Фото: Android Authority
В мире бизнеса коллаборация — это универсальный и многоцелевой инструмент продвижения. Он позволяет брендам напомнить о себе миру, попасть в заголовки новостей или даже видео с обзорами у больших блогеров. При этом коллаборации позволяют объединить две (или более) разные аудитории, познакомить их с продуктами друг друга.
Не всё гладко
Всё это красивая теория и маркетинговые раскладки, однако в жизни всё не так здорово и по-настоящему крутые и запоминающиеся коллабы случаются редко. Причины тому самые разные.Бывает, что бренды заранее подходят к вопросу недостаточно ответственно и считают, что любой продукт, отличный от стандартного, автоматически пойдет на пользу — поднимет узнаваемость, репутацию и спрос. А потому не заморачиваются над качеством и продуманностью симбиоза. Другие попросту экономят на сотрудничестве, стремясь вложиться по минимуму, но получить при этом максимальную фан-отдачу. А бывает, что компании действительно постарались, но конечный продукт просто не попал «в сердечко» потребителям.
Во всех этих случаях от коллаборации больше вреда, чем пользы: если бренды громкие, то сотрудничество в любом случае осветят в СМИ или на YouTube, но плохой продукт получит волну хейта и насмешек. Впрочем, некоторые бренды устраивает даже такой вариант — как известно, всё пиар, кроме некролога.
На что способны бренды сегодня
Мы решили вспомнить несколько примеров коллабораций производителей смартфонов последних лет и попытаться понять, что не так с индустрией сегодня.Xiaomi и Hello Kitty
Фото: Xiaomi
Серия недорогих смартфонов Xiaomi Civi была ориентирована на представительниц прекрасного пола. Компания взяла свой обычный смартфон Civi 2 и добавила необычную заднюю панель, после чего уложила девайс в кастомную узнаваемую упаковку. В комплект положили простенький, но стилизованный силиконовый чехол и комплект наклеек.
Получилось неплохо: стекло сзади было украшено контурными мордочками котенка Hello Kitty, которые меняли цвет от белого до красного в зависимости от освещения. Вкупе с небольшим ценником устройства были привлекательны, но выпускались только в Китае. А жаль — в нашей стране дизайн определенно нашел бы своих почитателей. Xiaomi Civi 2 Hello Kitty Edition выглядит как идеальный смартфон для подарка дочери 5-12 лет.
Realme и Coca Cola
Эту коллабу многие читатели сайта, возможно, еще помнят: мы освещали её в начале 2023 года. За основу был взят смартфон Realme 10 Pro 5G, которому сменили заднюю панель. Обычная версия продавалась с черной либо бликующей радужной стеклянной крышкой, а в «колафоне» она стала двухцветной — черно-красной — с брендированием Coca Cola.
В комплекте со смартфоном можно было найти скрепку для SIM в форме крышки от бутылки, фигурку маскота Realmeow, а также наклейки. В целом сотрудничество получилось ярким и симпатичным, однако смартфон покупается не на один день, и ходить пару лет с надписью Coca Cola на задней крышке захочет не каждый.
Samsung и Star Wars
Коллаборация случилась в 2021 году (страшно подумать, как много поменялось с тех пор), и бренд хорошо поработал над лимиткой. Стилизованная двухуровневая упаковка смотрится стильно, а внутри прячется набор аксессуаров: качественный кожаный чехол с тематическим тиснением, памятная табличка; также в интерфейсе подготовлена специальная тема оформления. Но Samsung этим не ограничилась.
Помимо обычных безделушек покупатель получал также стилизованные Galaxy Buds с черно-красном оформлении, которые не продавались отдельно. И, наконец, сам смартфон: им стал Galaxy Note 10 Plus. Его внешность не стали кардинально менять; вместо этого задняя крышка получила эстетичный красный кант блока камер и полупрозрачный рисунок Star Wars. Последний скрытый сюрприз — насыщенно-красный S Pen, который вынимался из смартфона словно лазерный меч.
OPPO Reno 10X Barcelona Edition
Фото: Oppo
Как следует из названия, лимитка была призвана порадовать фанатов футбольного клуба Barcelona, но не обязательно: даже равнодушные к «барсе» болельщики вполне могли позариться на фан-фон — настолько он получился ярким и дерзким.
Стандартный набор в виде стилизованной в цвета футбольного клуба задней крышки смартфона, чехла, конверта с документами и карточки, здесь также заморочились над интерфейсом системы. Смартфон получил оформление иконок и рабочего стола в сине-красном градиенте, а также специальные рингтоны для уведомлений. Также в комплект положили наушники — у обычного Reno 10X Zoom их не было; при этом спецификации были идентичны.
HUAWEI и Porsche
Китайский вендор неоднократно коллаборировался с известным в автомире брендом. Пожалуй, самым запоминающимся стал продукт 2018 года — HUAWEI Mate 20 RS. Внешне он не очень сильно отличался от обычного смартфона бренда, однако самое главное было внутри: это тот редкий случай, когда в коллаборации бренд пошел дальше переоформления задней крышки и стилизованных обоев.
Mate 20 RS собирали на базе P20 Pro, но «поршефон» оказался круче по спецификациям. Он получил более качественный дисплей, сразу два сканера отпечатка пальца (под экраном и сзади), больше емкости накопителя и тонкую рамку дисплея вместо выреза под фронталку. Чтобы никто не перепутал, на нижней рамке с передней стороны красовалась хромированная надпись Porsche Design.
Honor и Porsche
Самый свежий пример коллаборации показали на днях — им стал Honor Magic7 Porsche Design. Фактически это стилизованный смартфон HONOR Magic7 Pro, только немного дороже. Из отличий от «бати» — снова переработанная задняя крышка в двух эксклюзивных цветах, совпадающих с расцветкой автомобилей Porsche.
Также можно заметить разное оформление блока камер: у лимитки это узнаваемый и типичный для Porsche Design шестиугольник, а обычная версия довольствуется круглым «островком». В остальном коллаба довольно бедна: никаких специальных «свистоперделок» не заявлено.
Samsung и Pokemon
Это сотрудничество вас точно позабавит. В 2022 году Samsung сколлаборировалась с производителем известной игры Pokemon и выпустила наушники Galaxy Buds с бело-красным кейсом в виде покебола. Выглядит настолько клёво, что я хотел бы себе такие наушники, несмотря на то, что я понятия не имею о культуре Pokemon и аниме в целом.
Кстати, в линейке Pokemon Edition, помимо «бадсов», также можно было найти лимитированные чехлы для Galaxy Z Flip 4 и ремешок для часов Galaxy Watch 5. И я не зря завершаю подборку именно этой коллабой — сейчас поймете, почему.
Что не так
Наверняка, вы уже обратили внимание на некий объединяющий большинство коллабораций признак — минимальные изменения в смартфонах. Зачастую вендоры идут по легкому пути и ограничиваются лишь кастомной задней крышкой и парочкой копеечных аксессуаров в комплекте. На мой личный взгляд, такой подход существенно обесценивает идею коллабораций в целом и принижает сам бренд в глазах фанатов.Что я имею в виду? Анонс некой «лимитированной версии» смартфона всегда вызывает предвкушение чего-то необычного, глотка свежего воздуха среди полчищ одинаковых прямоугольников с экраном и двумя-тремя камерами; чего-то классного, эффектного, забавного. Одним словом — вызывающего позитивную эмоцию. Но что я испытываю, когда вижу стандартный смартфон с цветастой задней крышкой, которая либо чересчур пестрая, либо уберется в чехол, а также набором наклеек, которые скорее всего сразу будут выброшены? Разочарование: ну камон, изменить оформление задней крышки я могу наклейкой или чехлом с AliExpress.
Фото: Android Authority
Из перечисленных выше коллабораций я хотел бы выделить две, потому что именно их концепты я считаю интересными.
- Samsung и Pokemon. В этой коллабе я вижу сразу два классных решения. Первое — наушники с необычным, узнаваемым и прикольным кейсом, однозначно лайк. Не просто перекрасили, а сделали уникальный продукт. Второе — чехлы Pokemon. В подавляющем большинстве коллабораций внешний вид лимитированного смартфона без труда воссоздается чехлом за три рубля; так почему бы просто не сделать как Samsung и не выпустить коллаб-аксессуары вместо целого разочаровывающего смартфона?
- HUAWEI Mate RS Porsche Design. Китайцы сделали то, что просто необходимо в любой лимитке — она обязана отличаться от базового смартфона не только внешне, но и по характеристикам. При этом необязательно «придерживать» железо с одного смартфона для другого; достаточно добавлять некие эксклюзивные опции — например, необычный четвертый объектив камеры, дополнительную кнопку на корпусе для чего бы то ни было, нестандартные режимы работы привычных компонентов. Даже наличие двух видов сканера пальца — тоже неплохое решение. У разумного человека должен быть стимул купить именно лимитку, а не обычный смартфон с кастомным чехлом.
Также внимания заслуживает коллаба Samsung и Star Wars — за красный S Pen и лимитированные наушники в комплекте.
Есть некое ощущение, что индустрия смартфонов в целом серьезно обленилась. Компании боятся сделать неверный шаг, который снизит квартальные показатели на долю процента, поэтому любые новинки, коллабы и эмейзинги на поверку оказываются крайне рафинированными, сбалансированными и… скучными.
Что вы думаете по этому поводу? Считаете ли вы современные коллаборации вендоров смартфонов интересными и достойными, или же им чего-то не хватает?