Лет двенадцать назад на рынке мобильного контента был настоящий Клондайк: мобильные телефоны к тому времени купили уже все, и во всех этих телефонах были какие-никакие возможности для персонализации. Хочешь — картинку на экран поставь, а хочешь — мелодию звонка загрузи. Помните огромные печатные каталоги картинок и мелодий, рекламу на всех телеканалах? Казалось, вся страна только тем и живет, что меняет картинки да мелодии на мобильниках. Отправил код в SMS — получил результат. Красота! Прибыли были такие, что вся дорогостоящая реклама многократно окупалась. Неудивительно, ведь такой способ персонализации был доступен всем, и только настоящие гики покупали дата-кабели, искали где-то софт и гордо заливали весь контент себе в телефоны сами. Абсолютно безвозмездно, то есть, даром.
Поэтому появились три новых, очень подлых технических решения.
Первое — это подписка. Если раньше лишь однократно списывались средства за отправку SMS, то теперь биллинговые системы научили брать с абонентов деньги на ежедневной основе: расчет на то, что лох не заметит исчезновение небольших сумм (10-20 рублей в сутки), ежедневно проверяя баланс, и долгое время будет думать, что просто много разговаривает. В ряде случаев списания остаются незамеченными по несколько месяцев, пока жертва не станет «клиентом» нескольких подписок сразу и деньги не будут сгорать, как в печи.
Второе — это возможность подтверждения продажи контента без отправки SMS. Все вот эти «скачать бесплатно без SMS» всегда оказываются «проверкой на бота» с требованием ввести на сайте номер телефона. На него приходит SMS с кодом, который вы вводите на сайте — и все, попали на подписку!
Третье нововведение — самое подлое. Называется «тарификация по клику». То есть, если вы вышли в Интернет с мобильного устройства, то при клике на специальную ссылку вы подписываетесь автоматически: без ввода номера и всяких подтверждающих кодов. Редирект может быть встроен на абсолютно любой сайт. Чаще всего клик-тарификации маскируются под сайты с потоковым видео: тысячи их вы увидите, введя в любом поисковике с мобильного устройства что-то типа «%название_фильма% смотреть онлайн». В конечном итоге вы всегда увидите что-то похожее на кнопку Play (порой даже имитирующую плеер YouTube), так что очень внимательно смотрите, куда ходите. По правилам операторов на лендинг-странице обязательно должны быть подробно расписаны все условия предоставления услуг, но очень часто, чтобы их увидеть, нужно пролистать несколько пустых экранов вниз. Не ленитесь и листайте. Видите что-то про подписку? Закрываем!
По звонку в службу технической поддержки списанные деньги в большинстве случаев вам вернут. Но лучше же вообще не «попадать» на такие сервисы, правда? Что для этого нужно сделать?
1. Не пользоваться услугами «МегаФона». Именно здесь — главный рассадник подписок с клик-тарификацией. Большинство мошеннических сервисов рассчитано исключительно на его абонентов. Мы понимаем, что вас устраивает качество и покрытие — переходите в Yota, это физически тот же самый «МегаФон», но с отдельной биллинговой системой, где такие контент-услуги не предусмотрены.
2. Пользоваться прокси-серверами. Редиректы обычно настроены на пулы IP-адресов сотовых операторов, чтобы не было ненужных срабатываний на тех, кто пользуется Wi-Fi: их-то автоматически подписать не удастся никак. Например, функция проксирования трафика есть в мобильных браузерах Google Chrome и Opera (Opera Turbo).
3. Завести отдельный счет для оплаты контент-услуг и держать его пустым. Такую возможность операторы обязаны предоставлять по закону «О связи» с мая 2014, просто об этом мало кто знает, что неудивительно: операторам выгодно, чтобы знало об этой возможности как можно меньше людей. Если вы заведете отдельный счет, то списывать с вас средства за контент с основного счета оператор не сможет, а значит, все эти подписки пройдут мимо вас, равно как и различные трояны, отправляющие SMS, и прочие способы относительно честного отъема денег у населения.
По третьему пункту записывайте инструкцию:
Билайн: звонок по номеру 07226 или USSD-запрос *110*5062#
МегаФон: *393*4*1#. Правда, «МегаФон» так просто не сдастся и попросит дойти до ближайшего офиса, чтобы внести некие «адресные данные».
МТС: тоже нужно сходить в офис и написать заявление.
Tele2: сходить в офис и написать заявление
Yota: все контент-сервисы заблокированы по умолчанию, через техподдержку можно при желании открыть доступ к тем или иным сервисам, предъявив справку из психдиспансера.