В четвертом квартале прошлого года покупатели сметали с полок смартфоны и планшеты, пытаясь вложить дешевеющий рубль во что-то полезное. Перенасыщение высокотехнологичными товарами и рост цен вслед за курсами валют привели к значительному падению спроса в начале 2015 года. Ритейлер «Связной» первым решил раскрыть сведения об изменениях на российском рынке и опубликовал данные по смартфонам и планшетам за первое полугодие. Результаты получились ожидаемо неутешительными — продажи смартфонов и планшетов падают, причем во втором квартале показатели оказались еще хуже, чем в первом.
«Рынок «умных» устройств в 2015 очень схож с кризисным 2009 годом. Тогда второй и третий кварталы стали самыми сложными с точки зрения проседания продаж», — комментирует президент ритейлера «Связной» Майкл Тач. — «Впрочем, к четвертому кварталу рынок начнет оживать, и продажи пойдут вверх. Поможет выход новинок от А-брендов и рост активности, связанный с новогодними праздниками. Более того, те пользователи, которые весь год не меняли свои устройства, в какой-то момент будут вынуждены обновить их».
Во втором квартале рынок действительно упал значительнее, чем в первом — продажи смартфонов сократились на 15% в штуках, до 4.4 миллионов реализованных устройств. В рублях рынок упал меньше — на 5%, составив 41 миллиард рублей. Продажи планшетов снизились на 33% в штуках и 44% в рублях. Такое падение объясняется перенасыщением рынка, а также тем фактором, что планшет не является для пользователя «первым экраном». Также на рынок планшетных компьютеров влияет расширение ассортимента фаблетов — смартфонов с диагональю экрана более 5.5 дюймов. Всего в России реализовано 1.2 миллионов планшетов на сумму 9.2 миллиардов рублей.
«В 3 квартале мы также будем наблюдать сокращение продаж», — продолжает Тач. — «И даже несмотря на оживление осенью, по итогам года реализация смартфонов снизится примерно на 15% в штуках и 10% в рублях. Сокращение продаж планшетов составит не менее 20% в натуральном выражении и около 40% в деньгах. На такую динамику в рамках года окажет влияние и эффект «высокой базы» — я имею в виду аномально высокие продажи 4 квартала 2014».
В текущей ситуации падение продаж в меньшей степени сказывается на ритейлерах, бизнес которых диверсифицирован. К примеру, в «Связном» свыше 50% валовой прибыли приходится не на товары, а на услуги. Также важный показатель — кросс-продажи аксессуаров и дополнительных товаров и сервисов к каждому устройству.