Пикабушник WesterCreep рассказал о своём опыте взаимодействия с «Яндекс Маркетом». Осенью прошлого года он купил там чип для игровой приставки, заказ был оплачен, его отменили, деньги вернулись, и он с тех пор там больше ничего не покупал. Спустя год ему снова потребовался какой-то товар, он решил воспользоваться сплитом, то есть разделить платёж на несколько частей, но приложение сообщило об ошибке — «Увы, сейчас не получится оформить заказ».
WesterCreep попытался выяснить, за что именно его забанили, но всё, что ему раз за разом отвечали многочисленные операторы поддержки — нарушение п. 2 пользовательского соглашения. Никакой конкретики они предоставить не смогли, ссылаясь на то, что подозрительная активность была автоматически выявлена алгоритмами. Несколько раз они перепроверяли корректность блокировки и всё время возвращались с ответом, что бан обоснован и не может быть снят. Чем именно обоснован, поддержка так и не раскрыла.
Пользователь так и не смог добиться снятия блокировки со своего аккаунта. Он планирует направить «Яндекс Маркету» официальное обращение, чтобы оспорить бан, но столкнулся с затруднением — он не знает причину блока, а потому не может привести доводы в пользу того, что эта причина не состоятельна.
«Яндекс Маркет» и другие подобные сервисы не имеют права запрещать кому-либо приобретать у них товары, это противоречит норме, установленной в ст. 426 ГК РФ («Публичный договор»). Торговым организациям запрещено «оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора», а необоснованный отказ в заключении договора (то есть отказ продать выставленный на продажу товар) можно оспорить в суде. «Яндекс Маркет» в этом смысле не отличается от обычного магазина, владельцам которых не приходит в голову выставлять на входе охраников, которые будут идентифицировать каждого и разворачивать тех людей, которые по какой-то причине им не нравятся, пусть даже эта причина будет прописана во внутренних правилах организации.