который временами из-за брака мог не работать — появились линейки, где он был отключен (все же не всем нужно проводить расчёты на процессорах). Пользователи ПК, которых тогда становилось все больше, идею поддержали, причем поддержали так, что... у Intel быстро кончились процессоры нижних линеек: да, тогда, как и сейчас, топовые процессоры были нужны немногим. Покумекав, Intel решили: все равно стоимость «днищенских» процессоров выше себестоимости кристалла, так что можно превратить полноценный CPU в урезанный и продать так — все равно они прибыль получат, а так топовый CPU мог еще долго лежать мертвым грузом на полках. 

Тут же встал вопрос — а как сделать так, чтобы материнская плата понимала, какой в нее установлен процессор? Да очень просто — были сделаны специальные ножки, которые позволяли плате определять процессор. И тут, разумеется, оверклокеры смекнули — а что если мы у младшего процессора замкнем ноги так, чтобы материнская плата стала его считать старшим? Попробовали — и это, разумеется, получилось для кристаллов, «насильно» превращенных в более слабые. Но при этом такой разгон массовым не стал — нужно было, во-первых, дружить с паяльником, и, во-вторых, нужно было иметь изначально «небракованный» процессор, так что разгон опять же был уделом немногих.

486_Prozessoren_von_AMD_Cyrix_IBM_Intel_ST_Texas_Instruments.jpg


Начиная с 486-ых и Pentium Intel поняли, что наращивать частоту шины дальше некуда, и стали наращивать множитель процессора — сначала до двух, потом до 3. Разумеется, это опять же контролировалось аппаратно, джемперами, что позволяло, например, превратить 150 МГц процессор (50 МГц х 3) в 200 МГц (50 МГц х 4). Опять же — для этого нужно было дружить со схемотехникой, так что оверклокеров было мало, и Intel внимание на них не обращала и никак им не мешала.

Ситуация серьезно поменялась с развитием Pentium, когда после решений на 50-90 МГц стали выходить на 120-166. То, что Вася Пупкин купит Pentium 90 и самостоятельно его разгонит до 166, конечно, Intel не особо нравилось, но в принципе и так хорошо, что он купил хотя бы Pentium 90. Но вот когда множество мелких продавцов стали массово скупать чипы на 90 МГц, перемаркировывать и продавать их как 166 МГц, кладя разницу в цене себе в карман — это уже стало больно бить по кошельку Intel, и те впервые стали бороться с оверклокерами, причем очень простым способом — отныне коэффициент процессора был намертво ограничен: снизить его можно, увеличить — нет.

Увы — и тут оверклокеры нашли лазейку. Суть в том, что в конце 90ых стали появляться платы с частотой тактового генератора в 100 МГц, но при этом в продаже еще было много плат с 66 МГц. На первых Pentium 3 имел множитель в 3.5, на вторых — 5.5. И как вы уже догадались, оверклокеры нашли выход — они заставляли процессор думать, что он работает на плате с 66 МГц, когда на деле он работал на 100 МГц, что приводило к росту частоту с 350 МГц (100 х 3.5) до 550 МГц (100 х 5.5). Intel переборола и это — с выходом Pentium 4 частота FSB (шины) жестко задана на 100 МГц, множитель тоже ограничен — в общем, казалось бы, конец разгону?

Современный разгон

А вот и нет: в начале 2000ых была жесткая конкуренция между AMD и Intel, и обе компании решили сыграть на оверклокерах под лозунгом «не можешь остановить движение — возглавь его». Так появилась линейка Black Edition у «красных» и Extreme Edition у «синих» — в них попадали лучшие кристаллы, у которых теперь был разблокирован множитель, то есть гони — не хочу. Причем обе компании тогда не требовали специальных чипсетов и прочих ухищрений: купил «экстремальный» процессор — поставил в материнскую плату — поднял множитель — получил увеличение производительности. Разумеется, такие процессоры стоили крайне дорого — 999 долларов, но и предназначались они для узкого круга гиков. Обычным же людям вполне хватало неразогнанных Pentium 4, а с выходом Core 2 Duo про разгон забыли многие, ибо этих процессоров даже сейчас хватает для нужд обычных пользователей. 
19-117-030-01.jpg
Однако все же случались ситуации, когда можно было получить гораздо лучший процессор по небольшой цене, причем у обеих компаний: у AMD была проблема с Athlon 64 x2 (хотя скорее не проблема, а счастье) — его покупали настолько массово, что было решено часть Phenom специально превратить в Athlon обычным программным отключением ядер. Более того — AMD даже маркировку сменили, то есть узнать «краплёный» процессор было вообще нетрудно. Ну и разумеется появились BIOS, на которых такие Athlon можно было превратить обратно в Phenom, то есть по цене 2ядерника получить 4ядерный процессор, да и еще с L3 кэшем! Разумеется, такие процессоры быстро стали дефицитными, а цена на них подскочила почти до цены Phenom. Но те, кто успел его купить по старой низкой цене, еще несколько лет могли наслаждаться работой за быстрым «камнем».

У Intel похожая проблема случилась совсем недавно, со Skylake: по умолчанию разгон обычных процессоров в этом поколении запрещен, но из-за ошибки в микрокоде процессоры без буквы K можно было разгонять с помощью увеличения частоты FSB, что даже сделало младший i5-6400 дефицитным на какое-то время: шутка ли, его можно было разогнать с 3.1 до 4-4.5 ГГц, получив производительность уровня i5-6600K на 30% дешевле. Увы — при таком разгоне отключались AVX-инструкции, но с учетом того, что в играх они не нужны, да и в большинстве программ тоже — такой разгон имел смысл.

Но давайте все же обратимся к современному разгону. Увы — ситуация с ним не очень хорошая: у Intel в Kaby Lake можно разогнать только процессоры с индексом K, более того — для этого требуются материнские платы с Z-чипсетом (отличия от топовых H и B в основном только в разгоне). Более того — частоты у K-процессоров и так задраны, так что разгон получается от силы на 10%, причем еще одним ограничителем является плохой термоинтерфейс под крышкой. В итоге в случае с Intel разгон особого смысла уже не имеет: зачем заморачиваться с охлаждением и материнской платой, чтобы выжать из i7-7700K лишние 400 МГц, что даст 10% рост, если можно купить его же с простым кулером и материнской платой, и сэкономить существенно больше, чем 10%? Разгон i3 вообще выглядит дико — трудно представить задачу, где нужен 2ядерный 5 ГГц процессор. С i5 тоже не все хорошо — да, топовый представитель этой линейки с индексом K разгоняется до уровня i7 без K, но если посчитать — последний с более простым охлаждением и материнской платой выходит так-то дешевле.

У AMD с разгоном традиционно лучше — разгонять можно любые процессоры и почти на всех чипсетах (кроме уж самого простого). Но и тут ситуация не очень хороша: да, можно взять младший 8ядерный 7 1700 и разогнать его до уровня 7 1800X — скорее всего у вас это получится. Вот только для последнего отбирают лучшие кристаллы, чтобы тепловыделение не превышало 95 Вт. А вот 1700 ест 65 Вт только на своих родных частотах, и при разгоне до 3.8-4 ГГц напряжение приходится повышать настолько, что тепловыделение зачастую и 200 Вт превышает, так что через полгода-год работы такого процессора по чекам за электричество окажется, что выгоднее было брать все же 7 1800X.

AMD-Ryzen-7_7.png

Гораздо интереснее смотрятся 4ядерные Ryzen — для игр их вполне хватает, и стоят они как i3, но предлагают больше ядер. С учетом разгона они вполне могут потягаться с топовыми i5 при, местами, вдвое более низкой цене — казалось бы, здорово. Но вот только 5 октября Intel должны представить новые процессоры, где i3 будет иметь уже 4 ядра и 8 потоков (то есть уровень текущих i7). С учетом того, что стоить они будет почти также, сколько и текущие i3, и частоты у них будут выше, чем у 4ядерных Ryzen (которые к тому же не имеют многопоточности) — последние даже в разгоне вряд ли потягаются с новыми i3. 

Что же мы видим в итоге? У Intel разгоном занимается лишь небольшая прослойка людей, которым важны скорее цифры в бенчмарках, чем в чеке, и которые согласны платить за разгонное железо очень и очень много. AMD вообще не препятствует разгону, но вот по технологичности тягаться с Intel увы — получается не очень хорошо, так что их «доброта» к оверклокерам нивелируется отсутствием смысла покупать большинство их процессоров. 

Будущее разгона

Вот тут все очень плохо — множество людей пересело на ноутбуки, где о разгоне предпочитают не заикаться — лишь бы СО неразогнанный процессор вытянула. В десктопах разгон — удовольствие дорогое и не особо нужное, ибо такого прироста производительности, как раньше, да и еще с существенной экономией, больше нет. Так что мы медленно приходим к тому, с чего разгон начинался — им будут заниматься 2.5 богатых гика, а обычные люди вообще про него забудут. Плохо это или хорошо — покажет время, но лично мне грустно, что такая хорошая эпоха народного разгона подходит к концу.

17

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

Barbie
+165
Единственный толковый редактор
15 сентября 2017 в 15:45
#
Cowboy
+285
интересная статья, спасибо Егор.
15 сентября 2017 в 17:13
#
+15
Rik
Разделяю мнение выше написавших. Статья интересная и написана профессионально. Егор молодец!!!
15 сентября 2017 в 19:34
#
+59
Когда-то разгонял свой Olivetti: Intel 80286 с 8МГц до 14МГц (пришлось менять кварц и ещё по мелочи), чтобы запустить Windows 3.1 (на 1Мб ОЗУ, HDD ещё был MFM Kalok [тот который потом в Samsung превратился]) — на спор, завелась, но очччеееннньь ммммееедддлллеееннноооо... ;)
Потом, через много лет была попытка номер 2: AMD Barton — сгорел, ядро аж насквозь прогорело и вывалилось :)
Больше попыток не делал — слишком дорогие были тогда процессоры (или я тогда так мало зарабатывал?)
16 сентября 2017 в 03:36
#
+59
Самое интересное, что для 80286 соорудил жидкостную СО — взял старый радиатор и помпу от какой-то иномарки, сейчас не помню, вроде от Ситроена (тогда работы не было, приходилось "гонять" иномарки из Европы, поэтому запчастей было не мерено). В то время про "водянку" никто и не знал (сам придумал), а сейчас её везде купить можно, вот такой курьёз.
16 сентября 2017 в 03:49
#
+9
r5 1600 гонится до 3800 без особых проблем и со стоковым куллером, при заморочках с охлаждением наверное возможно взять и 4000, становясь в игрушках как топовый i7, а как рабочая станция переплевывая и его, при этом сохраняя цену i5. На данный момент думаю даже без разгона процы амд смотрятся привлекательней.
17 сентября 2017 в 00:06
#
Егор Морозов
+1764
Увы — обзоры показывают, что 5 1600 может нагрузить на 100% только 1070, ну с разгоном будет 1080. А вот i7-7700K полностью 1080 ти нагружает, так что райзен не для игр. Для работы подходит идеально, ибо давит ядрами, но для игр 4 быстрых ядра все же лучше, чем 6 медленных, да и еще склеянных как 3+3.
17 сентября 2017 в 00:24
#
+9
перед сборкой облазил весь ютуб с тестами 1060/70/80 на базе r5 1600, все отлично нагружается
17 сентября 2017 в 09:24
#
Егор Морозов
+1764
htt p:// ww w.youtub e.com/embed/Zv-XsrqyXCU — не сказал бы, ибо местами на 1080 нагрузка ниже 50%. И это не проблема игр, потому что с интеловскими процами все ок.
17 сентября 2017 в 09:27
#
+9
Такие вещи это всегда проблема оптимизации игр под железо.
17 сентября 2017 в 09:45
#
+9
В итоге насчитал 3 игры с проблемами с нагрузкой карты — no man's sky (или что это это было под водой) и x-com имели проблемы с адаптацией и как я понял вторая не до конца от них избавилась, а третью не узнал.
В целом независимо от того пробелма это с адаптацией или еще с чем это в минус райзену (если такого же нет на интеле) но учитывая остальные его приемущества лично для меня выбор был очевиден.
17 сентября 2017 в 09:59
#
Егор Морозов
+1764
Subnautica — на видюху нагрузка 40%, rust — 30%, arma 3 — 40%, quake — местами до 70 падает, deus ex — тихий ужас, фризы и падение нагрузки до 15%, и даже в gta 5 с отличной казалось бы оптимизацией нагрузка всего-то 40%! Мафия 80%, ларка 85%, dishonored 2 70%, в tom clancy и первой батле просадки до 75% нагрузки, watch dogs 2 — 65%. То есть проблемы с недозагрузкой есть в почти всех играх, так что проблема не в оптимизации игры под проц (та же gta 5 быстро обновляется под новое железо, а тут уже полгода прошло), а в корявости самого проца: там по сути 3 ядра + 3 ядра, и соединены они медленной шиной, которая портит все. Так что увы — но даже почти топовый райзен для игр не подходит, для работы, если нагрузка параллелится — подойдет хорошо.
17 сентября 2017 в 10:12
#
+9
Странно, в той же гта и вотчдогс у меня стабильный фпс выше 100
20 сентября 2017 в 21:06
#
Егор Морозов
+1764
В вачдогс 100? На какой видеокарте и настройках?
21 сентября 2017 в 10:40
#
Егор Морозов
+1764
Хорошо видно, что райзен или на уровне i7-7700k, или хуже, местами и на 20%. Насчет 6ядерного i7-7800K — лучше бы с i7-8700K сравнили. Зачем нагружать видюху на 100%? Затем, что если проц не способен это сделать, то нет смысла брать к примеру 1080: она с нагрузкой в 70% будет показывать тот же фпс, как и 1070 с 100%, то есть можно сэкономить.
21 сентября 2017 в 10:42
#
+9
Она уровне i7-7700k, при цене на 30% ниже. Не поленился скачал msi afterburner, gta 5 95-98%, тоже самое в ассасинах: 4, юнити, роуг, синдикат, ведьмаке, вартардере, дэусикс, вов, овервотч, дьябла3, хотс.
21 сентября 2017 в 13:50
#
+9
*95-100%
21 сентября 2017 в 13:52
#
Егор Морозов
+1764
Скажите полные характеристики компа с частотами проца и озу.
21 сентября 2017 в 14:28
#
+9
MSI B350 GAMING PLUS
R5 1600 (разогнал до 3,7 ггц на стоковом куллере без изменений в напряжении)
GTX1080 (GV-N1080WF3OC-8GD)
2x8Gb DDR4 3200MHz (CMK16GX4M2B3200C16) (работает на 2933)
120Gb SSD Corsair Force MP500 (CSSD-F120GBMP500) для системы
и старенький WD green на 1 тб на котором лежат игры
21 сентября 2017 в 15:40
#
Егор Морозов
+1764
Вы разогнали и проц, и, что самое главное для райзенов — ОЗУ. Так что да, теперь 5 1600 достиг уровня i7-7700 (без K).
21 сентября 2017 в 19:58
#
+9
Ну как бы память сейчас всю надо гнать в биосе, чтобы она выдавала частоту как в описании. А проц я по сути не разогнал, он работает постоянно на частоте чуть большей чем бустовая.
21 сентября 2017 в 21:03
#
Егор Морозов
+1764
Для интелов в принципе можно не гнать, прирост от двухканальной озу с 2400 до 3200 дает от силы прирост 5%, а у райзенов бывает и больше 20 из-за шины, соединяющей процессорные чипы.
21 сентября 2017 в 21:15
#
+9
Ну это не разгон, но память с максимальной допустимой частотой в 2400 будет дешевле чем в 3200, долларов на 10, но дешевле
21 сентября 2017 в 21:26
#
Егор Морозов
+1764
Ну вообще-то разгон: дефолтная частота плашек 2400). Да и разница в цене достаточно ощутимая: 8900 за самый дешевый кит на 2х8 гб 2400 и 10900 на 3200 — это порядка 30 долларов. Хотя еще нужно поисать ту материнку на райзене, на которой 3200 заработает...
21 сентября 2017 в 22:04
#
+9
На регарде разница 600 рублей...
А вот с материнкой как раз беда, пришлось выбирать из того подо что есть оперативка на рынке и то не "завелась", надо ждать обновления биоса. Хотя на gaming pro у типа на ютубе на 3200 така же ОЗУ работает...
22 сентября 2017 в 07:04
#
Егор Морозов
+1764
Самый дешевый кит на 2400 — http://www.regard.ru/catalog/tovar204903.htm , самый дешевый на 3200 — http://www.regard.ru/catalog/tovar204366.htm . 2к разница, как и писал.
Насчет обновы агисы — их уже 6 штук вышло за полгода, а воз и ныне там. Дошло до того, что производители плюнули и стали выпускать отдельные плашки for amd.
22 сентября 2017 в 09:45
#
+9
с утра криво посмотрел — видимо ддр3 ткнул(: еще удивился что слишком дешево там получалось
22 сентября 2017 в 17:18
#
+10
i3 не будет 8поточным. Это убьет i5 у которого будет 6ядер 6 потоков. Скорее всего i3 будет просто 4ядерным.
17 сентября 2017 в 07:41
#
Егор Морозов
+1764
В инете уже давно есть тесты, будет 4 ядра и 8 потоков.
17 сентября 2017 в 09:28
#
Егор Морозов
+1764
Ну, может ты и прав. 5 октября узнаем. Все равно на то, что я писал, это не повлияет и ryzen 3 выгодными не сделает, ибо по частотам они ниже i3.
17 сентября 2017 в 09:53
#