Yota и Билайн

Одной из самых распространенных и обсуждаемых жалоб на мобильную связь в последнее время стал тот факт, что абоненты «Билайна» не могут дозвониться владельцам SIM-карт Yota. Исходящие вызовы не проходят и все тут. Иногда требуется десяток попыток, чтобы все-таки услышать в трубке неторопливые гудки. В настоящий момент обе компании — что Yota, что «Билайн» — уверяют абонентов, что все проблемы будут исправлены в ближайшее время, пусть даже сперва без разбора валили вину друг на друга. Впрочем, проблема все-таки остается, а раз так, хочется хотя бы узнать подробнее о ее причинах в ожидании нормального дозвона. Компания Yota опубликовала в блоге на Хабрахабр рассказ о технической стороне проблемы и причинах того, почему в одну сторону все работает идеально, а в другую — случаются постоянные сбои. Вкратце ситуацию можно обрисовать следующим образом: «Вымпелком» не провел своевременное масштабирование собственной сети, недооценив динамику роста абонентской базы Yota. Сегодня мобильной связью молодого оператора пользуются более миллиона человек, не считая клиентов модемного продукта.

Немного теории

Являясь полноценным MVNO-оператором, Yota получает у своей материнской компании «МегаФон» возможность использования существующей радиосети и коммутационного оборудования. В каждом регионе Российской Федерации есть так называемые сигнальные точки. С них производятся настройки и организуются голосовые присоединения по различным направлениям.

В стандартной схеме организации связи используются: ТМгУС (телефонные междугородные узлы связи) и прямые транки СПС-СПС (сеть подвижной связи), которые также называют прямым присоединением. Обычно операторы используют ряд прямых соединений с сетями других операторов. То есть СПС оператора А—СПС оператора Б, СПС оператора А—СПС оператора В и т.д. Однако в схеме организации связи Yota прямых присоединений нет, поскольку они являются MVNO-оператором, для которого основной партнёр организовал все присоединения в смежные сети по всей стране. По этой причине весь трафик в сторону СПС-операторов (и от них) идёт через междугородное присоединение. 

У каждого оператора есть свои МГ-узлы. Когда абонент «ВымпелКома» вызывает клиента Yota, то исходящий трафик сначала поступает на МГ-узел «ВымпелКома», а затем либо передается на МГ-узел «МегаФона» и далее в Yota, либо идет через альтернативных транзитных операторов. Каждый оператор вправе самостоятельно выбирать сценарии доставки вызовов своих абонентов на внешние сети, исходя из коммерческих приоритетов, качества и надежности доступных маршрутов, а также множества других критериев. Эта модель пропуска трафика, с теми или иными особенностями, организовывается в каждом субъекте РФ. Каждому оператору в каждом регионе приходится адаптировать свою схему организации связи в зависимости от структуры сети, количества своих абонентов и абонентов других операторов, соотношения количества входящих, исходящих вызовов.

Проблема недозвона

При создании схемы организации связи любого нового оператора в обязательном порядке заключаются межоператорские договоренности об обмене трафиком между МГ-узлами каждого из операторов. Это в полной мере относится и к Yota: всем операторам во всех субъектах РФ своевременно были разосланы оповещения о том, нумерация Yota запущена на базе сети «МегаФона», что нужно маршрутизировать определенные диапазоны в определенные транки. От всех операторов, включая «ВымпелКом», были получены подтверждения. Это стандартная и обязательная процедура, определяемая регулятором вот уже несколько лет. Дополнительно с основными операторами в каждом субъекте РФ были проведены тестирования обмена трафиком.

Как следует из описанного выше, говорить, что недозвон некоторых абонентов «ВымпелКома» на нашу нумерацию связан с существующей схемой организации связи, некорректно. Если бы это было так, у клиентов Yota с самого начала не было бы связи ни с «Билайном», ни с другими операторами. Проблема заключается в другом. Важно понимать, что на междугородном направлении присоединения у операторов зачастую однонаправленные. То есть трафик от абонента оператора А к абоненту оператора Б идет одним маршрутом, а обратный трафик — другим. И каждый оператор самостоятельно отвечает за организацию исходящего трафика своих абонентов на все остальные нумерации. Применительно к сложившейся ситуации — «ВымпелКом» обеспечивает возможность совершения вызовов от их абонентов на нумерацию Yota, а Yota обеспечивает вызовы на нумерацию «ВымпелКома».

Нюанс в том, что каждому оператору регулярно приходится расширять присоединения к междугородным узлам других операторов. Делается это увеличением либо числа потоков Е1 (каждый обеспечивает одновременно до 32 голосовых соединений), либо SIP-транков. Когда у оператора растет клиентская база, это приводит к росту исходящих звонков на нумерацию этого оператора. Если расширение не проводить, то рано или поздно пропускной способности имеющихся потоков станет недостаточно. И тогда клиенты начнут испытывать затруднения с дозвоном на номера оператора, присоединение к которому не было расширено. Именно это и стало причиной того, что некоторые абоненты «ВымпелКома» не могут дозвониться до клиентов Yota: присоединение не было своевременно расширено. На текущий момент наибольшие затруднения с дозвоном из сети «ВымпелКома» на нумерацию Yota отмечены в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах-миллионниках.

Компания Yota отмечает, что аналогичная проблема также была в конце сентября между их абонентами и пользователям МТС, однако оператор быстро отреагировал на жалобы и решил проблемы с увеличением мощностей вследствие роста владельцев SIM-карт Yota. Что касается текущей ситуации, в данный момент ведутся переговоры о расширении присоединений на стороне «ВымпелКома» и проблема наверняка будет скоро решена.