13 сентября изданию iGuides.ru исполнилось 10 лет. В честь юбилея Павел Городницкий вспомнил, как люди общались в 2009 году, и рассказал, что изменилось с тех пор.

2009-й – год, когда мы еще не знали слова «ретина», но рубились в «Счастливого фермера». 4G тогда существовал только на избранных девайсах, а такси вызывали обычными звонками. Павел Дуров еще не убрал стену, а Марк Цукерберг не купил Instagram – потому что его не было.

В этом материале я вспомню, каким был цифровой этикет 10 лет назад. И каким он стал сейчас.

Звонки
2009 — 2019

2009: абсолютно привычный способ общения. Набираешь, спрашиваешь, удобно ли что-то обсудить, дожидаешься одобрения, разговариваешь. На тот момент люди еще радовались, что могут звонить откуда угодно, а не только с помощью стационарного телефона.

2019: сейчас абоненты вздрагивают, когда им набирают – звонки считаются бесцеремонным вторжением в личное пространство и чуть ли не дурным тоном. Клиенты операторов стремятся разменять ненужные минуты на гигабайты, а любой звонок с незнакомого номера заранее признается спамом. Писать практичнее и вежливее, чем звонить: во-первых, собеседник ответит, когда ему удобно, во-вторых, самому можно общаться и параллельно заниматься своими делами.

SMS
2009 — 2019

2009: главный способ текстовых переписок. Соцсети уже существовали и были развиты, но SMS казались надежнее – отправитель знал, что телефон адресата точно завибрирует. А еще люди экономили символы и писали транслитом, чтобы влезло побольше. Классика нулевых.

2019: сейчас эсэмэски важно получать только от банков, чтобы знать обо всех транзакциях на карте. Да и то некоторые пользователи уже смирились и разрешили банкам отправлять пуш-уведомления вместо SMS. Великий стандарт умирает: остались лишь спамеры и магазины, которые уведомляют постоянных покупателей о скидках. Обычные люди так переписываются в исключительных случаях: например, если «упал» какой-нибудь мессенджер. Просто так SMS уже не пишут.

Соцсети
2009 — 2019

2009: самые любимые сайты в интернете. Пользователи рисовали граффити на стенах во «ВКонтакте», закупались голосами (помните их?), рубились в приложения, смотрели там пиратское кино и еще не знали, что такое стикеры.

2019: соцсети раздробились. Дуров ушел из VK – теперь всё чаще можно услышать тезис «я здесь только ради музыки». Цукерберг так и не сделал Facebook удобным, но и там есть своя целевая аудитория: люди, которым нравится комментировать чужие посты и чувствовать себя крайне умными. «Одноклассники» по-прежнему воспринимаются как отдельный мир пенсионеров и домохозяек, а твиттер в России толком не прижился. Остался Instagram – наверное, именно эта мобильная соцсеть сейчас самая востребованная в России. Вывод один: в соцсетях сейчас гораздо больше тех, кто смотрит и комментирует публично, чем тех, кто вступает в личные переписки. Ведь личное теперь в мессенджерах.

Лайки
2009 — 2019

2009: во «ВКонтакте» их не было, в других соцсетях они существовали, но на них толком не обращали внимание. Они совершенно не считались индикатором успешности.

2019: лайки – самое важное. Одних людей наказывают за лайки (футболистов Глушакова и Ещенко сослали в молодежку «Спартака» за неосторожный лайк), другие расстраиваются, если лайков мало, третьи из-за лайков перестают общаться со старыми знакомыми. Сейчас лайк – самая важная валюта в соцсетях. Звучит инфантильно, но с этим нужно смириться.

Мессенджеры
2009 — 2019

2009: все либо болтали в соцсетях, либо пользовались электронной почтой, либо залипали в ICQ – она тогда уже помирала, но еще дышала.

2019: мессенджеры – главный инструмент общения. У них даже есть своя иерархия: WhatsApp – для всех, Viber – для тех, кто слегка отстал от жизни, Telegram – наоборот для продвинутых. Правило простое. Хочешь пообщаться с незнакомым человеком? Не тревожь его звонком или SMS – постучись в мессенджер. Так гораздо больше шансов, что он ответит.

Голосовые сообщения
2009 — 2019

2009: их оставляли на специальной голосовой почте, если абонент не подходил к телефону.

2019: войсы – основная тема для этических дискуссий в соцсетях. Коротко формула звучит так: «Голосовые сообщения удобно отправлять самому, но жутко неудобно слушать». В идеале перед отправкой войса необходимо спрашивать у собеседника, готов ли он воспроизвести аудио, или сейчас ему некомфортно. А если вам одобрят голосовое сообщение, стоит выражаться как можно лаконичнее и конкретнее, а не экать и отвлекаться на незначительные детали.

Слово «Привет»
2009 — 2019

2009: люди здоровались и ждали, когда им ответят.

2019: простой «привет» без продолжения – моветон. Нужно сразу переходить к делу. «Привет, а ты не мог бы занять 5000 рублей?» или «Здравствуйте, а вы не могли бы дать комментарий по поводу презентации новых iPhone?» – вот это здравый подход. И в нем нет ничего удивительного: просто сейчас принято экономить время друг друга.

Наушники
2009 — 2019

2009: беспроводные гарнитуры существовали, но в основном они были громоздкими, ненадежными, неудобными и не слишком долгоиграющими. Поэтому во время разговора меломаны просто снимали наушники и спокойно с вами общались.

2019: после релиза AirPods (2016) беспроводные наушники захватили мир, а сами AirPods стали самой продаваемой Bluetooth-гарнитурой за всю историю. Но есть и минус: у аксессуара Apple нет шумоизоляции, поэтому люди привыкли разговаривать с другими, не вытаскивая наушников из ушей. Возникает дискомфорт: все время кажется, что у собеседника играет музыка, и он тебя не слышит, хотя это не так. Бороться с таким подходом бесполезно: владельцу AirPods быстрее поставить трек на паузу, чем специально ради вас снимать наушники, доставать кейс и складывать гарнитуру туда.

18 комментариев

+299Hello!13 сентября 2019 в 18:39
Звонки — "вторжение в личное пространство и дурной тон", вы уж слишком загнули.
0
Ответить
+3Serg TschernihHello!13 сентября 2019 в 19:15
Очень многие, не берут трубку от незнакомых номеров. Многие сбрасывают знакомых и отвечают смс- занят, перезвоните позже или сбрасывают и тут же пишут-чего хотел. Так что не далеко от истины автор ушёл
+2
Ответить
+299Hello!Serg Tschernih13 сентября 2019 в 20:14
В деловых кругах никто так не делает, разве что в редких исключениях. По работе много звонят с незнакомых номеров. И если начать вести себя в таком ключе, как минимум, не найдёшь новых клиентов.
+5
Ответить
+2Denis SnitsarenkoHello!13 сентября 2019 в 19:17
Звонки gsm уходят в прошлое. Мессенджеры наше всё. Соцсети, кроме Инстаграм — обречены
–3
Ответить
+1168Jeronimo ImagingDenis Snitsarenko13 сентября 2019 в 23:43
Инста тоже гуано
0
Ответить
+131Александр Бортников Jeronimo Imaging14 сентября 2019 в 09:38
Причём редкостное
0
Ответить
-4Сергей Шмидт13 сентября 2019 в 18:55
Только ушлепки ходят с наушниками в ушах, когда с кем-то разговаривают
+4
Ответить
+2Denis SnitsarenkoСергей Шмидт13 сентября 2019 в 19:15
Это точно, нет культуры.
0
Ответить
+1168Jeronimo ImagingСергей Шмидт13 сентября 2019 в 23:43
Ну так это все моложе 22-х!
+1
Ответить
+131Александр Бортников Сергей Шмидт14 сентября 2019 в 09:41
Шлёпанцы
0
Ответить
+21Джо Неуловимый14 сентября 2019 в 05:35
Общение в 2019-м году: полдня расшаркиваешься перед собеседником, удобно ли ему сейчас говорить. Все такие xyевеpты вокруг стали, что 3.14здец.. :)
+1
Ответить
+1168Jeronimo ImagingДжо Неуловимый14 сентября 2019 в 23:53
Ога, это вы еще айфон на авито в большом городе не искали...))
0
Ответить
+2stashkevich14 сентября 2019 в 15:07
Артур спасибо!! Очень классно все написал, прям за душу взяло!! Так оно и было все и есть сейчас!!
+1
Ответить
-5Kembrik14 сентября 2019 в 19:11
Телеграм-для продвинутых...
Занавес.
Дальше ехать некуда.
Я не знаю, может он на территории экс-СССР он и нужен кому, но в остальном мире сие поделие и даром никому не упало!
WhatsApp как был лидером, так им и остался.
–3
Ответить
-5Kembrik14 сентября 2019 в 19:25
Голосовая мобильная связь никуда в попу не денется, как тут доморощенные эксперды втирают.
Аудиозвонки в мессенджерах по сей день глючат в силу неравномерности покрытия моб.интернета.
Например, в моем случае, базар конкретно по Восточной и Южной Британии(кто ездил там, тот в курсах, что даже на равнинных моторвеях пропажа 4G, а то и 3G там-обычное дело).
А уж за дебильную манеру общаться голосовыми сообщениями у меня далеко не один(и — на) уходили в вечный 'бан' (игнор).
Пока по человечески не научатся позвонить или написать сообщение.
–1
Ответить
+379Oskarr15 сентября 2019 в 09:16
Лучше живого общения ничего нет. Не возможно понять собеседника, по месенджерам и по голосовым сообщениям. Только живое общение.
0
Ответить
+379Oskarr15 сентября 2019 в 09:18
И этот ваш цифровой этикет придумали полные малолетние кретины, не понимающие ни в чем, а подминающие под себя. Как им удобно.
–1
Ответить
+195iGra16 сентября 2019 в 09:15
"просто сейчас принято экономить время друг друга" — о да, ради просмотра ютубчика или нескольких лайков стоит сэкономить пару минут, чтобы не ждать пока с тобой поздороваются... Да и вообще — половина всего написанного — не диктовка времени, а просто обычная бестактность и невоспитанность у молодого поколения, вот и все..
–1
Ответить