Когда люди тупее зомби: обзор хоррора «28 лет спустя»

Артем
Снимок экрана 2025-06-24 101322.png

20 июня в мировой прокат вышел постапокалиптический хоррор «28 лет спустя» от авторов оригинальной ленты 2002 года «28 дней спустя» — режиссера Дэнни Бойла и сценариста Алекса Гарланда. Я посмотрел продолжение одного из самых лучших фильмов на тему нашествия зомби и спешу поделиться впечатлениями. Внимание: будет много спойлеров (но их можно пропустить)! Первый из них — каждая буква в новой главе о выживании человечества — это очень плохо.

Подписаться на iGuides в Telegram, чтобы узнать обо всем первым — t.me/iguides

Содержание:

Вступление
• Сюжет
• Бойл и iPhone
• Гарланд и многослойность
• Итог

Вступление

В 2002 году в мейнстримную волну зомби-хорроров ворвался Дэнни Бойл и его «28 дней спустя» с молодым Киллианом Мерфи. Фильм о вирусе ярости буквально пересобрал уже закрепившийся поджанр. Теперь это не прятки от бродящих мертвяков в условной закусочной на обочине, а напряженный «выживач», где зараженные реагируют на каждый звук и проворны аки Том Круз в свои лучшие годы. Напомню, главный герой просыпается на больничной койке, один посреди Лондона, в котором экотеррористы учинили некоторое дерьмо с непредсказуемыми последствиями. 

Снимок экрана 2025-06-25 092806.png

Второй отличительной чертой ленты стало смещение сюжетного акцента в сторону психологизма. За оберткой зомби-апокалипсиса крылась еще не избитая (на тот момент) истина: человеческая сущность порой куда более отвратительна и жестока, чем ходячий полуразложившийся кусок плоти, движимый инстинктами.

Кроме того, с финансовой точки зрения «28 дней спустя» был снят буквально на коленке — всего $8 млн на съемки, почти столько же ушло на раскрутку. В 2002 году такие фильмы попадали в категорию среднебюджетных. Однако тогда Бойл, благодаря своему авторскому видению и мастерству, выдал одну из самых запоминающихся и напряженных картин в своем жанре.

Снимок экрана 2025-06-25 092931.png

Открестившись от «28 недель спустя» Хуана Карлоса Фреснадильо, после тринадцати лет перерыва анонсировали «28 лет спустя» — каноничное продолжение оригинальной ленты. К производству вернулись Бойл и Гарланд, вооружившись десятками «айфонов» для съемки. Подобные коммерческие идеи, намекающие на некую ангажированность со стороны Apple, уже вызывали настороженность. Но похоронила фильм вовсе не «яблочная» съемка.

Внимание! Далее будут сюжетные спойлеры с кучей критики. Если вы не смотрели фильм или не желаете читать субъективный бубнеж — делаем тык-тык сюда Пропустить абзац

Сюжет

С начала эпидемии прошло 28 лет. Зараженные все еще снуют по окрестностям Великобритании, которая находится на постоянном карантине, а французские и шведские лодки патрулируют воды, чтобы обеспечить его соблюдение. Силы у ходячих трупов уже не те — выжившие сбились в коммуны, а посему остается питаться не человеченкой, а дождевыми червями, требухой белок и оленей да лесной корой. От такого скудного рациона зомби потихоньку вымирают, ползая по земле в предсмертной агонии. 

Снимок экрана 2025-06-24 101521.png

Одна из выживших групп нашла пристанище на небольшом острове, связанном с большой землей дамбой, пройти по которой можно лишь во время отлива. В этот период жители покидают деревню в поисках еды, воды, дров и прочего. Покинувших пределы деревни спасать никто не будет — таковы местные правила безопасности. А чтобы не хоронить граждан заочно, соискатели добычи должны проходить строгую подготовку перед рискованной вылазкой. Ведь так?

Снимок экрана 2025-06-24 101210.png

Лучник Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон) живет вместе с 12-летним сыном Спайком (Элфи Уильямс) и женой Айлой (Джоди Комер). Последняя почти не встает с кровати, страдает внезапными приступами гнева и спутанностью сознания. А поскольку врачей среди поселенцев нет, мужчинам остается лишь поддерживать ее жизнь крохами еды. 

Снимок экрана 2025-06-24 101835.png

Однажды Джейми решает, что пареньку бы уже пора становиться мужчиной и пройти негласный обряд инициации — совершить свое первое зомбо-убийство. А заодно набрать с собой чего-нибудь полезного с большой земли. Они дожидаются отлива и отправляются в лес. Казалось бы, десятилетия набегов плотоядных мертвяков должны были отточить навыки выживания до идеала. Но Джейми, судя по всему, в этот период ковырялся стрелой в носу. 

Снимок экрана 2025-06-24 101110.png

Кто бы мог подумать, но очень скоро приключенцев встречает дюжина проворных зараженных, а горе-охотник не удосужился взять с собой достаточное количество стрел. И вот уже батя и сын вынуждены сверкать пятками с пустым колчаном на перевес, двигаясь в сторону дома. Сделать отпрыска мужиком тоже вышло так себе. Тугая тетива вызывает у пацана тряску в руках, а осознание убийства тварей — дрожь в коленях. Видимо, о главной угрозе ребенку тоже рассказать забыли.

Снимок экрана 2025-06-24 101424.png

Но лучше поздно, чем никогда. Джейми посвящает сына в особенности местной фауны только в момент прямой угрозы. Так, на бегу Спайк узнает об Альфе — новом особо сильном подвиде мертвяков, что и десяток стрел не свалят, и пули берут с трудом. 

Снимок экрана 2025-06-24 101021.png

Между тем малой замечает вдали костер. По словам отца, его жжет отшельник, кукуха которого упорхнула в дальние края уже много лет назад, а по сему приближаться к нему строго не рекомендуется. Логике психолога-выживальщика можно только позавидовать. Первичный анамнез: незнакомец массово сжигает трупы зараженных, вероятно, чтобы предотвратить распространение бешенства. Диагноз: больной на всю голову, крайне опасный тип.

Худо-бедно семейный подряд добирается до родной деревни. К слову, забор, которой «оберегает» жителей от зомби, легко пропустит стадо коров.

Снимок экрана 2025-06-25 020012.png

Помимо полных карманов ничего (и фрисби!) Джейми принес в деревню набор упоительных историй, как шустро его отрок расправляется с трупаками. После накидывается в местном пабе и скрывается под юбкой молоденькой соседки. Все это видит Спайк. Разочарование в отце дополняет инфа о загадочном костре и том, что жжет его бывший врач.

Пацан получает +5 к храбрости и логике, выгоняет отца из дома и вместе с матерью собирается в путь к лекарю, дабы найти причину недуга. План побега надежен, как швейцарские часы: поджигаем сарай с самым необходимым (в начале фильма нам крупным планом показали, что там даже есть объявления о важности и редкости собранных там вещей) и ускользаем через ворота, пока надзиратели тушат огонь. Информацию о том, что из деревни можно уходить без ущерба соплеменникам и никто тебя держать не будет, Спайк прозевал. 

Снимок экрана 2025-06-24 101451.png

Дойдя до заброшки, парочка устраивают ночной привал. Оба дают крепкого храпака, оперевшись на кирпичную стену. Бдительности Спайка можно только позавидовать — тот не слышит хрипение трупака на расстоянии пары сантиметров от его уха. Но материнский инстинкт номер раз спасает мальца — Айла просыпается и в пелене безумия прикладывает зараженного голыми руками. На утро парочка не может понять, что рядом с ними делает тело. Причины две: приступ ярости матери и крепчайший сон сынули.

Следующая остановка — заброшенная заправка. Герои прячутся от толпы зомбарей, а по всему залу витают карикатурные пары топлива. И если бы не заблудившийся вояка Эрик (Эдвин Рюдинг), быть путникам кормежкой. От выстрела бензин детонирует, разносит здание и — склейка — все живы и здоровы, потому что легли на пол. 

Снимок экрана 2025-06-24 101153.png

Недолго пререкаясь, солдат соглашается примкнуть к путешествию, взвалив Айлу к себе на плечи. Но трупы-трупами, а отдых по расписанию. Компашка чилит посреди поля, Эрик показывает Спайку фото своей девушки на таком неведомом устройстве, как iPhone. И тут с двух ног врывается минутка юмора: даму на снимке Спайк сравнивает с диким аллергиком из-за ее филлерного лица и перекачанных губ. Гаджет разряжается и подлежит выбросу. Почему? Да просто так.

Снимок экрана 2025-06-24 101817.png

Спустя время, побег от зараженных приводит их к материнскому инстинкту номер два. Посреди заброшенного вагона поезда Айла натыкается на зомби-роженицу. Существо так жалобно смотрело, что мимо не пройти — надо срочно принимать роды. За пару секунд акушеры смекнули — дите здоровое (правда никакого крика новорожденного) и его непременно стоит вырастить самим. Эрику же такие доводы пришлись не по душе, но зомби Альфа-батя пресек намеченную экзекуцию своего чада. В итоге беглецов спасает доктор Келсон (Рэйф Файнс) — тот самый безумец, к которому они шли. Убивать Альфа-зомби, конечно же, не стали, просто усыпили.

Снимок экрана 2025-06-24 101256.png

Келсон провожает путников в свою обитель, попутно объясняя свой красный цвет кожи — йод и обеззараживает, и не дает учуять дух людской. Вероятно, за все время одиночества лекарь и впрямь немного двинулся головой и на досуге возвел из костей трупов что-то вроде храма. У костра мальчик поднимает главный вопрос — что с матерью. Доктор пальпирует Айлу, задает несколько вопросов и делает вывод — это или рак мозга, или какой-то другой рак, который дал метастазы по всему телу. Что это такое и почему болячку не излечить, Спайк конечно же не понимает. Между тем, по обоюдному согласию, малого успокаивают транквилизатором, а терапевт назначает пациентке сеанс кремации. 

Снимок экрана 2025-06-24 101234.png

Преисполненный жизненными уроками, в том числе, что порой лучше сидеть дома, парень отправляется с ребенком в родное село. По пути Альфа-зомби в надежде вернуть сына минусует доктора, а Спайк оставляет корзину с найденышем у врат бывшего дома. В назидание за обман среди пеленок горе-отец, изменник муж и так себе лучник Джейми находит записку с объяснением, что новорожденная здорова (по глазам видно!) и ее надо назвать именем жены. Сынишка же отправляется в мир опасностей и приключений налегке.

Снимок экрана 2025-06-25 095430.png

Финальная сцена напрямую связана с первыми кадрами фильма. Но этот шок-контент с заделом на продолжение лучше увидеть самому.

Бойл и iPhone

еоякаепояанлчяпнрбчпб.png

Начнем с хорошего. Несмотря на съемку с iPhone 15 Pro Max, «28 лет спустя» не лишен своей красоты. В нем заметен авторский подход Дэнни Бойла: есть интересные ракурсы, хорошая динамика сцен, а ретроспектива нового уклада человечества под стих Редьярда Киплинга «Boots» (в официальном русском переводе «Пыль») — вызывает неподдельное чувство тревоги. Не мудрено, ведь эти строки в силу психологического эффекта долгое время использовали для подготовки элитных солдат к условиям плена и пыток.

Снимок экрана 2025-06-24 101929.png

Картинка сочная, и с этим сложно спорить. Опустошенная Британия сменилась красотами первозданной природы, особенно запоминается эпизод побега по дамбе на фоне северного сияния. 

Снимок экрана 2025-06-24 101903.png

Сражения с зараженными тоже смотрятся бодро, но с некоторыми оговорками. В момент фатального вхождения стрелы в плоть зараженного, камера резко смещается в противоположную сторону. Эффектно, стильно, словно смачный хедшот в шутере от первого лица. Но случается это так часто, будто режиссер впервые открыл для себя новые грани съемки и эксплуатирует прием по поводу и без. Вспомните, какое впечатление произвело замедление пули в середине первой «Матрицы». А что если каждый второй выстрел агента в сторону Нео запускает слоумоушен? Все хорошо в меру. Впрочем, ко второй половине фильма Бойл наигрался и снимал в более привычном формате. 

Снимок экрана 2025-06-24 101048.png

По режиссерской части претензии к «28 лет спустя» можно считать придирками, но вот работа напарника вызывает очень много вопросов.

Гарланд и многослойность

Снимок экрана 2025-06-24 101403.png

Я очень люблю ранние работы Алекса Гарланда как сценариста, так и режиссера. Помимо оригинального «28 дней спустя» он писал сценарии к фильмам «Пляж» с Ди Каприо и «Пекло» с Киллианом Мерфи. Позже к портфолио присоединились мрачный футуризм «Из машины» и артхаусные «Аннигиляция» с «Родом мужским». Истории этих лент не тянули на «Оскар», они были просты, доступны для интерпретаций, но главное — целостны. Я не против сложносочиненных сюжетов, но кажется Гарланд упорно не хочет признать, что подавать таковые он не в силах. 

Снимок экрана 2025-06-24 101723.png

«28 лет спустя» очень схож в подаче с «Падением империи». Сценарист будто набросал чек-лист с остросоциальными темами, но не знает, как их комплексно и внятно обыграть. Зрителю рассказывают то о взрослении Спайка, то поднимают вопрос о предательстве родителя, через пять минут затрагивается тема материнства, а за ней резкий переход к природе человечности и принятию смерти. Все вышеперечисленное не успевает вызвать каких-либо эмоций, потому что времени на раскрытие тем не выделили, они просто есть, существуют в вакууме. Сюжет буквально пропихивается вперед, а там где это не удается, появляется гигантская монтажная брешь. То же самое касается и актерской игры — героям банально не дали показать себя в полной мере.

Снимок экрана 2025-06-24 101134.png

По части логики «28 лет спустя» — это отличное руководство по вымиранию. Отец ведет в боевое крещение сына, но за 12 лет не научил его азам выживания и встрече с противником. На вылазку, из которой мало кто возвращается живым, герои идут с минимальным запасом стрел и без продовольствия. Вчера парень признает, что не готов к сражению с зараженными даже с отцом, а сегодня тянет в смертельно опасную чащу собственную больную мать. Внезапный приступ заботы о новорожденном — отдельный разговор о нелепости. 

Снимок экрана 2025-06-24 101706.png

И все это можно было простить герою «28 дней спустя», который буквально вчера жил нормальной жизнью, а сегодня проснулся в полумертвом мире. Персонажи этой ленты обитают среди мертвецов уже без малого 30 лет и, похоже, неплохо так деграднули. Зато зомби научились размножаться. 

Итог

Снимок экрана 2025-06-24 101606.png

Кратко — не стоит это смотреть. Даже при достойной работе Дэнни Бойла защищать «28 лет спустя» нет никакого желания. Поверхностное, рваное и лишенное всякой логики повествование Алекса Гарланда вызывает по меньшей мере недоумение. Я откровенно не понимаю восторга критиков как западных, так и наших, что посчитали зомби-хоррор умным только за обилие поднятых тем. Куда больше понимания мне встретилось среди коротких комментариев на различных торрент-трекерах. Быть может это я не смог перестроиться под новые правила градации хорошего кино.

Между тем, из «28 лет спустя» уже сделали трилогию. Вторую часть — «Храм костей» — покинет Дэнни Бойл. Ему на смену придет Ниа ДаКоста, известная режиссурой «Капитана Марвел 2», который в 2024 году имел честь стать самым провальным фильмом в комиксной вселенной. В третьем обещают вернуть Киллиана Мерфи. Сценарист со своего поста уходить не планирует.
0
iGuides в Дзене —  dzen.ru/iguides
iGuides в Telegram — t.me/iguides
iGuides в VK —  vk.com/iguides
iGuides в Ok.ru — ok.ru/iguides

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

+190
Кинокритик………
25 июня 2025 в 11:07
#
EDD
+693
Тоже заметил поразительное сходство с обзором известного ютюб-канала "Кинокритика"?😅 Или просто обозвал?😂
25 июня 2025 в 11:24
#
EDD
+693
EDD
Я не пойму, а нафига ты тут сюжет пересказываешь??
25 июня 2025 в 11:25
#
+4
Люди не знают про функцию спойлер.
25 июня 2025 в 12:39
#
+299
Да хороший разбор, че пристали. Мне понравился 😂
25 июня 2025 в 13:19
#
+214
Спасибо за пересказ. Теперь хоть смотреть не надо.
25 июня 2025 в 20:50
#
+243
Это уже какая-то общая тенденция в кино — отсутствие логики, может, они подключают нейросеть к созданию сценария, а потом сами не читают, то что она наваяла, и так сойдет…)))
25 июня 2025 в 21:45
#
0
k j
Досмотрел фильм, и не понял на что потратил 2 часа, и никаких эмоций. Это скорее похоже на пилотный эпизод какого-то сериала, никак не связанного со вселенной первых двух фильмов. В первых двух частях, во-первых, был цельный и понятный сюжет. Действия и мотивы гражданских понятны, действия и мотивы военных понятны, действия и мотивы зараженных понятны. Во-вторых, зараженные пугали, пугали своей внешностью, неадекватностью, скоростью и жестокостью. Чувствовалась та самая Ярость. Даже сейчас при пересмотре страшно (и, вместе с тем, интересно) представить себя на месте выживших. А 28 лет спустя — будто какой-то отдельный фильм. Даже в начале кривляния заражённых, когда они вламывались в церковь, не имеют ничего общего с оригинальными двумя фильмами — вспомните начало 28 недель спустя и сравните его с началом нового фильма. Про сюжет вообще молчу, автор всё хорошо расписал.
26 июня 2025 в 19:37
#
green e
0
Автор, в фильме нет ходячих трупов, это больные бешенством люди. Они не жрут человечину. В самом первом фильме они просто не могли питаться и пить, поэтому погибали. Далее режиссер решил придумать им эволюцию благодаря которой они научились сдерживать агрессию и есть пить. Питаются они всем подряд, мясом, могут фрукты есть, все что угодно. Вполне возможно и человечину если попадется, но это не значит что они едят только ее, это не зомби, это скорее дикари с мышлением зверей. Ползующие зараженые это один из видов. Они такие не потому что жрать нечего, наоборот еды много — олени например. Просто видимо сам по себе образ этих существ жуткий, вот и решили их добавить для эффекта.
5 июля 2025 в 13:19
#