Восемь компьютерных технологий, которые старше, чем вы думаете

Егор
01.jpg

В одной из статей ранее мы писали про интернет-технологии, которые оказались существенно старше самого интернета. В сегодняшней статье мы поговорим обо всех околокомпьютерных технологиях, которые появились достаточно давно, но массовое распространение получили много позже.

Беспилотные автомобили

Казалось бы — ну уж эта технология точно не может быть старой, ведь для просчета безопасного пути и оценки ситуации на дороге нужны и хорошие камеры, и достаточно мощные процессоры. Самым первым из широкоизвестных беспилотных автомобилей считается машина от Google, выпущенная всего 8 лет назад — в 2010 году. Однако на практике идеи создания беспилотных автомобилей выдвигались еще в 1920-ых годах, а вот первый рабочий экземпляр появился... в 1977 году: именно тогда Лаборатория машиностроения города Цукуба создала первый автомобиль, способный обрабатывать данные с камер и ехать, ориентируясь по белой разметке на дорогах. Увы — его максимальная скорость не превышала 30 км/ч, что, конечно, было мало для реального применения.

Десятью годами позже, в 1986 году, Эрнст Дикманнс из Университета Мюнхена сделал VaMoRs. Это был беспилотный фургон, созданный на шасси от Mercedes, имеющий аж восемь 16-битных процессоров и две камеры. При испытаниях он развивал уже вполне достаточную скорость в 90 км/ч, при этом за все время тестов никаких аварий с ним не было. Через два года, в 1988 году, вышел его приемник — Vamp, и он смог проехать по обычным дорогам свыше 1500 км без всякого вмешательства человека.

Без названия.png

Увы — даже с учетом того, что беспилотные автомобили уже тогда показали себя достаточно хорошо, до обычного пользователя они добрались более чем 20 годами позже.

Цифровые камеры

Мы уже больше 10 лет пользуемся цифровыми камерами, а пленка стала достоянием съемочных площадок фильмов, да и то уже не всех. Однако в 90-ых годах пленочные фотоаппараты были массово распространены, и мало кто задумывался, что первая цифровая камера появилась аж в 1975 году.

Руководство Kodak в начале 1970-ых поручила талантливому инженеру Стиву Сассону попробовать создать камеру на основе новых тогда ПЗС-матриц. Потратив на это несколько лет, он добился успеха: объединив объектив камеры Super-8, 16 кадмиевых аккумуляторов, магнитофон с кассетами для сохранения фото и несколько системных плат, он смог получить вот такое чудо техники:

2_PrototypeDigitalCameraPlaybackSystemR.jpg

Увы — как это обычно бывает, руководство не оценило труды инженера: по их мнению, мало кто захочет смотреть на фотографии с экрана компьютера. Однако, Стиву позволили продолжить работать над этой технологией, но созданная им тогда камера так и не пошла в продажу.

Если же говорить про технологию оцифровки, то она еще на почти 20 лет старее: первый цифровой сканер создал Рассел Кирш в 1957 году, и с помощью него смог отсканировать фотографию своего сына:

3293d5b1604fb5922f3c14dfa66be2a2.jpg

Характеристики фотографии были смешными по современным меркам: 30976 пикселей (разрешение 176 х 176) при размерах 5 х 5 см. Цветовая глубина была и вовсе в один бит — то есть или белый, или черный цвет. Полутона же получались путем нескольких сканирований.

3D-принтеры

Отличным примером недооцененных технологий можно считать 3D-печать. Еще в 1981 году в Японии появился первый рабочий прототип такого принтера, который при помощи фотополимеров позволял послойно создавать твертые 3D-объекты.

Тремя годами позже Чарльз Халл изобрел стереолитографию. Ее суть состояла в том, что, облучая жидкие фотополимеры лазером, можно было получить твердые кусочки пластика нужной формы.

sla1g-620x410.jpg

Увы — ее потенциал тогда не оценили, и 3D-принтеры использовались только для создания дизайнерских прототипов. Массовое распространение они получили лишь недавно, и отчасти потому, что что всего несколько лет назад истек срок оригинального патента на 3D-печать, которым владела компания Stratasys.

Компьютерные игры

Как я уже писал в статье про интернет-технологии, первая сетевая компьютерная игра появилась еще в 1970-ых годах. Но тогда возникает вопрос — а когда же вообще появились компьютерные игры? 

Ответ, думаю, удивит многих — в 1912 году. Да-да, за 40 лет до появления компьютеров в относительно современном понимания. На деле же все просто: еще в конце 18-ого века существовали так называемые механические компьютеры, и один из самых известных — разностная машина Бэббиджа:

050114_2529_difference.jpg

Она не имела ни одной электронной детали, и лишь за счет хитроумных механизмов позволяла табулировать функции: иными словами, высчитывать умножение и деление, которые достаточно сложно реализовать механически, при помощи обычного сложения, которое реализовывается в механике достаточно просто.

Но тут возникает вопрос — а как на таком «калькуляторе» играть? Ответ на этот вопрос дал Торрес Кеведо, которого можно смело называть компьютерным Николой Тесла. Именно его мозг породил такие вещи, как электрические канатные дороги, дистанционно управляемые машины и дирижабли.

В одном из своих проектов Кеведо продемонстрировал, что разностную машину Бэббиджа можно изменить, добавив в нее электронные детали, тем самым серьезно увеличив область ее применения. Чтобы это продемонстрировать, он с решил разработать игру El Ajedrecista — Шахматиста — которая представляла собой механическую игру в шахматы, в которой фигуры приводились в движение при помощи механического рычага. Несколькими годами позже, в 1920, уже сын Кеведо еще немного доработал Шахматиста, заменив рычаг на электромагниты и спрятав их под доской. 


Обмануть такую игру было невозможно — она отлично определяла запрещенные ходы и тут же на них реагировала светом лампочки. Если вы трижды пытались нечестно поставить машине мат, то она «обижалась», и продолжить эту партию было уже невозможно. 

Потоковые музыкальные сервисы

Мы все уже привыкли к тому, музыку можно легко слушать с помощью потоковых сервисов, таких как Яндекс.Музыка, Spotify, Apple Music и других. Разумеется, все они появились существенно позже 2000-ого года, а ведь первые предпосылки для их создания появились еще в 19 веке.

Первая система, позволявшая слушать музыку в режиме реального времени, не выходя из дома, появилась в Англии в 1895 году, и называлась она Электрофон. С ее помощью можно было слушать концерты и даже церковные службы, сидя дома в кресле. Фантастика? Ничуть, если вспомнить, что тогда уже существовал телефон. В различных театрах и церквях были установлены микрофоны, которые были подсоединены к телефонным линиям. И если вы хотели послушать, к примеру, оперу, то нужно было всего лишь позвонить оператору по телефону и попросить его соединить вас с Королевским театром в Ковент-Гардене.

1-3.jpg

Разумеется, стоило это недешево — около 5 фунтов в год или 600 долларов в пересчете на современные деньги: сейчас за них можно оформить подписку на музыку на 5, а то и больше, лет.

Форумы

Думаю, на вопрос, как называлась первая «социальная сеть», достаточно многие вспомнят и ответят — Фидонет, или Фидо. Разработанная в 1984 году, она предназначалась для передачи сообщений при помощи телефонных линий, а данные хранились в узлах сети — на устройствах пользователей. Сеть была крайне популярна в 90-ые годы, когда интернет был дорогим и доступным не всем, но уже в начале нулевых ее популярность стала быстро падать, хотя на момент 2017 года в ней функционирует больше 2000 узлов.

Но даже Фидо не было первым «форумом» — им стала разработанная в 1970-ых годах в институте Беркли общественная доска объявлений, где любой пользователь мог выложить свое объявление, будь то «продаю котят» или сообщение о том, где выступают The Beatles. Разумеется, сей прообраз Avito работал медленно — использовались 110-бодовые модемы, позволяющие передавать 10 символов в минуту. С учетом того, что работал поиск по ключевым словам, найти нужное объявление можно было всего за несколько минут. Причем само чтение сообщений было бесплатным, а разместить свое объявление можно было всего за 25 центов.

3D-фильмы

Спросите любого человека, как назывался первый 3D-фильм, и ответом вам скорее всего будет «Аватар», вышедший на экраны менее 10 лет назад. Однако на самом деле первому трехмерному фильму почти 100 лет — в 1922 году в кинотеатрах показывали фильм «The Power of Love» («Сила любви»), для просмотра которого нужны были анаглифные очки, так как в фильме использовалась красная и синяя цветовые гаммы. 

Разумеется, за это время пленка очень сильно обесцветилась, однако после проведения работ по ее восстановлению итоговый результат оказался вполне похожим на правду.

Беспроводные телефоны

Сейчас уже никого не удивишь мобильным телефоном, позволяющим звонить без всяких проводов. Но вот первым беспроводным телефоном можно считать фотофон Александра Белла, изобретенный больше 130 лет назад.

photophone.jpg

Да, как вы уже поняли, изобретатель привычных, хотя и уходящих в прошлое, проводных телефонов разработал другой тип устройств, в основе работы которых лежала передача голоса не с помощью проводов и электричества, а при помощи света.

Белл и его коллега, Чарльз Тейнет, сделали первый фотофон в 1880 году. Принцип действия был очень прост: при помощи линзы устройство фокусировало солнечный свет на зеркале, которое вибрировало, когда кто-то говорил в микрофон, прикрепленный к нему сзади. Эти колебания света улавливал фотодатчик, который и преобразовывал их обратно в звук в телефонной трубке.

И хотя эксперимент удался и Белл был настолько впечатлен им, что хотел назвать свою дочь в честь нового устройства (к счастью для девочки, ее мама настояла на более привычном имени Мейбел), увы, особого распространения оно не получило — все по причине того, что свет в воздухе быстро рассеивается и легко блокируется. Однако, тем ни менее, это дало толчок к изобретению привычного нам оптоволокна.
6

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии