Статуи острова Пасхи привлекают, конечно, меньше туристов, чем Великие пирамиды, но все еще они удивляют своими габаритами. Массивные головы и торсы усеивают ландшафт, словно каменные часовые, стоящие на страже безлесных, покрытых травой просторов острова. Эти статуи веками вызывали всеобщее удивление, восхищение и благоговение. Но остров Пасхи, который коренные жители называют Рапа-Нуи, также привлек внимание историков всего мира по совершенно другой причине.

Рапа-Нуи часто рассматривают как предостерегающий пример социального коллапса. Из учебников истории, основанных на работе эволюционного биолога Джареда Даймонда, можно вычитать, что коренные жители острова настолько разрушили окружающую среду, что примерно к 1600 году их общество захлестнула череда войн, сопровождавшихся каннибализмом и сокращением численности населения. Эти потрясения привели к разрушению социальных и политических структур, существовавших в доколониальные времена, хотя коренной народ Рапа-Нуи выжил и дожил на острове до наших дней, растеряв при этом былое величие.

В последние годы исследователи, работающие на острове, подвергли сомнению эту давно принятую историю. Так, антрополог Терри Хант и археолог Карл Липо, изучающие археологию и культурную историю острова в течение многих лет, предложили альтернативную гипотезу о том, что цивилизация Рапа-Нуи не скатывалась по наклонной, а вместо этого наоборот практиковала устойчивость, сотрудничество и, возможно, даже некоторую степень охраны окружающей среды.

Теперь новые свидетельства Ханта, Липо и их коллег, опубликованные в журнале Archaeological Science, придают достоверности их идеям. Они приводят факты о том, что жители острова продолжали процветать, о чем свидетельствует непрекращающееся строительство каменных платформ, называемых аху, на которых стоят культовые статуи, даже после 1600-х годов. «Наши исследования показывают, что строительство и использование платформ для статуй не закончилось до прибытия европейцев в 1722 году», — говорит Роберт ДиНаполи, докторант по антропологии в Университете Орегона, который руководил исследованием.


В основном статуи, которые называются моаи, расположены на побережье.

Это открытие, основанное на новых статистических методах и раскопках, позволяет предположить, что жители острова Пасхи не были едва влачащим существование народом, когда прибыли первые европейцы. Поэтому вполне возможно, что именно колонизаторы из Европы способствовали социальному коллапсу острова в последующие годы.

Однако в новой работе хватает белых пятен, и не всех она убедила. Но если ДиНаполи и его команда правы, популярная история упадка Рапа-Нуи нуждается в переписывании, а ее герои и злодеи — в переосмыслении. Ведь благодаря новому исследованию получается, что остров Пасхи процветал до первого контакта с Европой, а последующий упадок вызвали белые эксплуататоры.

Рапа-Нуи — один из самых отдаленных островов в мире. Это крошечное пятнышко в восточной части Тихого океана, оно находится более чем в 3000 километров к западу от Южной Америки и примерно в 2000 километрах от своего ближайшего соседа — острова Питкэрн.



Археологи задокументировали по меньшей мере 360 аху, большинство из которых расположены вдоль береговой линии острова. Они различаются по внешнему виду, хотя большинство из них обычно прямоугольной формы и сделаны из базальтовых камней, аккуратно подогнанных друг к другу. Помимо использования их в качестве платформ для статуй, аху функционировали еще и как святилища и места захоронения.

ДиНаполи и его коллеги использовали существующие радиоуглеродные методы из предыдущих раскопок на 11 различных аху в разных частях острова. Они использовали так называемый байесовский анализ, который позволяет ученым моделировать вероятность конкретных событий, чтобы сконструировать более точную временную шкалу строительных работ на каждом участке.

Новое исследование показывает, что строительство аху началось вскоре после того, как первые полинезийские поселенцы прибыли на остров, и продолжалось даже после контакта с европейцами в 1722 году. Эта временная шкала опровергает гипотезу о социальном коллапсе, произошедшем около 1600 года. Спад островной цивилизации, как утверждают ДиНаполи и его коллеги, начался только после того, как европейцы закрепились на острове, принеся на него новые болезни, убивая местное население и превращая его рабов, и устраивая другие конфликты.

Не все специалисты, изучающие остров Пасхи, согласны с методами или выводами ДиНаполи и его коллег. Джо Энн Ван Тилбург, археолог из Калифорнийского университета, скептически относится к тому, что все радиоуглеродные метки, используемые командой, отражают события, связанные конкретно с постройкой аху. Ван Тилбург также утверждает, что теория Даймонда о разрушении островитянами окружающей среды остается жизнеспособной. «Рассказ о коллапсе, устроенном европейцами — это колосс на глиняных ногах, который не точно отражает реальную историю», — говорит она.


В пейзаже острова сильно не хватает деревьев, что натакливает на мысль о том, что социальный коллапс произошел из-за разрушения окружающей среды.

Однако Ван Тилбург добавляет, что Даймонд никогда не описывал коллапс как разовое событие — скорее как серию событий, которые в конечном итоге привели к разрушительным социальным изменениям, которые были ускорены европейскими колонизаторами. Гипотеза Даймонда основана на сочетании устных преданий, свидетельств обезлесения островов и работ предыдущих исследователей, таких как норвежский исследователь и этнолог Тур Хейердал — тот самый, который получил известность в 1947 году за плавание на бальсовом плоту Кон-Тики, чтобы проверить теорию о том, что южноамериканцы могли колонизировать Полинезию.

Устные историки начала XX века, работавшие на Рапа-Нуи, выдвинули теорию о том, что между островитянами произошла междоусобная война. Позже Хейердал популяризировал свою веру в то, что это столкновение в сочетании с вырубкой лесов привело к краху социальной иерархии острова и многих традиций, таких как строительство каменных платформ и статуй. Судьба Рапа-Нуи горячо обсуждалась в течение последних нескольких лет в связи с развитием новых теорий и инновационных методов датирования, таких как байесовские. Для многих археологов теория коллапса до контактов с европейцами уже созрела для сомнений в теории Даймонда.

Но вернемся к исследованию, проведенному командой Динаполи. Так, Сет Квинтус, антрополог из Гавайского университета Маноа, который не участвовал в нем, говорит: «их работа добавляется к растущему массиву доказательств, накопленных за последние 10 лет, утверждающих, что предыдущие рассказы о коллапсе на острове Пасхи не являются правильными и нуждаются в переосмыслении».

Если европейцы были виноваты в упадке общества Рапа-Нуи, то это отлично коррелирует с тем, что произошло с другими коренными народами в других частях мира, отмечает ДиНаполи. По его словам, популярная история разрушения окружающей среды затмила успехи островитян. «Степень их культурного развития, о которой мы можем судить по их языку, искусству и обычаям, весьма впечатляет», — говорит он. «И эта их жизнестойкость была упущена из-за повествования об экологическом крахе и точно заслуживает внимания».




iGuides в Telegram — t.me/igmedia
iGuides в Яндекс.Дзен — zen.yandex.ru/iguides.ru