Как я стал пользователем Logic? Я начинал писать музыку на обычном синтезаторе, через давнишний Cubase — тогда у меня был обычный ноутбук. Потом мне подарили на день рождения MacBook, и в этот же день я открыл для себя GarageBand. Буквально не мог из него вылезти, так мне все понравилось, было удобно и здорово. По идее, переход из одного редактора в другой дается очень непросто, но потом я понял, что Cubase — это все такое старое, а за Mac я чувствую себя человеком. Техника Apple буквально успевает за ходом моих мыслей за счет производительности, комфортной работы сразу с несколькими приложениями и в плане программного обеспечения в целом. На момент знакомства с MacBook я уже видел, как ребята работают на нем в музыкальных приложениях, но сам не пробовал и не знал о колоссальной разнице между приложениями для Windows и OS X. Однако с появлением MacBook я сразу стал все проекты перегонять и открывать в Logic, а чуть позже начал все проекты сразу делать в нем. Вот так попробовал и заразился. На тот момент это, кажется, была седьмая версия. В январе 2015 вышло крупное обновление Logic Pro X 10.1, которое я сразу начал изучать и остался невероятно доволен. Компания Apple добавила много функций, которые существенно упрощают работу, делают ее намного быстрее.
С чего начать разговор о Logic Pro X 10.1? Первым делом нужно обратить внимание на обновленную функцию Drummer с десятью новыми барабанщиками, с огромным количеством ритмов для различных стилей электронной музыки. Перед использованием драммера очень важно разобраться именно с барабанщиками, которых прописали в Logic — у каждого свои фишки, у каждого свой стиль. Нужно знать, какого именно выбрать для определенного трека. Например, у меня в новом демо он похож на альтернативу за счет ломаной ритм-секции.
Вообще в Apple проделали огромную работу при создании функции Drummer. Они взяли высококлассных музыкантов-барабанщиков и записали каждый удар вживую. А после, на основе этого разработали алгоритм, позволяющий менять звук буквально движением курсора. В GarageBand раньше была похожая функция — Виртуальный Сессионный Барабанщик, позволяющая закидывать бочку, закидывать клэп и работать с ними. Но она не могла делать это в реальном времени, а в новой версии Logic такое стало возможным. По большому счету, у тебя теперь есть готовые пачки, достаточно лишь открыть драм-машину и потом немного подкорректировать звук. Система работы очень простая: накидал то, что тебе нужно, посмотрел, как это работает, и у тебя уже появился loop.
Барабаны звучат как должны звучать, они обработаны, эквализация правильная, тарелки на своих местах — не нужно это все подгонять. Потом создаешь midi-дорожку, чтобы у тебя были показаны инструменты, а не аудиоволна. После этого я редактировал дорожку так, как требовалось под аранжировку. Опытным путем понимаешь, что по midi-каналу получается тот же самый грув, который идет в Drummer. Конечно, можно и в самом драммере барабанщика контролировать, задавая ему различные параметры, но все равно тонкие акценты, например, паузы или двойные удары перед разгоном можно сделать только на midi-дорожке. Проще говоря, сам Drummer помогает очень быстро найти оригинальный loop, а потом нужно переходить к его редактированию, распределив барабаны по всему треку и убирая все лишнее, например, в демо-треке я начал с удаления перкуссии в первом квадрате.
Для лайвовых треков, где у тебя идет живой бас или пресингованая гитара, в новой версии Logic Pro X 10.1 очень круто реализован свинг. Он правильно подстраивается под тебя и позволяет легко редактировать звук. Например, раньше, когда у тебя идет триольный грув, было несколько вариантов квантализации, что усложняло настройку. Теперь ты можешь буквально на ощупь чуть-чуть корректировать свинг, пока он не сядет в общий грув инструментов.
В итоге главное в функции Drummer — ты можешь рандомным способом найти очень интересный грув, что не займет много времени. Для демок это вообще находка. То есть ты уже знаешь, как и что играют разные барабанщики, и за пять минут с их помощью можешь сделать основу. Запись живых барабанщиков в студии очень дорого стоит, а в Logic ты можешь с помощью алгоритмов получить не просто живой звук, а живую игру музыкантов, причем с возможностью ее контролировать. Обилие настроек позволяет потом поменять все бочки, громкости, наложить фильтры или какие-то эффекты.
Пора поговорить о тонких настройках инструментальных и голосовых дорожек? Следующий момент, о котором я хочу рассказать — это новые функции следования Flex Pitch. Для начала обсудим грув-трек. Представьте, что вы написали партию барабанов или, допустим, гитару, и получился определенный музыкальный рисунок. В Logic Pro X 10.1 на соответствующей дорожке можно поставить галочку напротив опции «грув-трек», в результате чего этот инструмент у тебя становится главным, все остальные начинают следовать за ним. А благодаря инструменту Flex неровности, которые были при игре, подрезаются. Это настолько все упрощает! Раньше надо было отрезать каждый аккорд или ноты, которые получились неровными, и руками «двигать» звук. Это убивало время.
Я даже пробовал играть на гитаре не совсем так как нужно: Logic начинает подставлять ее под барабаны и получается какая-то новая музыкальная история. Можно сделать наоборот — заставить барабаны следовать за гитарой, тогда после расстановки нужных акцентов драммер начинает сам делать сбивки именно в этих местах. С Flex он понимает где паузы, где какие длительности и сразу выстраивает под гитару барабаны. Попробовав это в деле, я подумал: «Господи, будущее-то наступило чуть раньше! Это невероятно экономит время и дает возможность для импровизации».
Хотел бы отдельно остановиться на новых возможностях для людей, которые занимаются голосом и его обработкой. До сих пор приходилось пользоваться Auto-Tune, который доводит голос до правильных нот, но слишком заметен из-за электронного звучания, либо Melodyne с более реалистичным результатом, но он менее прост и удобен. В новой версии Logic Pro X 10.1 инструмент Flex Pitch оказался именно тем, что я больше всего ждал от этого обновления. Я сам записываю голос, потом его редактирую. Это очень долгий и трудоемкий процесс, но теперь мы открываем Flex Pitch и видим, что все ноты уже разделены и доступны для быстрого редактирования.
Ты можешь наглядно менять высоту звука, а главное — решать проблемы искажений из-за сильного изменения тональности. В подробном редакторе сразу выставлены шесть точек, которые позволяют контролировать питч дрифт, то есть заход звука, его высоту и концовку. Все это было в Melodyne, но с намного более сложной реализацией — у нот не были проставлены точки для коррекции и приходилось раз за разом делать все вручную.
Flex Pitch в Logic Pro X позволяет не просто выравнивать звук, но и выбирать уровень форманты. При смене тональности, меняется звук, и результат может получиться неестественным. А ты всего-то двигаешь форманту вниз, и звук становится на место. Приложение позволяет находить некий баланс, даже если получилась слишком кривая нота, и ее уже нельзя никак переделать. Допустим, если человек пришел, спел и ушел, а звукорежиссеру нужно закончить работу над проектом. С помощью Flex Pitch он может даже на целый тон или на полтора повысить голос, потом понизить форманту и на выходе получить отличный результат. Раньше этой функции не было, это очень серьезное новшество.
В первую очередь Flex Pitch будет использоваться для голоса. Но если брать инструменты, саксофоны, например, или духовые, их так же можно питчем править. Если у тебя есть более-менее ровные партии, можно вообще за две секунды сделать всю работу по обработке с инструментом «Set to Perfect Pitch», и у тебя все сразу же встанет на место. Logic как бы вставляет все в ноты по гриду. Бывает такое, что вообще не паришься и можешь отдать все на откуп автоматике. А главное, в отличие от Auto-Tune, использование «Set to Perfect Pitch» не делает звук неестественным, а редактирование — заметным. К тому же Flex Pitch — встроенный плагин, который работает в Logic и открывается здесь же. Раньше звуковую дорожку надо было загрузить в стороннее приложение, отредактировать, экспортировать, загрузить обратно в Logic, и только после этого у тебя появлялись исправленные дорожки.
В новом Logic есть и менее масштабные, но все равно классные изменения. Например, суммирующий стек для работы с синтезаторами. При создании танцевальной музыки часто намешивают сразу несколько синтезаторов с отдельными дорожками для создания какого-то классного звучания, но среди них бывает непросто найти основную партию ключевого синтезатора.
Благодаря ему можно создать Track Stack, сделать его суммирующим и уже внутри комбинировать звучание разных синтезаторов. Выстроил внутри стека баланс, нашел нужный звук и забыл о том, сколько именно инструментов собрано внутри — какая-то новая партия сразу будет звучать этим набором настроенных синтезаторов. Проще говоря, это очень полезная история для тех, кто заморачивается с комбинированием звука или находится в поиске чего-то нового.
Говоря о синтезаторах и новых настройках Midi FX нельзя пропустить появление встроенного арпеджиатора. С его помощью я смог попробовать в деле новый встроенный синтезатор Retro Synth, который очень круто работает.
Я захотел сделать в нем партию, а с помощью арпеджиатора было достаточно нажать всего одну кнопку и получить определенный перебор. У некоторых синтезаторов нет такой встроенной функции, как следствие, приходилось пользоваться теми синтезаторами, в которых был арпеджиатор. Теперь Logic дает возможность по максимуму пользоваться всеми синтезаторами, в которых ты можешь выбирать скорость варьирования и тональности. С помощью правильно работающей автоматики генерируются новые интересные партии.
Из этих же настроек midi-эффектов стоит отметить Chord Trigger. Он нужен тем, кто хочет играть стильные аккорды, джазовые или блюзовые, но не может этого делать из-за недостаточного знания музыкальной грамоты. А в Logic ты можешь выбрать, например, блюз левой руки и нажатием одной кнопки, основы или тоники, получить классный блюзовый аккорд. Теперь, благодаря Midi FX, не нужно разбираться в каких-нибудь гармонических джазовых ходах.
Следующий важный момент — это Remote. У меня до сих пор стоит отдельный монитор, на который я переносил микс-контрол для удобства в работе. Но теперь потребность в нем практически отпала. Я просто кладу iPad на коленки, на нем открыта вся консоль. Кроме того, там появилась возможность установки быстрых клавиш — четырех или пяти самых нужных функций и ты можешь их использовать их одним касанием экрана планшета. В Remote, конечно, для еще и для лайва много всего сделано, но я пока это не пробовал, да и мы редко практикуем такое, потому что в нашей стране звук непонятный везде и очень сложно пускать выступление именно через программу.
Расскажу еще про виртуальные инструменты. Раньше они были только в GarageBand, а теперь можно взять и наиграть какие-то быстрые партии. То есть не нужно звать гитариста или еще кого-то, когда можно просто запустить midi-клавиатуру. У меня раньше была настоящая маленькая клавиатура для поездок, но теперь все это есть в Logic Remote. Когда ты что-то придумываешь, это можно делать очень быстро, практически на ходу.
Smart Controls, кстати, тоже можно выводить на iPad, но это больше касается синтезаторов, наверное. У каждого есть огромное количество настроек, а функция смарт-контролс сделана таким образом, что выбирает основные настройки на основе их популярности у пользователей Logic и выводит на экран планшета. Впрочем, остается возможность изменить набор и добавить что-то свое. Раньше нельзя было перекинуть синтезатор на iPad, а теперь Smart Controls открывается на планшете, предоставляя основные инструменты.
Что мы имеем в итоге? В Logic Pro X 10.1 можно ставить минимум сторонних плагинов и в большинстве случаев обходиться стандартным набором инструментов. Используя новые наработки, я могу быстрее фиксировать идеи, по мере их появления делать основные партии, барабаны. Я не всегда могу идеально наиграть гитару и раньше приходилось либо много времени тратить на то, чтобы она правильно «села», либо отправлять идеи ребятам, чтобы они сыграли партии. Но с новым Logic Pro X я пользуюсь инструментами Flex Pitch и Drummer, за счет чего становлюсь более автономным, независимым, могу работать намного быстрее.
Комментарии
Насчет невменяемости Авида — самое главное — это список инноваций в мейджор версиях, которые приходят на смену предыдущим и которые требуют денег за обновление. Как и в лоджике — эти инновации смешны. Протулз после десятилетий требований оффлайн баунсинга, изменений громкостей клипов на самих клипах, рилтаймовых кроссвейдов — наконец-то их запилил, аллилуя, но блин, сколько можно терпеть отсутствие достаточной для работы компенсации задержек от плагинов? Вот реально — пятнадцать лет назад уже в большинстве хостов все это было, в авиде же не шевелятся или шевелятся последние 3 года. Я уж не говорю об удобстве работы с инструментами, типа описанного выше в статье в лоджике встроенного мелодайна — работать с аналогичной тулзой в протулзе это ад и израиль. Лоджик тоже хорош, запилил эту тулзу только недавно, в то время как встроенный собственный мелодайн в том же Самплитюде-Секвое уже есть лет десять, а то и больше, равно как и остальные функции, которые и Лоджик и Протулз, да и многие прочие вставляют в свои Daw только сейчас.
Мля. Не стыдно? Привет Глюкозе передавайте.
Певцы, йопрст...
Печально.
Я лично использую на Ableton Live как основной DAW. И очень доволен. Но хочу сказать несколько слов про Cubase. Для меня лично это отец оснаватель профессионального секвенсера — DAW. Вот на пример один из моих любимых композиторов, Ханс Циммер, использует Cubase.
Пробуйте, эксперементируйте и я уверено одним секвенсером или только одной определенной программой для звукозаписи вы не остановитесь :)
Спасибо iGuides за статью.
Если взять в пример D&B сцену есть много имен которые не юзают что-то одно. Например, Noisia используют целый набор софта в который входят кубэйс, фрутик, эблтон, помимо софта они используют еще и кучу аналоговых синтов.
Хороший обзор.
И вопрос виндовым знатокам, подскажите аналог Main stage под винду?