The Steam Controller — это инновация среди классических геймпадов. Геймеры уже успели оценить быструю реакцию тачпадов и обширные возможности кастомизации девайса, но, с другой стороны, пришлось пройти терновый путь обучения новому устройству. Девайс подвергся недельному тестированию и теперь посмотрим, стоит ли бежать в магазины или ждать новой ревизии.

Плюсы

  • Обширные возможности кастомизации;
  • Быстрый отклик тачпадов;
  • Креативное смешение старого и нового.

Минусы

  • Тачпады иногда неудобны;
  • Подойдет не для каждого жанра;
  • Слишком привязан к режиму Big Picture в Steam.
Steam Controller вид спереди

Steam Controller: что это?

Сложно поверить, как быстро летит время. Всё ещё вспоминается волнительное ожидание того дня, когда Valve впервые объявили, что они не только разрабатывают свою собственную операционную систему, основанную на Linux и линейку игровых ПК, названных Steam Machines, но ещё и свой собственный геймпад.

Хотя оригинальный дизайн Steam Controller и Steam OS интересен, поначалу он слегка смущает. С того дня прошло более двух лет, и в то время мы видели ровно одну Steam Machine на рынке (Alienware Alpha)  и ещё 14 — в производстве.

Когда моё восхищение прошло, встали неудобные вопросы. Когда выйдет Steam Controller? Что будет отличать его от геймпада Xbox 360, стандарта для игр на PC? И тогда мы получили плохие новости: видение будущего от Steam откладывается, да не на несколько месяцев, а на несколько лет. Эта задержка расстраивала меня тогда, если не вводила в уныние.

Steam Controller вид стиков

Но это не было плохо. Задержка релиза дала Valve время переориентировать геймпад, переработать его с учетом функциональности, а не дизайна.

Steam Controller «умнее» конкурентов благодаря продвинутому программному обеспечению, отзывчивей благодаря HD haptic тачпаду и во всём лучше прототипов, которые мы видели почти два года назад.

Это один из трех компонентов того, как Valve видит гостиную (SteamOS и Steam Machines — два других компонента), но как отдельный товар он слишком ограничен режимом Big Picture в Steam.

По своей природе, Steam Controller — это всё вовлекающая платформа, а его функциональность сегодня сильно отличается от функциональности полугодовой давности. Единственное, что остается неизменным – это дизайн геймпада.

Steam Controller схема

Дизайн

Там, где в изначальной версии присутствовали четыре центральных кнопки и так называемые, lacked face кнопки, в итоговой всё наоборот. У геймпада есть 13 кнопок, семь на лицевой стороне и шесть по бокам.

В левом верхнем углу находится тачпад, а справа четыре знакомых цветных кнопки - A, B, X и Y – так же, как и на других тачпадах. Посередине находится эмблема Steam, рядом кнопки Start и Back.

Большую часть лицевой стороны геймпада занимают два круглых тачпада. Левый может быть использован для пользовательских команд – например, для воздушных ударов в Battlefield — или для движения в большинстве игр, а правый используется для контроля камеры и обзора. Они пластиковые, как и сам геймпад, но имеют матовое покрытие для удобства пальцев.

Один из стиков вогнутый с прорезиненной поверхностью, как у Xbox One. Он несимметричен без второго стика и оставляет фантомное ощущение неправильности при каждой попытке дотянуться до того, чего нет.

Перевернув геймпад, я обнаружил несколько мягких триггеров,  два бампера и скрытый набор кнопок там, где пальцы лежат на внутренней поверхности рукояток. Последние часто встречаются на доработанных версиях геймпадов от PDP или Mad Catz, но крайне редко на первых, вплоть до Xbox Elite Wireless Controller.

Бамперы находятся на крышке, под которой скрыты батарейки — практически уникальное решение. Сомневаюсь, что использование стандартных АА-батареек вместо перезаряжаемых — хорошая идея, но решение снизить стоимость геймпада понимаю.

Рукоятки геймпада закруглены на концах и вогнутые посередине. Это серьезное отступление от классического дизайна. С одной стороны, так проще использовать тачпад, благодаря тому, как рукоятки поднимают ладонь над большим пальцем. С другой стороны, так сложнее дотянуться до кнопок на лицевой стороне.

Внутри геймпада находятся гироскоп и акселерометр, позволяющие вам управлять персонажем непосредственно движением геймпада в некоторых играх. Таких проектов невероятно мало, но это вопрос времени.

Удобная игра с Steam Controller

Производительность

Первой игрой, в которую мне удалось поиграть на Steam Controller, была демо-версия Unreal Tournament.

На удивление, для первого раза в новой игре на новом геймпаде, я сыграл лучше, чем ожидалось. К использованию тачпада для наведения вместо второго стика пришлось привыкать, но с помощью автонаведения, я вытянул на положительный рейтинг убийств к смертям.

Впрочем, он был неидеален, и определенно не столь интуитивен, как оригинальный Unreal Tournament с мышью и клавиатурой.

Steam Controller вид сзади

Попробовав геймпад в тех играх, в которые раньше игралось с другими контроллерами — The Binding of Isaac, Assassin’s Creed — не было выявлено сильной разницы.

Возможно, для FPS, вроде Team Fortress 2 или Counter-Strike Global Offensive, это не так. Но каждый раз, когда я сталкивался с игроком с геймпадом Xbox 360, творение Microsoft вырывалось вперед. Уверен, дело в опыте игры с детищем Valve.

Другая проблема — подозрительная несовместимость с другими геймпадами. Я слышал о нескольких ситуациях, в которых совместное использование геймпада Xbox 360 и Steam Controller «вешало» PC, или случаях, когда режим Big Picture в Steam распознавал Controller как менее функциональную мышь. Я отправил в Valve отчеты об ошибках, на чем остановился.

Управление краудсорсингом

Несмотря на то, что Steam Controller для одних жанров подходит лучше, чем для других, это не означает, что никто не придумает его революционного использования.

Когда Steam Controller станет стандартом для геймеров, они смогут разрабатывать свои собственные схемы настройки кнопок, сохранять их в своём профиле Steam, экспортировать их и делиться ими с сообществом. Возможно, фанатские настройки станут даже популярнее официальных, как в случае с аддонами к World of Warcraft. Это может избавить разработчиков от необходимости придумывать идеальные настройки самостоятельно.

Настройки Steam Controller на сайте

Касательно кастомизации. Каждая кнопка понимает длинное нажатие как турбо-эффект. Каждая кнопка может быть зажата для смены режима, позволяя назначить новую команду для каждой другой кнопки. Steam сохранит ваши персональные настройки и покажет наиболее популярные чужие. Это та кроличья нора, которую искали многие геймеры на протяжении долгих лет.

Вердикт

Steam Controller полнится нереализованным потенциалом — в нём полно «детских болезней». Он весьма сильно зависит от стараний сообщества.

Дизайн  геймпада довольно странный, и его нельзя обойти. Закругленные рукоятки сложнее удержать, и, что куда хуже, с них сложнее дотянуться до кнопок A,B,X,Y, если у вас маленькие руки. Двухфазные триггеры – это неплохой концепт, но они слишком мягкие и им недостает той эргономичности «заячьих» триггеров (hair triggers).

Другая ложка дёгтя – это общее ощущение от геймпада как от экстравагантного аксессуара, нежели как от серьезного конкурента лидерам рынка. Мне больше понравилось не играть с этим геймпадом, а делать что-то необычное – например, переназначать кнопки на случайные команды.

The Steam Controller это живая, меняющаяся периферия, которая может как революционно улучшить ваши впечатления от игры, так и оставить ужасное впечатление. Он отличается от прочих, но это хорошо.

На данный момент отличие Steam Controller в том, что он - скорее инновация, нежели готовый к бою геймпад —  если вам нужно последнее, приглядитесь к Xbox Elite Wireless Controller —  а наиболее приятным впечатлением от него может остаться проба забавных схем настроек, созданных сообществом.

Если что Valve и знает, как делать — так это создавать платформу. Это лишь первые месяцы после старта триала. Дайте геймпаду и сообществу время для настройки функциональности, и никто не подскажет, когда экосистема Steam захватит вас.

Если вам интересны новинки, вы хотите посмотреть, с чего начинается следующая великая идея Valve и мыслите за пределами зоны комфорта, этот геймпад — именно то, что вы ищете.