Обзор Logic Pro X

iGuides рассказывает о новой версии виртуальной студии
звукозаписи от Apple
Logic Pro X
В июле 2013 года музыкальное затишье кончилось. На смену устаревшему и четыре года не видевшему обновлений Logic Pro 9 компания Apple выпустила новую версию виртуальной студии звукозаписи — Logic Pro X. За такое длительное время разработки некоторые музыканты успели присмотреться к продуктам конкурентов, однако в Apple нашли способ вернуть пользователей. Logic Pro X получил новый дизайн, улучшенное управление, а также огромное количество новых функций для профессионалов и любителей, перед которыми не смогли устоять даже те, кто полностью перешел на приложения других компаний.

Описание и отзывы

Судя по всему, в Купертино больше не хотят устраивать музыкантам подобные проверки на преданность и стали активнее работать над развитием виртуальной студии звукозаписи. В январе 2015 в App Store появилось очередное крупное обновление Logic Pro X до версии 10.1 с десятью новыми барабанщиками Drummer и парой десятков дополнительных электронных инструментов. В первую очередь все это сделано с прицелом на танцевальную электронную музыку и хип-хоп.
Впрочем, в других жанрах все это тоже найдет свое применение. К тому же новые барабанщики и инструменты стали основными, но не единственными изменениями в Logic Pro X 10.1. Вскоре после релиза новинку успели по достоинству оценить мировые звезды и продюсеры. Ниже представлено несколько отзывов о новой версии программного обеспечения для музыкантов:
Дэйв Тозер
Грег Керстин
Chuck D
Diplo
«Я пробовал самые разные варианты, но в итоге пользуюсь Logic Pro X, поскольку именно этот инструмент даёт мне всё необходимое для каждого этапа создания музыки. Люди просто поражаются тому, насколько быстро мне удается работать на новой версии Logic и как оперативно я могу выдавать новые идеи, вносить сложные правки и создавать удивительные сочетания звуков».
Дэйв Тозер
Продюсер Джона Ледженда, Jay-Z, Джона Майера, Канье Уэста
«Я, как давний пользователь Logic, очень полюбил Logic Pro X. Я работаю с ним при создании всех своих проектов: от творческого вдохновения вначале, до итогового сведения. Logic Pro X даёт мне невероятный выбор звуков и инструментов для творчества, он буквально неотъемлемая часть моего звука. Он стал незаменимым инструментом в моей студии и основным в моей работе».
Грег Керстин
Продюсер Sia, Ланы Дель Рэй, Кэти Перри, Тиган и Сары, Pink, Foster the People
«Новые возможности Drummer в Logic Pro X позволяют с легкостью получить удивительные ритмические рисунки. Я буквально не мог оторваться от наблюдения за тем, как это происходит. Теперь MC и вокалисты могут сосредоточиться на сочинении и записи вокала, не затрачивая много времени на программирование ударных. С нетерпением жду возможности послушать как артисты, с которыми я работаю, будут задействовать Drummer и экспериментировать с ним на моих собственных треках и в студии звукозаписи. По сути я внедряю его в свою продакшн команду!»
Chuck D
Продюсер и музыкант, работает с Public Enemy, Inductee in Rock и Roll Hall of Fame
«Я всегда ищу новые ударные и вдохновляющие звуки, которые никто до этого не слышал. Новый Drummer и плагин Drum Machine Designer в Logic Pro X станут полезными инструментами, вдохновляя на новые идеи тех, кто создаёт масштабные по звучанию электронные биты. Я бы использовал барабанщик Drummer для создания грува и барабанной сбивки, затем разделил бы их на сегменты и использовал несколько безумных средств обработки, чтобы создать интересное и уникальное звучание».
Diplo
Продюсер, диджей и музыкант, работает с Beyoncе, Usher, Madonna, Lil Wayne, Snoop Dogg
В редакции iGuides мы заинтересовались столь хвалебными отзывами после использования Logic Pro X и решили узнать подробнее, что именно в нем привлекает профессионалов по всему миру, почему позиции Apple столь сильны на музыкальном рынке и какие функции можно назвать самыми востребованными. В первую очередь стоит отметить тот факт, что приложение одинаково подходит профессионалам и начинающим музыкантам.
С одной стороны в Logic Pro X есть все необходимое для звезд мирового масштаба, включая MainStage 3 — инструменты для проведения живых выступлений. C другой стороны у него умеренно низкий порог входа. В частности, не обязательно иметь за плечами серьезное музыкальное образование и идеально разбираться в арпеджио и аккордах для работы над треками.
С одной стороны в Logic Pro X есть все необходимое для звезд мирового масштаба, включая MainStage 3 — инструменты для проведения живых выступлений. C другой стороны у него умеренно низкий порог входа.
Впрочем, намного лучше нас рассказать о Logic Pro X может профессиональный музыкант. После самостоятельного знакомства с Logic Pro X для работы над публикацией в качестве эксперта мы пригласили Ваню Чебанова, финалиста шоу «Голос». Вообще-то участие в популярной программе Первого канала лишь одна из многочисленных заслуг Вани, но весь список перечислять было бы слишком долго, так что узнать подробней о его творческом пути мы предлагаем на официальном сайте.
Ваня рассказал нам о наиболее важных для музыканта функциях Logic Pro X, удобстве работы с ним и тех особенностях, которые обеспечивают продуктивный творческий процесс и позволяют быть более независимым в работе над новыми композициями.

Интервью с Ваней Чебановым

С одной стороны в Logic Pro X есть все необходимое для звезд мирового масштаба, включая MainStage 3 — инструменты для проведения живых выступлений. C другой стороны у него умеренно низкий порог входа.
Фото: chebanov.com

Как я стал пользователем Logic? Я начинал писать музыку на обычном синтезаторе, через давнишний Cubase — тогда у меня был обычный ноутбук. Потом мне подарили на день рождения MacBook, и в этот же день я открыл для себя GarageBand. Буквально не мог из него вылезти, так мне все понравилось, было удобно и здорово. По идее, переход из одного редактора в другой дается очень непросто, но потом я понял, что Cubase — это все такое старое, а за Mac я чувствую себя человеком. Техника Apple буквально успевает за ходом моих мыслей за счет производительности, комфортной работы сразу с несколькими приложениями и в плане программного обеспечения в целом. На момент знакомства с MacBook я уже видел, как ребята работают на нем в музыкальных приложениях, но сам не пробовал и не знал о колоссальной разнице между приложениями для Windows и OS X. Однако с появлением MacBook я сразу стал все проекты перегонять и открывать в Logic, а чуть позже начал все проекты сразу делать в нем. Вот так попробовал и заразился. На тот момент это, кажется, была седьмая версия. В январе 2015 вышло крупное обновление Logic Pro X 10.1, которое я сразу начал изучать и остался невероятно доволен. Компания Apple добавила много функций, которые существенно упрощают работу, делают ее намного быстрее.

Инструмент Drummer

С чего начать разговор о Logic Pro X 10.1? Первым делом нужно обратить внимание на обновленную функцию Drummer с десятью новыми барабанщиками, с огромным количеством ритмов для различных стилей электронной музыки. Перед использованием драммера очень важно разобраться именно с барабанщиками, которых прописали в Logic — у каждого свои фишки, у каждого свой стиль. Нужно знать, какого именно выбрать для определенного   трека. Например, у меня в новом демо он похож на альтернативу за счет ломаной ритм-секции.

Вообще в Apple проделали огромную работу при создании функции Drummer. Они взяли высококлассных музыкантов-барабанщиков и записали каждый удар вживую. А после, на основе этого разработали алгоритм, позволяющий менять звук буквально движением курсора. В GarageBand раньше была похожая функция — Виртуальный Сессионный Барабанщик, позволяющая закидывать бочку, закидывать клэп и работать с ними. Но она не могла делать это в реальном времени, а в новой версии Logic такое стало возможным. По большому счету, у тебя теперь есть готовые пачки, достаточно лишь открыть драм-машину и потом немного подкорректировать звук. Система работы очень простая: накидал то, что тебе нужно, посмотрел, как это работает, и у тебя уже появился loop.

Барабаны звучат как должны звучать, они обработаны, эквализация правильная, тарелки на своих местах — не нужно это все подгонять. Потом создаешь midi-дорожку, чтобы у тебя были показаны инструменты, а не аудиоволна. После этого я редактировал дорожку так, как требовалось под аранжировку. Опытным путем понимаешь, что по midi-каналу получается тот же самый грув, который идет в Drummer. Конечно, можно и в самом драммере барабанщика контролировать, задавая ему различные параметры, но все равно тонкие акценты, например, паузы или двойные удары перед разгоном можно сделать только на midi-дорожке. Проще говоря, сам Drummer помогает очень быстро найти оригинальный loop, а потом нужно переходить к его редактированию, распределив барабаны по всему треку и убирая все лишнее, например, в демо-треке я начал с удаления перкуссии в первом квадрате.

Для лайвовых треков, где у тебя идет живой бас или пресингованая гитара, в новой версии Logic Pro X 10.1 очень круто реализован свинг. Он правильно подстраивается под тебя и позволяет легко редактировать звук. Например, раньше, когда у тебя идет триольный грув, было несколько вариантов квантализации, что усложняло настройку. Теперь ты можешь буквально на ощупь чуть-чуть корректировать свинг, пока он не сядет в общий грув инструментов.

В итоге главное в функции Drummer — ты можешь рандомным способом найти очень интересный грув, что не займет много времени. Для демок это вообще находка. То есть ты уже знаешь, как и что играют разные барабанщики, и за пять минут с их помощью можешь сделать основу. Запись живых барабанщиков в студии очень дорого стоит, а в Logic ты можешь с помощью алгоритмов получить не просто живой звук, а живую игру музыкантов, причем с возможностью ее контролировать. Обилие настроек позволяет потом поменять все бочки, громкости, наложить фильтры или какие-то эффекты.

Инструмент Groove Track

Пора поговорить о тонких настройках инструментальных и голосовых дорожек? Следующий момент, о котором я хочу рассказать — это новые функции следования Flex Pitch. Для начала обсудим грув-трек. Представьте, что вы написали партию барабанов или, допустим, гитару, и получился определенный музыкальный рисунок. В Logic Pro X 10.1 на соответствующей дорожке можно поставить галочку напротив опции «грув-трек», в результате чего этот инструмент у тебя становится главным, все остальные начинают следовать за ним. А благодаря инструменту Flex неровности, которые были при игре, подрезаются. Это настолько все упрощает! Раньше надо было отрезать каждый аккорд или ноты, которые получились неровными, и руками «двигать» звук. Это убивало время.

Я даже пробовал играть на гитаре не совсем так как нужно: Logic начинает подставлять ее под барабаны и получается какая-то новая музыкальная история. Можно сделать наоборот — заставить барабаны следовать за гитарой, тогда после расстановки нужных акцентов драммер начинает сам делать сбивки именно в этих местах. С Flex он понимает где паузы, где какие длительности и сразу выстраивает под гитару барабаны. Попробовав это в деле, я подумал: «Господи, будущее-то наступило чуть раньше! Это невероятно экономит время и дает возможность для импровизации».

Инструмент Flex Pitch

Хотел бы отдельно остановиться на новых возможностях для людей, которые занимаются голосом и его обработкой. До сих пор приходилось пользоваться Auto-Tune, который доводит голос до правильных нот, но слишком заметен из-за электронного звучания, либо Melodyne с более реалистичным результатом, но он менее прост и удобен. В новой версии Logic Pro X 10.1 инструмент Flex Pitch оказался именно тем, что я больше всего ждал от этого обновления. Я сам записываю голос, потом его редактирую. Это очень долгий и трудоемкий процесс, но теперь мы открываем Flex Pitch и видим, что все ноты уже разделены и доступны для быстрого редактирования.

Ты можешь наглядно менять высоту звука, а главное — решать проблемы искажений из-за сильного изменения тональности. В подробном редакторе сразу выставлены шесть точек, которые позволяют контролировать питч дрифт, то есть заход звука, его высоту и концовку. Все это было в Melodyne, но с намного более сложной реализацией — у нот не были проставлены точки для коррекции и приходилось раз за разом делать все вручную.

Flex Pitch в Logic Pro X позволяет не просто выравнивать звук, но и выбирать уровень форманты. При смене тональности, меняется звук, и результат может получиться неестественным. А ты всего-то двигаешь форманту вниз, и звук становится на место. Приложение позволяет находить некий баланс, даже если получилась слишком кривая нота, и ее уже нельзя никак переделать. Допустим, если человек пришел, спел и ушел, а звукорежиссеру нужно закончить работу над проектом. С помощью Flex Pitch он может даже на целый тон или на полтора повысить голос, потом понизить форманту и на выходе получить отличный результат. Раньше этой функции не было, это очень серьезное новшество.

В первую очередь Flex Pitch будет использоваться для голоса. Но если брать инструменты, саксофоны, например, или духовые, их так же можно питчем править. Если у тебя есть более-менее ровные партии, можно вообще за две секунды сделать всю работу по обработке с инструментом «Set to Perfect Pitch», и у тебя все сразу же встанет на место. Logic как бы вставляет все в ноты по гриду. Бывает такое, что вообще не паришься и можешь отдать все на откуп автоматике. А главное, в отличие от Auto-Tune, использование «Set to Perfect Pitch» не делает звук неестественным, а редактирование — заметным. К тому же Flex Pitch — встроенный плагин, который работает в Logic и открывается здесь же. Раньше звуковую дорожку надо было загрузить в стороннее приложение, отредактировать, экспортировать, загрузить обратно в Logic, и только после этого у тебя появлялись исправленные дорожки.

Инструмент Synth Stack

В новом Logic есть и менее масштабные, но все равно классные изменения. Например, суммирующий стек для работы с синтезаторами. При создании танцевальной музыки часто намешивают сразу несколько синтезаторов с отдельными дорожками для создания какого-то классного звучания, но среди них бывает непросто найти основную партию ключевого синтезатора.

Благодаря ему можно создать Track Stack, сделать его суммирующим и уже внутри комбинировать звучание разных синтезаторов. Выстроил внутри стека баланс, нашел нужный звук и забыл о том, сколько именно инструментов собрано внутри — какая-то новая партия сразу будет звучать этим набором настроенных синтезаторов. Проще говоря, это очень полезная история для тех, кто заморачивается с комбинированием звука или находится в поиске чего-то нового.

Инструмент Retro Synth + ARP

Говоря о синтезаторах и новых настройках Midi FX нельзя пропустить появление встроенного арпеджиатора. С его помощью я смог попробовать в деле новый встроенный синтезатор Retro Synth, который очень круто работает.

Я захотел сделать в нем партию, а с помощью арпеджиатора было достаточно нажать всего одну кнопку и получить определенный перебор. У некоторых синтезаторов нет такой встроенной функции, как следствие, приходилось пользоваться теми синтезаторами, в которых был арпеджиатор. Теперь Logic дает возможность по максимуму пользоваться всеми синтезаторами, в которых ты можешь выбирать скорость варьирования и тональности. С помощью правильно работающей автоматики генерируются новые интересные партии.

Инструмент Chord Trigger

Из этих же настроек midi-эффектов стоит отметить Chord Trigger. Он нужен тем, кто хочет играть стильные аккорды, джазовые или блюзовые, но не может этого делать из-за недостаточного знания музыкальной грамоты. А в Logic ты можешь выбрать, например, блюз левой руки и нажатием одной кнопки, основы или тоники, получить классный блюзовый аккорд. Теперь, благодаря Midi FX, не нужно разбираться в каких-нибудь гармонических джазовых ходах.

Следующий важный момент — это Remote. У меня до сих пор стоит отдельный монитор, на который я переносил микс-контрол для удобства в работе. Но теперь потребность в нем практически отпала. Я просто кладу iPad на коленки, на нем открыта вся консоль. Кроме того, там появилась возможность установки быстрых клавиш — четырех или пяти самых нужных функций и ты можешь их использовать их одним касанием экрана планшета. В Remote, конечно, для еще и для лайва много всего сделано, но я пока это не пробовал, да и мы редко практикуем такое, потому что в нашей стране звук непонятный везде и очень сложно пускать выступление именно через программу.

C новым Logic Pro X я пользуюсь инструментами Flex Pitch и Drummer, за счет чего становлюсь более автономным, независимым, могу работать намного быстрее.

Расскажу еще про виртуальные инструменты. Раньше они были только в GarageBand, а теперь можно взять и наиграть какие-то быстрые партии. То есть не нужно звать гитариста или еще кого-то, когда можно просто запустить midi-клавиатуру. У меня раньше была настоящая маленькая клавиатура для поездок, но теперь все это есть в Logic Remote. Когда ты что-то придумываешь, это можно делать очень быстро, практически на ходу.

Smart Controls, кстати, тоже можно выводить на iPad, но это больше касается синтезаторов, наверное. У каждого есть огромное количество настроек, а функция смарт-контролс сделана таким образом, что выбирает основные настройки на основе их популярности у пользователей Logic и выводит на экран планшета. Впрочем, остается возможность изменить набор и добавить что-то свое. Раньше нельзя было перекинуть синтезатор на iPad, а теперь Smart Controls открывается на планшете, предоставляя основные инструменты.

Что мы имеем в итоге? В Logic Pro X 10.1 можно ставить минимум сторонних плагинов и в большинстве случаев обходиться стандартным набором инструментов. Используя новые наработки, я могу быстрее фиксировать идеи, по мере их появления делать основные партии, барабаны. Я не всегда могу идеально наиграть гитару и раньше приходилось либо много времени тратить на то, чтобы она правильно «села», либо отправлять идеи ребятам, чтобы они сыграли партии. Но с новым Logic Pro X я пользуюсь инструментами Flex Pitch и Drummer, за счет чего становлюсь более автономным, независимым, могу работать намного быстрее.