Железо может стать новым возобновляемым источником энергии



Простой вопрос: что, если бы мы могли обуздать весь этот вышедший из-под контроля процесс изменения климата, связанный с ископаемым топливом, и вместо него использовать что-то другое в качестве источника энергии? В качестве бонуса, что, если это что-то к тому же является одним из самых распространенных элементов на Земле?

Ответ прост: а давайте сжигать железо.

Конечно, поджигать железный слиток смысла немного — вы потратите куда больше энергии, чем получите. Однако измельченный порошок железа, смешанный с воздухом, достаточно легко воспламеняется. В процессе сжигания это смеси вы по сути производите реакцию окисления. В то время как углеродное топливо окисляется до CO2, он же диоксид углерода, железное топливо окисляется до Fe2O3. Не стоит пугаться сложной формулы — это всего лишь обычная ржавчина, она же оксид железа.

Ржавчина хороша тем, что это твердое вещество, которое можно собирать после сгорания. И это единственный побочный продукт всего процесса — на вход вы подаете железный порошок и воздух, а на выходе получается энергия в виде тепла и порошок ржавчины. У железа плотность энергии около 11,3 кВтч/л — выше, чем у бензина. Однако его удельная энергия составляет относительно невысокие 1,4 кВтч/кг, а это означает, что для заданного количества энергии железный порошок займет немного меньше места, чем бензин, но будет почти в десять раз тяжелее.

Другими словами, едва ли мы увидим в будущем автомобили, работающие на железе. Да и для обогрева дома железный порошок тоже подойдет не лучшим образом. Но он может быть идеальным для некоторых отраслей промышленности, где прямо сейчас тестируется его применение.


Реальный двигатель на железном порошке.

Исследователи из Технического Университета Эйндховена в течение последних нескольких лет использовали железный порошок в качестве топлива на практике, а в прошлом месяце они установили на пивоваренном заводе в Нидерландах систему нагрева железным порошком, которая отдает всю накопленную энергию пиву. Поскольку производство тепла из электричества может быть не эффективно для части промышленных применений (включая пивоварение), железный порошок является жизнеспособным вариантом с нулевым выбросом углерода, после использования которого остается только ржавчина.

Но что с ней потом делать? Здесь тоже все не так просто, потому что железо — это не просто накопитель энергии, это возобновляемый ее источник. Вы можете «перезарядить» ржавчину, отняв у нее кислород и снова превратив в железо. Сделать это непросто, но большая часть энергии и усилий, необходимых для того, чтобы оторвать эти О от Fe, вернется к вам, когда вы сожжете Fe в следующий раз. Идея заключается в том, что вы можете использовать одно и то же железо снова и снова, «перезаряжая» его, как своеобразный аккумулятор.

Чтобы обеспечить безуглеродный характер железного топлива, процесс «перезарядки» также должен быть безуглеродным. Существует множество различных способов использования электричества для превращения ржавчины обратно в железо, и консорциум под руководством исследователей Университета Эйндховена изучает три различные технологии, основанные на восстановлении горячим водородом (который превращает оксид железа и водород в железо и воду). Вот как они выглядят:

Конвейерная печь: по ленте оксид железа транспортируется через печь, в которую добавляется водород при температуре 800-1000 °C. Оксид железа восстанавливается до железа, которое слипается из-за жара, образуя металлический слой. Затем его можно измельчить, чтобы вновь получить железный порошок.
Реактор с псевдоожиженным слоем: это обычный химический реактор, но его использование для восстановления оксида железа водородом является новым. В реакторе с псевдоожиженным слоем реакцию проводят при более низких температурах, около 600 °C, что позволяет избежать слипания железа, но сам процесс занимает больше времени.
Реактор с увлеченным потоком: такой реактор обычно используется для мгновенного производства чугуна. В этом методе реакция осуществляется при высоких температурах, 1100-1400 °C, путем продувки оксида железа через реакционную камеру вместе с потоком водорода, что позволяет избежать слипания. Это может быть хорошим решением, но это новая технология, которую еще предстоит испытать.

И для производства водорода, и для тепла, необходимого для работы печи или реакторов, конечно, требуется энергия, но ее можно получать из электричества, которое может поступать из возобновляемых источников.


Процесс горения железного порошка.

Но раз для «перезарядки» такого «железного топлива» требуется водород, возникает очевидный вопрос: почему бы просто не использовать водород в качестве топлива с нулевым содержанием углерода? Проблема с водородом в том, что как с носителем энергии с ним не очень просто иметь дело, поскольку для его хранения требуются баллоны с высоким давлением, а сам он в смеси с кислородом воздуха может создать крайне небезопасный гремучий газ.

С другой стороны, железный порошок безопасен в обращении, хранится неограниченное время и может быть легко перемещен с помощью существующих вагонов для перевозки сыпучих грузов. Поэтому у него есть будущее в тех отраслях, где вес не является важным, а также возможен сбор получающейся ржавчины.

В дополнение к промышленному производству тепла (которое в конечном итоге будет включать модернизацию угольных электростанций для сжигания железного порошка), исследователи Университета Эйндховена изучают, можно ли использовать железный порошок в качестве топлива для больших грузовых судов, которые, с одной стороны, являются чрезвычайно «грязными» источниками выброса углерода, а, с другой стороны, не так прихотливы к весу топлива. 



Филипп де Гоуи, профессор технологии сжигания в Университета Эйндховена, сказал, что он надеется развернуть высокотемпературные тепловые системы на железном порошке мощностью в 10 МВт для промышленности в течение следующих четырех лет, а через 10 лет планируется переоснащение первой угольной электростанции для работы на новом топливе. Но, по словам де Гоуи, по-прежнему хватает проблем: «технология нуждается в доработке и развитии, рынок металлических порошков необходимо расширять, а металлические порошки должны быть частью будущей энергетической системы и рассматриваться как безопасная и чистая альтернатива».

По его мнению, железный порошок играет важную, но строго ограниченную роль в хранении, транспортировке и производстве энергии, чтобы дополнять другие источники с нулевым содержанием углерода. По словам де Гоуи, для энергетического будущего с нулевым выбросом углерода «нет победителя или проигравшего — нам нужны все».
18
iGuides в Яндекс.Дзен —  zen.yandex.ru/iguides
iGuides в Telegram — t.me/iguides
iGuides в VK —  vk.com/iguides
iGuides в Ok.ru — ok.ru/iguides

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

tellurian
+1316
Где столько железка взять?
Многие уже используют повторно.
16 ноября 2020 в 16:53
#
+1068
Ну не знаю, мне кажется это утопия...
16 ноября 2020 в 22:17
#
+4468
Простой вопрос : а что сели нет никакого влияния деятельности человека на изменение климата и он цикличен? И мы сейчас в начале одного из циклов подъема температуры и как следствие изменения климата? Просто мы ввиду слишком короткого срока наблюдения за климатом не в состоянии оценить и понять масштабы и длительность этих циклов. Хотя есть исследования , которые вполне могут подтвердить это предположение, просто вся эта борьба с потеплением на данный момент превратилась в политический и экономический рычаг позволяющий притормаживать и ограничивать развитие одних государств таким образом давая преимущество другим странам и экономикам.
16 ноября 2020 в 23:12
#
+1764
Пользователь удален Gabriel
Вы удивитесь, но климатологи вполне подробно могут рассказать о климате на Земле, когда по ней гуляли динозавры. Разумеется, точный прогноз погоды на месте Москвы 17 ноября 200 млн года до нашей эры вам никто не скажет, но те же залежи угля за полярным кругом и покрытая льдом Гренландия (дословно — зеленая земля) немало говорят о климате в прошлом. И да, на Земле были времена, когда полярных шапок не существовало, а на широте Мурманска росли пальмы. Только вот все дело в том, что повышения и понижения температуры происходили плавно, за десятки и сотни тысяч лет. А вот в случае с современностью за последние 150-200 лет наша планета потеплела больше, чем за предыдущие несколько тысяч, и темпы все ускоряются. В истории такого не было ни разу, откуда можно следать простой вывод — человечество ускоряет "разогрев" Земли, и если мы перейдем критическую точку — в Солнечной системе появится еще одна Венера.
17 ноября 2020 в 00:00
#
+1764
Пользователь удален Gabriel
более того если отталкивать от последних данных, то температура менялась скачкообразно.
А можно ссылку на это? Только не с рен-тв пожалуйста). На Земле банально нет процессов, которые позволяют естественным путем резко менять температуру, за исключением различных форсмажоров аля извержение супервулканов или падение крупных метеоритов, но это уже из другой области. Как бы температура жестко связана с охренелиардом других параметров, начиная от коэффициентов отражения различных поверхностей и заканчивая количеством пыли в воздухе, поэтому чтобы ее резко изменить, нужно глобально поменять сразу множество других переменных, у многих из которых к тому же есть обратные зависимости между собой. Как бы Земля на самом деле — штука устойчивая, раз 4 млрд лет выжила. Но это не значит, что «лодку нельзя раскачать и перевернуть», чем мы собственно сейчас и занимаемся.
все борцы на этом заработали перекроив рынки все сразу утихло
тоже очень интересная фраза. Просто статистика: самая известная дыра в озоновом слое над Антарктидой в 2019 году достигла минимума за 37 лет и продолжает уменьшаться. Таки видимо «борцы, перекроившие рынки», ей откат дали и она стала уменьшаться.
17 ноября 2020 в 17:55
#
Сергей
+78
Про скорость прошлых изменений тоже не известно
17 ноября 2020 в 03:48
#
Виталий Лимаренко
0
Конечно это интересно и ЗАМАНЧИВО, но почему-то до сих пор не этот метод масштабно не применяется. Значит есть еще другие «подводные камни» , которые мешают этому. Не думаю, что автор статьи полностью осведомлён во все тонкости это инженерного решения, и если хотел бы, то более обстоятельно изложил все плюсы и минусы, более доказательно пояснил бы почему это до сих пор не работает в промышленном масштабе.
17 января 2021 в 17:46
#
Ura Orlov
0
Как догадается народ что ежесекундно на их головы падает триллионы электрозарядов, как начнут собирать и аккумулировать их, если капельку мозгами подумают.
18 января 2021 в 12:33
#
Иван Ушаков
0
Хочется спросить любителей такого "экологичного" топлива и фанатов водорода: "А если вы тратите кислород на получение энергии и потом переводите его в воду, то где вы возьмёте столько кислорода??? Ведь естественного процесса превращения воды обратно в кислород и водород не существует!". В этом плане машины на бензине и дизеле реально становятся экологичнее.
30 января 2021 в 14:26
#
Евгений Репин
0
В результате у нас 3 химических реакции:
2Fe2O3+6H2=4Fe+6H2O (специально удваиваю, чтобы уравнять с остальными реакциями)
4Fe+3O2=2Fe2O3
6H2O=6H2+3O2 Цикл замкнулся. Что было, то и стало. По закону сохранения энергии суммарная энергия равна нулю, так что энергетического эффекта не получим. Наоборот, так как 100% КПД невозможен, потери энергии неизбежны, затратим энергии больше, чем получим.
3 февраля 2021 в 22:35
#
Александр Шулика
0
Чтобы получить профит нужно поставить рядом атомную электростанцию (которая и тепло дает и электроэнергию)
Ура! Получили много профита!
8 февраля 2021 в 10:42
#