Спецпроект: Качественный мобильный звук — это не сложно и не дорого

Станислав Жураковский

Станислав Жураковский

Радиоведущий «Русской службы новостей», адекватный любитель качества.

В большинстве случаев люди, размышляющие о радио, делятся на две категории. Одни уверены, что на радио дорогущее оборудование и решительно невозможно пытаться реализовать нечто похожее по качеству для себя дома или в дороге. Другие думают, что радио — это прибежище отвратительного звука, чудовищных искажений, и вообще кабели у них неправильные, микшер не настроен, низы недостаточны, верхи проваливаются и все в таком духе. Справедливости ради, вторых сильно меньше чем первых, а истина расположена как раз между двумя этими утверждениями. Хороший звук вполне можно получить за не очень большие деньги. Для этого не придется глубоко копаться в технологиях, разбираться в схемотехнике устройств и многообразии форматов, перебирать сотни наушников и тратить тысячи долларов.

 

На самом деле, по-настоящему качественный звук сейчас можно получить даже на мобильных устройствах. Главное — определиться с несколькими параметрами:

  • Ваш бюджет;
  • Формат и источник для воспроизведения;
  • Место потребления;
  • Устройство для хранения и воспроизведения звука;
  • Выбор наушников или акустики.

 

img1
 

Для начала нужно решить, где вы будете чаще всего включать любимую музыку, радио и подкасты. Если это закрытые помещения, тогда все несколько проще и выбор нормального звука сводится к чистой вкусовщине. Единственное условие — готовность потратить больше 50 долларов на наушники или 75 на акустику. Дальше смело выбираете понравившийся смартфон, качественный исходник и наушники/акустику, исходя из минимально обозначенного бюджета. Желательно все это предварительно послушать перед покупкой, но в большинстве случаев результат будет в пределах нормы. Увы, на практике идеальные условия бывают не часто. Звук мы сейчас потребляем не только в помещении, но также в дороге, на оживленной улице, в метро, наземном транспорте. В таких случаях требования несколько жестче, так что давайте разберем по пунктам мобильный звук.

img2

Начнем с формата и источника. В 99 случаев из 100 это будет MP3, хоть в потоковом вещании (ВКонтакте и «Яндекс.Музыка»), хоть просто в памяти устройства. До сих пор потребители считали, что 128 Kbps или килобит в секунду достаточно для прослушивания. В действительности все намного сложнее. Во-первых, качество полученного MP3 зависит не только от битрейта, но также от того, где брали исходники для кодирования. Если с качественного диска или изначально написанной цифровой копии — это одно. А если перекодировали с потертого диска или записывали на диктофон с Live-версии альбома — это совсем другое. Во-вторых, помимо самого распространенного режима CBR (Constant Bitrate — постоянный битрейт), в котором каждая секунда аудио кодируется одинаковым числом бит, существуют режимы ABR (Average Bitrate — усредненный битрейт) и VBR (Variable Bitrate — переменный битрейт). В-третьих, граница 128 кбит/c является условной, так как она была установлена в эпоху становления формата, когда качество воспроизведения звуковых плат и компьютерных колонок, было на порядок хуже современных устройств. Если не хотите возиться с тем, чтобы выяснять, откуда взялась музыка, просто запомните — музыка из «ВКонтакте» и хороший звук — это «две большие разницы», как говорят в Одессе. Нет никакого смысла покупать даже нормальные наушники, не говоря уже о дорогих, выбирать смартфон с хорошим звуком и пытаться что-то услышать среди вечно «плавающего» потока из вашего аккаунта. Ничего вы не услышите. В легальных сервисах все на порядок лучше. Что в «Яндекс.Музыке», что в Spotify, что в iTunes звук изначально 320 килобит в секунду, с цифровых копий, если это современные артисты или цифровая запись, или с хорошей аналоговой копии, если это старые альбомы. У продвинутой части аудитории тут же возникает вопрос: «Может тогда вообще звук брать несжатым? Формата ALAC или FLAC»? Тут ответ прост: вы вряд ли услышите значительную разницу практически на любом оборудовании. Либо оно будет стоить как звездолет.

Что касается места потребления, самых жестких вариантов два. Это либо Московское метро, либо самолет. Высокий уровень шума и продолжительное в нем нахождение предъявляет два ключевых требования к мобильному звуку: правильный усилитель на устройстве и хорошие наушники. Нельзя забывать и про шумоизоляцию. Если это накладные наушники, они должны удобно сидеть и плотно прилегать к ушам. Идеально, если у них не только пассивное, но и активное шумоподавление. Хоть это гораздо дороже, но лично я искренне рекомендую не экономить на этом при частом прослушивании музыки в шумных местах. К выбору наушников стоит добавить следующее: кроме внешнего вида и форм-фактора, стоит определиться со звучанием. Некоторые компании любят в своих наушниках задирать басы, другие стараются сделать ровным весь спектр, а кому-то нравятся выделять «верхи». Есть только один стопроцентный параметр для выбора практически любых наушников: цена. Можете пропустить почти все, кроме дизайна и сопротивления, но не пропустите цену. Оригинальные наушники с минимально нормальным звуком, который точно будет на порядок выше среднего у сограждан в ушах, начинаются от 50 долларов. За эту сумму выбор минимален, но он есть. Чем дальше, тем ассортимент больше.

Как правило, большая часть аудитории слушает музыку с мобильных устройств. Если смартфон — не безымянный китаец от «дядюшки Ляо», а действительно высокотехнологичный продукт от бренда первого или второго эшелона, то шансы получить качественный звук велики. Разумеется, нельзя грести все устройства под одну гребенку. Некоторые смартфоны стоят особняком и предлагают по-настоящему крутой портативный звук. Идеально, если в вашем смартфоне есть отдельный усилитель. Это на порядок расширяет музыкальные возможности и выбор толковых наушников для прослушивания. Если упрощенно: в технических характеристиках наушников посмотрите на параметр «сопротивление». Чем он больше, тем лучше. Начинать стоит с 32 Ом. Хорошие наушники имеют большее сопротивление и вносят меньшее искажение в звук, но тут возникает проблема: ни обычные MP3-плееры, ни большинство смартфонов не справляются с высокоомными наушниками — просто «не раскачивают» их. Выбор в таких случаях один: нужен дополнительный усилитель.

«Lenovo VIBE Z2 Pro имеет встроенный дополнительный усилитель, улучшающий качество звучания»
 

Усилители либо покупают отдельно (что неудобно и дороговато), либо он уже есть в смартфоне. Это сразу дает ключевое преимущество устройству, где скрывается такой компонент. Тогда можно выбирать любые наушники по бюджету, который мы определили выше, и вы получите совершенно другой звук даже в шумных местах. Громкий и достаточно чистый. Еще один важный параметр — сколько питания подается на аудиовыход. Если в технических характеристиках телефона указано, что питания на мини-джек подается больше обычного, это позволит «выжать» из наушников любого размера все, что есть, и громкости добавит вдогонку к отдельному усилителю. Особенно это важно, когда мы говорим о больших мониторных наушниках.

«Дополнительное питание, подающееся на мини-джек Lenovo VIBE Z2 Pro, позволит повысить громкость звучания и усилить басы, а закрытая звуковая камера — усилить резонанс»
 

Таким образом, на круг выходит от пяти долларов в месяц за нормальные исходники, 50–100 долларов за хорошие наушники и отдельной строкой идет смартфон с усилителем и подачей дополнительного питания на мини-джек. В итоге оказывается, что хороший мобильный звук стоит не так уж и дорого. Переход от простеньких смартфонов и комплектных наушников к правильному мобильному звуку — это как с «Жигулей» пересесть в Toyota. Вроде автомобиль и там, и там, а разница насколько большая, что плакать от счастья хочется.

 

Комментарии: 24

 

2009 - 2014 © iGuides.ru. Все права защищены.