Яндекс.Станция

29 мая компания «Яндекс» представила своё первое и пока единственное устройство — умную колонку «Яндекс.Станция». Она обладает мощностью 50 Вт, управляется голосом с помощью ассистента «Алиса», а также может подключаться к телевизору и показывать фильмы. «Яндекс» начнёт продажи этого устройства летом по цене 9990 рублей.

Несмотря на относительно низкую цену, в «Яндекс.Станции» серьёзная начинка. За звук отвечают динамики Harman/Kardon, а за распознавание речи и работу голосового ассистента — логическая плата с четырёхъядерным процессором ARM Cortex-A53, 1 ГБ оперативной, 8 ГБ постоянной памяти и подключением к нейросети «Яндекса».

В колонке установлено три излучателя звука: вуфер мощностью 30 Вт и два 10-ваттных фронтальных динамика для поддержания стереоэффекта. Каждый из них отвечает за воспроизведение определённого спектра частот, но сценарий их работы зависит от громкости. На верхней части корпуса размещена круговая подсветка. Её цвет меняется от зелёного через жёлтый к красному. В первых двух режимах колонка хорошо распознаёт речь, а на красный цвет означает, что из-за высокой громкости «Алиса» не услышит команды. Ещё один немаловажный момент — на тихой и средней громкости колонка работает в моно-режиме, а стереорежим негативно влияет на распознавание речи, поэтому он активируется только на высокой громкости. Конструкция колонки разрабатывалась в Калифорнии, и инженеры использовали необычное размещение вуфера — он не обращён к слушателю, а «смотрит в пол». Качество звука из-за такого размещения немного пострадало, но это вынужденный компромисс — так колонке успешнее удаётся слышать речь. Для распознавания сказанного используется микрофонная матрица, составленная из семи микрофонов. Кроме того, с помощью специального алгоритма шумоподавления отфильтровываются звуки, которая издаёт сама колонка (ответы «Алисы», музыка, озвучка фильмов и т. п.), что значительно повышает точность распознавания.

«Яндекс.Станция» постоянно анализирует речь в ожидании команд, однако первичный анализ осуществляется самой колонкой на основе заранее вшитых ключевых слов, а нейросеть включается в обработку речи лишь в процессе общения пользователя с «Алисой».

«Яндекс.Станция» тесно связана с «Алисой», без голосового ассистента эта колонка становится практически бесполезной, а с его развитием в будущем она получит новые возможности. В отличие от Siri, Alexa, Cortana и Google Assistant, «Алиса» заточена под общение на русском языке и может просто «болтать», что нравится многим пользователям. В «Яндексе» считают, что основное предназначение «Алисы» и «Яндекс.Станции» — упрощать потребление контента. Пользователю не нужно изучать интерфейсы различных сервисов, особенности пультов управления устройствами, достаточно лишь отдавать команды обычной человеческой речью.

«Яндекс» также надеется, что пользователям придутся по вкусу «диалоги» — чаты с ботами и операторами различных сервисов внутри «Алисы», некий интернет в интернете. Эти диалоги очень далеки от совершенства, и «Яндекс» понимает, что сейчас они примерно такие же примитивные, как сайты в 90-х годах, а должны стать чем-то, чем являются мобильные приложения сейчас.

«Станция» и «Алиса» после появления «диалогов» — новая отправная точка для «Яндекса». «Яндекс» заимствует у американских гигантов вроде Amazon, Google и Apple идеи, которые никем не реализованы в России, пытается адаптировать их под местные реалии и угадать, придутся ли они по вкусу российским пользователям.



Канал iG в Telegram — t.me/iguides_ru