Крупнейшие в мире социальные соцсети последние пару лет воруют идеи друг у друга настолько обильно, что стали почти одинаковыми. Почему так происходит и не приведёт ли это к тому, что в какой-то момент их будет невозможно различить?

Основной заработок социальных сетей — реклама. Чем больше времени пользователь проводит на сайте или в приложении, тем больше он успевает посмотреть рекламы, а с этим растёт выручка сервиса. Само собой, все сервисы заинтересованы в получении денег, поэтому они стараются добавить как можно больше возможностей, которые удержали бы пользователей и вовлекли их, не отпуская к конкурентам. В результате когда-то уникальные соцсети утрачивают свои отличительные особенности и предлагают пользователям то же самое, что есть у других.

Сильнее всех в копировании преуспел Facebook. Он встроил в своё титульное приложение, а затем в Facebook Messenger и принадлежащие ему Instagram и WhatsApp практически все возможности Snapchat, в том числе «Истории» — раздел с самоуничтожающимися фотографиями и видео, которые можно разукрасить стикерами, эмодзи и подписями. У Facebook давняя зависть к Snapchat: Марк Цукерберг хотел приобрести этот сервис, но получил отказ и выпустил несколько приложений, копирующих его возможности: Poke, Slingshot и Falsh. Ни одно из них так и не стало популярными, поэтому их пришлось закрыть.




Большинство современных соцсетей, включая «ВКонтакте», предлагают одни и те же функции: новости СМИ, пабликов и друзей, личная переписка, уничтожающиеся через какое-то время сообщения, обмен файлами и живые трансляции. Как только какой-нибудь сервис внедряет новую функцию, которая становится популярна, её тут же копируют все остальные. Судебных разбирательств, когда одна компания пыталась бы запретить всем остальным использовать её изобретения, ещё не было, ни у кого не возникало претензий по поводу даже самых очевидных заимствований.

Конечно, в мире существует немало нишевых соцсетей, специализирующихся на чём-то одном (например, на VR-контенте, любительской музыке или пении под караоке). Эти сервисы не претендуют на универсальность, их (как когда-то Instagram) ценят за конкретную направленность, поэтому им нет смысла воровать друг у друга идеи.

Популярным соцсетям и мессенджерам, по всей видимости, придётся и дальше подстраиваться под тренды, потакая интересам и запросам пользователей. Это приведёт к тому, что у них будет ещё больше сходства. Никакой проблемы в этом нет: люди останутся там, где им нравится больше всего и где им комфортнее общаться с друзьями и единомышленниками.