Google

Российские власти намерены в несколько раз увеличить размеры штрафов для технологических компаний, в том числе тех, что владеют поисковыми системами, мессенджерами и новостными агрегаторами. Об этом изданию Reuters рассказали три источника из российской и иностранной интернет-компаний, а также источник в отраслевой ассоциации.

В Кодекс об административных правонарушениях планируется внести изменения, которые позволят облагать российские и иностранные компании штрафом в размере 1 процента от их годовой выручки в России за неоднократное неисполнение положений закона об информации. Размер штрафа составит не менее 1,5 миллиона рублей, даже если компания ничего не зарабатывает в России или убыточна. В настоящее время действующие нормы позволяют оштрафовать Google, Яндекс и другую поисковую систему за отказ удалять из выдачи запрещённые в России сайты не более чем на 700 тысяч рублей, а новые нормы меняют сумму штрафа до 1 процента выручки компании в России (для Google это 450 миллионов рублей). Если нарушений несколько, штраф может взиматься неоднократно.

Если поправки будут приняты, под угрозой крупных штрафов окажутся любые компании, которые владеют интернет-сервисами, хранят персональные данные пользователей и распространяются какой-либо контент. Они также могут затронуть сотовых операторов, интернет-магазины и онлайн-кинотеатры.

Эти штрафы должны стать альтернативой блокировкам, так как компании в последнее время не воспринимают всерьёз угрозы заблокировать их сервисы за нарушения законодательства. При этом российские власти оставят нормы, позволяющие блокировать ресурсы. По словам источника Reuters в отраслевой ассоциации, новые нормы будут эффективны лишь при том условии, если за нарушения будут штрафовать не только иностранные компании, но и российские, и в этом случае блокировка не потребуется:

Замена блокировок штрафами может рассматриваться, но при обязательном равенстве штрафуемых, то есть российских и иностранных компаний, при адекватной системе штрафов и именно при замене блокировок штрафами, а не при сохранении и того, и другого.

Источник Reuters в иностранной интернет-компании считает, что инициатива штрафовать иностранные компании, ориентируясь на их выручку в России, бессмысленна:

У многих иностранных компаний нет юридического лица в России, а у других есть лишь представительство, которое выполняет лишь маркетинговые функции, и потому выручка у него минимальна. Сколько компания реально зарабатывает в России, знает лишь она сама.
В случае принятия этих норм интернет-компаниям будет намного сложнее противостоять цензуре в России. Сейчас Роскомнадзор не может заблокировать Google, Facebook, Twitter, YouTube и любой другой сопоставимый по популярности сервис, поскольку это вызовет огромное негодование в обществе. Рычагов давления на такие сервисы у российских властей фактически нет, из-за чего они демонстративно не идут на диалог. Штрафы вынудят компании задуматься, что им выгоднее: пойти на уступки и продолжить зарабатывать в России или сопротивляться дальше и нести убытки.



iGuides в Telegram — t.me/iguides_ru
iGuides в Яндекс.Дзен — zen.yandex.ru/iguides.ru
Дарим подарки за лучшие статьи в блогах