С 1 апреля вводится новый налог для владельцев Telegram-каналов. Нужно платить независимо от количества подписчиков

Олег

Telegram

В России вступает в силу новый закон об обязательном сборе с интернет-рекламы. Документ уже подписан президентом и предусматривает ответственность за неисполнение, однако есть много неясностей в этом нововведении. Что известно на текущий момент?

Подписаться на iGuides в Telegram, чтобы узнать обо всем первым — t.me/iguides

В чем суть?

С 1 апреля 2025 года на каждого распространителя рекламы в интернете ложится новая обязанность — уплата сбора от интернет-рекламы. Его размер составляет 3% от стоимости размещения. Эти деньги платятся в федеральный бюджет и фактически увеличивают издержки для рекламораспространителей.

От исполнения не освобождается никто. В законе нет никаких ограничений по объему аудитории, количеству подписчиков или просмотров, нет списка платформ и площадок.

Если у вас, к примеру, есть Telegram-канал с 23 подписчиками, и вы разместили в нем рекламу (или пост, похожий на рекламу), то на вас ложится обязанность уплатить в бюджет 3% от стоимости размещения.

За нарушение нового закона предусмотрены штрафы:

  • Для физических лиц — от 2 до 2,5 тысяч рублей
  • Для должностных лиц — от 4 до 20 тысяч рублей
  • Для юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Владельцы медиаресурсов, который находятся в статусе самозанятых, считаются физическими лицами. При этом админы с зарегистрированным ИП уже могут рассчитывать на максимальные штрафы.

Кто именно платит?

Фото: Grok

Закон предусматривает перераспределение уплаты сбора, если цепочка состоит более чем из двух лиц. В любом случае обязанность оплаты изначально возлагается на лицо, которое заключило договор о размещении рекламы с рекламодателем.

  • По умолчанию рекламодатель освобождается от уплаты сбора, эта задача ложится на распространителя рекламы — то есть, на условного блогера, админа канала и так далее.
  • Если в цепочке присутствует посредник (например, рекламный агент), то допустимы вариации. К примеру, сбор 3% может взять на себя этот посредник, и тогда другие участники цепочки освобождаются от уплаты.
  • В размере сбора к оплате учитывается не только стоимость самого размещения рекламы, но и вознаграждение агента. Он тоже должен государству 3% от своей полученной прибыли. По договоренности агент может заплатить только свои 3%, либо взять на себя еще и 3% вместо распространителя рекламы.

Есть исключительный случай, когда сбор должен будет платить сам рекламодатель — такая обязанность возникает, если он разместил рекламу у зарубежного распространителя. Это логично: российские власти не могут взимать сбор с лица, которое ведет деятельность в другой юрисдикции.

Во всех случаях уплата сбора должна производиться только один раз. Если один участник цепочки заплатил — остальные спят спокойно.

Когда нужно платить?

Платежным периодом для сбора с интернет-рекламы будет считаться квартал (то есть период в 3 месяца). Начало отсчета = начало календарного года. Срок уплаты — не позднее 5 числа третьего месяца каждого квартала, следующего за платежным периодом. 

Например, первый платежный период длится с января по март включительно. Если в эти три месяца вы размещали рекламу в своем Telegram-канале, то уплатить сбор 3% с нее нужно будет не позднее 5 июня.

Получается, что платежные периоды будут следующими:

  1. Январь, февраль, март
  2. Апрель, май, июнь
  3. Июль, август, сентябрь
  4. Октябрь, ноябрь, декабрь.
А сроки уплаты такие:

  • За первый — не позднее 5 июня
  • За второй — не позднее 5 сентября
  • За третий — не позднее 5 декабря
  • За четвертый — не позднее 5 марта (следующего года).

Кто контролирует?

Фото: Grok

Не налоговая служба. Мониторингом и расчетом суммы отчислений будет заниматься Роскомнадзор. После того, как ведомство выставит владельцу канала сумму к оплате, задача плательщика — только подтвердить ее и оплатить. Если оплата оказалась больше, чем нужно, средства можно будет вернуть или учесть для будущих платежей.

«Если будут выявлены нарушения в уплате отчислений, компания получит уведомление. При неуплате в течение десяти дней со дня получения уведомления недостающей суммы будет начата процедура взыскания», — Минцифры.

В чем проблема?

Закон о сборе с интернет-рекламы уже вступил в силу, однако он неполноценен, так как требует подзаконных актов для разъяснения правоприменения и других нюансов. Публичные обсуждения законопроекта продлятся до 15 апреля, и некоторая ясность может быть достигнута за этот период.

Прямо сейчас более-менее ясно, что новый сбор не равно налог по самозанятости или по ИП. Скорее всего, он будет прибавляться к обычному налогу, либо (что вероятнее) вовсе уплачиваться отдельно от него.

Юристы, опрошенные РБК, отмечают, что формально ответственность за нарушение новой нормы уже введена и закон обязателен к исполнению. Правда, «в отдельных случаях, если нормы закона невозможно исполнить без подзаконного акта, суды могут признать их неприменимыми до момента утверждения правил». Другой юрист отмечает, что для упрощения соблюдения закона участники размещения рекламы — рекламодатель и распространитель — могут всегда прописывать в договоре лицо, которое будет ответственным за оплату сбора. 

Еще одна проблема — подорожание рекламы. Некоторые распространители рекламы уже объявили о повышении цены на 3-5% с 1 апреля; возможно, это произойдет в более крупных масштабах в ближайшее время. 

-3
iGuides в Дзене —  dzen.ru/iguides
iGuides в Telegram — t.me/iguides
iGuides в VK —  vk.com/iguides
iGuides в Ok.ru — ok.ru/iguides

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

+330
Такой бред , а если нет никакого договора ? От какой суммы они собираются 3% собирать . Очередной закон ни о чем .
31 марта 2025 в 17:41
#
+271
Не сказал бы что ни о чем. Налоговая быстро найдет от чего платить, самый простой вариант от поступлений. Если ты самозанятый то 6% +еще 3
31 марта 2025 в 18:07
#
+70
Да пошли нах…. даешь налог на воздух! В рашке строгость законов нивелируется не обязательностью из выполнения…
1 апреля 2025 в 08:34
#
+55
Я ХЗ как там с законами в Рашке, но вроде Сербы не жалуются. Прежде чем давить из себя очередной высер, на дату посмотри, чмо.
2 апреля 2025 в 07:36
#
Сергей Калитурин
+73
А как узнать сумму?
Может я за 1,5 пива что-нибудь от рекламирую , мне что им отлить 3%?
1 апреля 2025 в 08:45
#
+123
Вы дату видели? :)
1 апреля 2025 в 09:56
#
+1453
Зря надеетесь на дату. Это у школьников приколы, а у других — обычный рабочий день.
2 апреля 2025 в 20:42
#