Деньги

По данным «Коммерсанта», в Роскомнадзор и МВД поступило несколько жалоб интернет-пользователей, которые утверждают, что стали жертвами мошеннической схемы. Они получали предложение поучаствовать в беспроигрышной лотерее или опросе с гарантированным денежным призом, после чего их просили прислать копии документов, данные банковских карт и заплатить за комиссию для перевода денег.

Сервер, к которому подключен мошеннический сайт, эмулирует плательщика на сайте Tele2, и сумма переводится в пользу заранее купленной сим-карты.

Утверждается, что мошенники использовали для вывода средств личный кабинет на сайте оператора Tele2.

Сервис ChronoPay, обрабатывавший денежные потоки абонентов Tele2, заметил аномальный рост переводов и включил собственные фильтры, после чего оборот вернулся на прежние показатели. Tele2 отказался от сотрудничества с ChronoPay, и сейчас трафик платежей и переводов идёт через шлюзы Газпромбанка.

Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что уязвимость в системе платежей, которая позволила запустить мошенническую схему, создал сам Tele2, чтобы увеличить среднюю выручку с абонента, а также нарастить абонентскую базу за счёт тех SIM-карт, что используются для вывода средств.

Есть впечатление, что она [уязвимость в системе платежей] создана оператором осознанно, чтобы продемонстрировать рост ARPU и оборота, который может достигать за месяц нескольких процентов.

Tele2 отрицает, что это так, поскольку увеличение выручки и абонентской базы в этом было бы слишком незначительным. Оператор утверждает, что в последнее время не получал жалоб на мошенничество со своими SIM-картами, в том числе из-за того, что успешно борется с фродом и установил лимиты на вывод средств в соответствии с требованиями законодательства.

Tele2

Муртазина это объяснение не устроило, о чём он рассказал в твиттере. Аналитик считает, что оператору следовало бы опубликовать данные об объёмах денежных переводов и количестве SIM-карт, через которые выводятся средства.

Муртазин

Я выяснил, что рекламные объявления с просьбой пройти опрос за вознаграждение в несколько десятков тысяч рублей встречаются в мобильных играх и приложениях социальных сетей, в том числе Instagram. Для придания достоверности в рекламе используется торговый знак «Сбербанка». Объявления распространяются через рекламный сервис Facebook, причём соцсеть не признаёт их мошенническими и не блокирует по жалобам пользователей.

Facebook



iGuides в Telegram — t-do.ru/igmedia
iGuides в Яндекс.Дзен — zen.yandex.ru/iguides.ru