В России вступает в силу новый закон об обязательном сборе с интернет-рекламы. Документ уже подписан президентом и предусматривает ответственность за неисполнение, однако есть много неясностей в этом нововведении. Что известно на текущий момент?
В чем суть?
С 1 апреля 2025 года на каждого распространителя рекламы в интернете ложится новая обязанность — уплата сбора от интернет-рекламы. Его размер составляет 3% от стоимости размещения. Эти деньги платятся в федеральный бюджет и фактически увеличивают издержки для рекламораспространителей.От исполнения не освобождается никто. В законе нет никаких ограничений по объему аудитории, количеству подписчиков или просмотров, нет списка платформ и площадок.
Если у вас, к примеру, есть Telegram-канал с 23 подписчиками, и вы разместили в нем рекламу (или пост, похожий на рекламу), то на вас ложится обязанность уплатить в бюджет 3% от стоимости размещения.
За нарушение нового закона предусмотрены штрафы:
- Для физических лиц — от 2 до 2,5 тысяч рублей
- Для должностных лиц — от 4 до 20 тысяч рублей
- Для юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
Владельцы медиаресурсов, который находятся в статусе самозанятых, считаются физическими лицами. При этом админы с зарегистрированным ИП уже могут рассчитывать на максимальные штрафы.
Кто именно платит?
Закон предусматривает перераспределение уплаты сбора, если цепочка состоит более чем из двух лиц. В любом случае обязанность оплаты изначально возлагается на лицо, которое заключило договор о размещении рекламы с рекламодателем.
- По умолчанию рекламодатель освобождается от уплаты сбора, эта задача ложится на распространителя рекламы — то есть, на условного блогера, админа канала и так далее.
- Если в цепочке присутствует посредник (например, рекламный агент), то допустимы вариации. К примеру, сбор 3% может взять на себя этот посредник, и тогда другие участники цепочки освобождаются от уплаты.
- В размере сбора к оплате учитывается не только стоимость самого размещения рекламы, но и вознаграждение агента. Он тоже должен государству 3% от своей полученной прибыли. По договоренности агент может заплатить только свои 3%, либо взять на себя еще и 3% вместо распространителя рекламы.
Есть исключительный случай, когда сбор должен будет платить сам рекламодатель — такая обязанность возникает, если он разместил рекламу у зарубежного распространителя. Это логично: российские власти не могут взимать сбор с лица, которое ведет деятельность в другой юрисдикции.
Во всех случаях уплата сбора должна производиться только один раз. Если один участник цепочки заплатил — остальные спят спокойно.
Когда нужно платить?
Платежным периодом для сбора с интернет-рекламы будет считаться квартал (то есть период в 3 месяца). Начало отсчета = начало календарного года. Срок уплаты — не позднее 5 числа третьего месяца каждого квартала, следующего за платежным периодом.Например, первый платежный период длится с января по март включительно. Если в эти три месяца вы размещали рекламу в своем Telegram-канале, то уплатить сбор 3% с нее нужно будет не позднее 5 июня.
Получается, что платежные периоды будут следующими:
- Январь, февраль, март
- Апрель, май, июнь
- Июль, август, сентябрь
- Октябрь, ноябрь, декабрь.
- За первый — не позднее 5 июня
- За второй — не позднее 5 сентября
- За третий — не позднее 5 декабря
- За четвертый — не позднее 5 марта (следующего года).
Кто контролирует?
Не налоговая служба. Мониторингом и расчетом суммы отчислений будет заниматься Роскомнадзор. После того, как ведомство выставит владельцу канала сумму к оплате, задача плательщика — только подтвердить ее и оплатить. Если оплата оказалась больше, чем нужно, средства можно будет вернуть или учесть для будущих платежей.
«Если будут выявлены нарушения в уплате отчислений, компания получит уведомление. При неуплате в течение десяти дней со дня получения уведомления недостающей суммы будет начата процедура взыскания», — Минцифры.
В чем проблема?
Закон о сборе с интернет-рекламы уже вступил в силу, однако он неполноценен, так как требует подзаконных актов для разъяснения правоприменения и других нюансов. Публичные обсуждения законопроекта продлятся до 15 апреля, и некоторая ясность может быть достигнута за этот период.Прямо сейчас более-менее ясно, что новый сбор не равно налог по самозанятости или по ИП. Скорее всего, он будет прибавляться к обычному налогу, либо (что вероятнее) вовсе уплачиваться отдельно от него.
Юристы, опрошенные РБК, отмечают, что формально ответственность за нарушение новой нормы уже введена и закон обязателен к исполнению. Правда, «в отдельных случаях, если нормы закона невозможно исполнить без подзаконного акта, суды могут признать их неприменимыми до момента утверждения правил». Другой юрист отмечает, что для упрощения соблюдения закона участники размещения рекламы — рекламодатель и распространитель — могут всегда прописывать в договоре лицо, которое будет ответственным за оплату сбора.
Еще одна проблема — подорожание рекламы. Некоторые распространители рекламы уже объявили о повышении цены на 3-5% с 1 апреля; возможно, это произойдет в более крупных масштабах в ближайшее время.