За последнее десятилетие мир начал активно пользоваться китайскими продуктами, но не только осязаемыми — смартфонами, автомобилями и бытовыми товарами. Онлайн-платформы от китайских разработчиков внушительными оборотами набирают пользователей из самых разных стран. Наиболее яркий пример — TikTok.
Откуда взялся RedNote
Ситуация с TikTok в США сейчас чем-то напоминает YouTube в России: пока работает, но вся страна в перманентном ожидании бана. Блогеры, разумеется, ищут варианты подстелить соломку, ведь это их основной заработок, а YouTUbe Shorts еще очень далеко до TikTok в плане охватов и других областях.И тут на горизонте появилась новая соцсеть. Которая, впрочем, совсем и не новая — запущена в 2013 году как торговая платформа под оригинальным названием Xiaohongshu, а лишь в начале 2025-го всплыла в поле зрения американцев.
За пару дней на RedNote пришло более 700 тысяч пользователей из США, и неудивительно: на фоне постоянной угрозы блокировки TikTok приложение выглядит глотком свежего воздуха, и некоторые тиктокеры даже рассматривают его как новое место работы. В американском App Store утилита взлетела на первое место.
Что такое RedNote

Название RedNote, как и Xiaohongshu, переводится как «маленькая красная книга», и CNN видит в этом отсылку к некоему коммунистическому цитатнику Мао Цзэдуна. То есть, вайбы очень даже внутрикитайские, никакой ориентированности на американский рынок не наблюдается.
И всё же среди новой аудитории RedNote оказалось довольно много блогеров с TikTok, которые пришли туда как раз из-за постоянной угрозы блокировки последнего. В целом TikTok сейчас использует примерно 150 млн американцев, так что масштабы миграции пока невелики; однако тема вполне может взлететь и аудитория «красного цитатника» распухнет на глазах.
RedNote является социальным приложением и довольно популярен в самом Китае. Там можно найти фотографии, видео и текстовый контент; то есть это не прямой аналог TikTok. Новоприбывшие тоже начали публиковать свои видеоролики, и нередко обращают их к китайцам — иероглифы явно переведены с английского через онлайн-сервисы. Блогеры из Штатов приветствуют китайских жителей и дают посыл вроде «мы не враги» и «американцы с китайцами могут быть друзьями».
Похоже, старая аудитория RedNote отнеслась к перебежчикам из TikTok вполне дружелюбно: одни спешат рассказать, как и что здесь устроено, а другие рисуют беззубые мемы с реинкарнацией вооруженного американца в доброго пользователя RedNote. Некоторые пишут, что сейчас самое время окунуться в китайскую культуру.
Качаем RedNote в России
Всё это здорово, но мы ведь живем не в США. Однако приложение доступно и в российском App Store; угадайте, какое место оно занимает сейчас в разделе «Социальные сети»?
Я был удивлен: вторая строчка, уступает лишь VK Мессенджеру. Сама соцсеть ВК, а также два грааля рунета — WhatsApp и Telegram — тоже разместились ниже китайского приложения. Последний отзыв к нему умоляет перевести интерфейс на русский язык. Качаем и смотрим, что там интересного.

На старте соглашаемся с тем, что ваши ФИО, номер паспорта и деньги с банковских карт будут утекать в Китай (шутка). Регистрация обязательна, это можно сделать по номеру телефона (код +7 в списке есть), либо же по кнопке «Войти с Apple». Далее три простых шага — пол, возраст и интересы. Которые подписаны на китайском… угадываем по картинкам и поехали.

Лента крайне забавна: контент подписан на китайском либо английском языках, при этом на первой же странице мне попался пост про «Госуслуги» с китайскими субтитрами. Похоже, это гайд по оформлению российской SIM-карты для иностранцев. Автор — китаянка, которая, судя по постам, либо живет, либо часто бывает в РФ. Неистово подписываемся.


Подборка постов — это бесконечный фан и дикая смесь из крутых тачек на улицах Пекина, миниатюрных китаянок с автоматами или флагами, котов с подгоревшей жопкой и шведских девчонок с фотками из (внезапно) Швеции. Есть посты из Дубая, фотки Трампа, сравнения iPhone и Galaxy, техасские конные наездники, и даже русские парни и девушки, говорящие на китайском. А вот китаец, который предлагает задавать любые вопросы:


Еще нашел вот такой пост и диалог под ним. Неужели китайские пользователи до сих пор не познали дзен чтения чужих чатов?

Есть тут поздравления от МЧС с переводом на разные языки (зачем?). Ну и куда же без девочек-онлифанщиц и реакций на падения из тиктока и шортсов:


В целом ощущения от соцсети крайне любопытные. Мы уже отвыкли, что картинки в ленте могут быть неподвижными, а здесь большинство постов — это всё же текст с фотографиями. Люди пишут на китайском, так что прочесть сможете разве что на картинках, мемах или субтитры в роликах.
Вкладка с бесконечными короткими видео, разумеется, тоже есть, так что любители подеградировать не будут разочарованы (вторая иконка слева в нижней панели).
Выводы

Несмотря на англо-китайский интерфейс и большую долю контента с иероглифами скачать RedNote всё же есть смысл — хотя бы ради новых ощущений и того, чтобы ненадолго отойти от привычных паттернов TikTok и YouTube.
Надолго ли такое увлечение — никто не знает. Но если разработчики прислушаются к комментам и добавят русский язык, то у приложения есть шансы подцепить любознательную российскую аудиторию 13-17 лет.