Бунт против агрегаторов такси: водители устали и запускают собственные сервисы

Александр



Сергей Черепанов, тюменский таксист с 10-летним стажем и опытом в IT, долго наблюдал, как платформы вроде «Яндекс Такси» диктуют правила: забирают до 30% с каждой поездки, штрафуют за отказы, блокируют аккаунты без объяснений, а алгоритмы распределения заказов часто ставят водителей в неравные условия. «Мы превратились в винтики системы, где нет права голоса», — говорит он. Именно это подтолкнуло его создать альтернативу — децентрализованный сервис на базе Telegram, где водители сами управляют процессом.

Подписаться на iGuides в Telegram, чтобы узнать обо всем первым — t.me/iguides

Решение Черепанова — Telegram-бот «Вольный курс», который полностью меняет логику работы. Здесь нет диспетчеров или централизованного распределения заказов. Когда клиент оставляет запрос, уведомление получают все водители в радиусе 5 км. Первые три, кто откликнется, видят детали поездки. Выбор остается за пассажиром: он проверяет профили водителей (рейтинг, отзывы, марка авто) и сам назначает исполнителя.

Ключевые особенности:

Саморегуляция. Водители проверяют друг друга: перед вступлением в чат новый участник предоставляет фото документов (права, страховка, диагностическая карта), а «старожилы» голосуют за его допуск.

Гибкие тарифы. Стоимость поездки определяет водитель, ориентируясь на рыночные цены и ситуацию (погода, час пик). Средний чек на 15–20% ниже, чем у агрегаторов.

Никаких комиссий. Все деньги от клиента идут водителю. Сервис живет на добровольные взносы (100–300 рублей в месяц с участника).

«В чате действует свод правил, который мы приняли коллективно, — объясняет Сергей. — Например, если водитель трижды не вышел на связь после принятия заказа, его исключают. Но это не алгоритм, а решение большинства». Штрафов за отказы нет — каждый сам решает, брать заказ или нет. Даже рейтинговая система иная: пассажиры ставят оценки не только водителям, но и самим себе (за пунктуальность, вежливость), что снижает токсичность.

За два месяца к «Вольному курсу» присоединились 43 водителя и около 200 постоянных клиентов. Большинство — те, кто устал от ценовых скачков агрегаторов. «Раньше за поездку в аэропорт я получал 1200 рублей, из которых 300 уходило платформе. Сейчас оставляю себе все», — делится водитель Алексей.

Черепанов уже дорабатывает бота:

 — Внедряет умное распределение заказов на основе истории поездок (чтобы избежать конкуренции между соседями)
 — Тестирует систему страхования — водители смогут объединяться в кассы взаимопомощи на случай ДТП или поломок
 — Добавляет легальные шаблоны договоров с клиентами для защиты при проверках.

Пока «Вольный курс» остается локальным экспериментом, но интерес к нему растет даже за пределами Тюмени. В чате уже есть водители из Екатеринбурга и Челябинска. Юристы предупреждают о рисках: отсутствие юрлица и прямых договоров с клиентами может привести к штрафам. Однако Сергей уверен, что будущее за горизонтальными системами: «Люди устали от корпораций. Здесь мы не рабы алгоритмов — мы сообщество, где у каждого есть право голоса». Если эксперимент выживет, он может стать моделью для других отраслей — от грузоперевозок до курьерских служб.

Ранее таксист и блогер Михаил Михайлов запустил аналог «Яндекс Такси» под названием «Мих Мих». Тарифы в нём чуть выше, а комиссия для водителей примерно в три раза меньше. Вызывать машину можно через мобильное приложение или Telegram-бот.

16
iGuides в Дзене —  dzen.ru/iguides
iGuides в Telegram — t.me/iguides
iGuides в VK —  vk.com/iguides
iGuides в Ok.ru — ok.ru/iguides

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

kardigan
+4020
«Раньше за поездку в аэропорт я получал 1200 рублей, из которых 300 уходило платформе.»
-А сейчас получается он берёт с клиента столько же, но только всё себе в карман складывает? А как же налоги и сколько в самом деле он берёт за поездку в аэропорт?
21 мая 2025 в 15:45
#
+327
А еще полное отсутствие страховки и контроля над водителями.
21 мая 2025 в 17:32
#
tellurian
+2451
Так Яндекс ни за что не отвечает тоже.
21 мая 2025 в 19:30
#
+671
В случае аварий есть страховки именно от яндекса, драгу выплатили 500 на лечение и прочее, а теперь еще и с водителя будет суд,
22 мая 2025 в 01:10
#
tellurian
+2451
Удивительно и повезло. Сколько есть обратных примеров.
22 мая 2025 в 06:47
#
+71
По факту ничего нет, проходили…
22 мая 2025 в 08:49
#
Pavel Nikiforov
+768
а он ждет когда к нему придет представитель фссп с исполнительным листом по неуплате наглогов и штрафом XD
все эти таксисты те еще трепологи — они в массе работают как ип, а значит еще и какой-то фиксированный налог платят, но почему-то в своих рассчетах этот момент не учитывается, только то что он отдает агрегатору за пользование его услугами.
и бензин с ремонтом машины у них тоже видимо бесплатный
22 мая 2025 в 08:58
#
cool.harin.denis
+1
Пишут же цены на 15-20% ниже, так то на то и выходит по сути🤔
22 мая 2025 в 12:48
#
+327
Хочу везу, не хочу не везу, по деньгам тоже самое, а удобства 0.
21 мая 2025 в 17:31
#
+94
А оплата как? Мимо налогов? Да ну нафиг. И потом в случае чего хрен что докажешь
21 мая 2025 в 18:14
#
tellurian
+2451
Как ИП может платить.
В такие системы всегда заходят люди в погонах под видом простых клиентов.
21 мая 2025 в 19:32
#
+71
А чего так за налоги переживать? Что с налогами, что без все-равно ничего не докажешь. Скоро будем от бордюра ловить, как раньше и нормально было
22 мая 2025 в 08:50
#
+89
Ещё бы с Авито придумали, что нибудь, тоже свои правила навязывает и персональные данные вымогает
21 мая 2025 в 20:07
#
+71
Ага, и с маркетплейсами, и сетевыми ритейлерами, а лучше всез монополистов разъ@бать))
22 мая 2025 в 08:51
#
Pavel Nikiforov
+768
хреновый он айтишник, раз ушел в такси XD
смотрю в последнее время тема такси прям ппц как трогает всех.
может просто пора вернуться к старой советской системе таксопарков и фиксированной зп?!
тогда прекратятся все эти балабольства и недовольства — все заработанные за смену деньги идут в кассу предприятия, а дальше уже оклад+премия. при этом нормальные социальные гарантии с отпусками и больничными.
22 мая 2025 в 08:55
#
Esenindima163
+1
Да и нормальными ценами, что бы в булошную на такси не ездили.
22 мая 2025 в 10:15
#
cuantro
+624
Пожалуй, это лучшее решение. Ввести фиксированную зарплату для водителей с индексацией раз в год, на законодательном уровне.
23 мая 2025 в 09:45
#
Илья Сидоренко
0
В выходные в пятницу и субботу за 14 часов 10-15 тыщ делаешь, где такие деньги заработаешь?????????
25 мая 2025 в 12:08
#